Файл: Человеческий фактор в управлении организаций (ООО "СевУралЭнергоЛес").pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления человеческим фактором в современных организациях
1.1.Сущность, концепция управления человеческим фактором
1.2.Методы управления человеческим фактором и капиталом
1.3.Понятие, сущность и роль кадровых управленческих решений
2. Анализ системы управления человеческим фактором в организации ООО "СевУралЭнергоЛес"
2.1.Общая характеристика деятельности предприятия
2.2.Анализ результатов оценки персонала компании
2.3.Разработка плана по улучшению человеческого фактора в организации
Кадровые решения, главным образом, касаются вопросом планирования и управления персоналом с целью достижения большей эффективности деятельности предприятия (Рис.5).
Рисунок 5 - Система работы с персоналом [27]
Кадровое планирование на предприятии – это целенаправленная, научно-обоснованная деятельность организации, целью которой является предоставление предприятию рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с предъявленными требованиями к способностям работников [6, c.12].
Кадровые управленческие решения направлены на работу с кадровым потенциалом предприятия, которые нуждается в повышении квалификации, мотивации и т.д.
Кадровый потенциал предприятия – это основа эффективности его экономической деятельности и поддержания своего развития в долгосрочном периоде. Поэтому кадровая политика предприятия в настоящее время направлена на реализацию двух основных целей [6, c.15]:
- обеспечение всех подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;
- обеспечение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов своей трудовой деятельности.
Планирование персонала является стратегической функцией кадрового менеджмента организации, которое включает в себя инструменты как количественного, так и качественного планирования персонала (повышение квалификации, кадровый контроль и т.д.). Эти инструменты определяют две основные задачи кадровой политики:
- решить задачи, формируемые под влиянием окружающей внешней среды (рынок труда, требования окружающей среды и т.п.);
- решить внутренние организационные задачи (вовлекать сотрудников в управление организацией, решать социальные проблемы, совершенствовать стиль руководства, повышать уровень профессиональных знаний и навыков сотрудников и т.д.).
При усилении роли функции управления персоналом в менеджменте организации кадровая политика ориентируется на решение следующих неотъемлемых проблем [11, c.136]:
-
- сравнивать существующие и перспективные требования к вакантным должностям и кадровому составу;
- количественное и качественное планирование штатных должностей;
- адаптировать сотрудников;
- повышать квалификацию;
- структурировать и планировать расходы на персонал;
- управлять структурой материального вознаграждения и морального поощрения;
- определять уровень руководства;
- регулярно собирать и обрабатывать информацию о текущей деятельности и реализации стратегии организации.
Решение этих проблем направлено на усиление способности персонала к внедрению инноваций, повышению эффективности управления, содействию росту конкурентоспособности организации на рынках.
Процесс разработки и принятия кадровых решений на предприятии включает в себя несколько основных этапов, реализуемых кадровым отделом компании. К основным этапам можно отнести [14, c.87]:
- Определение стратегических задач развития предприятия,
- Создание спроса на трудовые ресурсы (количество, качество работников),
- Анализ существующего предложения на рынке труда (анализ внешних конъюнктурных факторов),
- Разработка плана человеческих ресурсов (создание программ набора, обучения кадров),
- Возможная корректировка задач компании.
Таким образом, сущность кадрового управленческого решения проявляется в нахождении оптимальных вариантов действий руководителя, который обязан решать ряд проблем предприятия и достигать поставленные перед ним цели, неся за это большую ответственность. Их подготовка и разработка требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов, однако, они оказывают важное воздействие на большие группы индивидов, как внутри предприятия, так и во всем обществе.
2. Анализ системы управления человеческим фактором в организации ООО "СевУралЭнергоЛес"
2.1.Общая характеристика деятельности предприятия
ООО "Суэл" зарегистрирована 11 июля 2016 г. регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга. Руководитель организации: директор Блинов Илья Сергеевич.
Юридический адрес ООО "Суэл" - 624983, Свердловская область, город Серов, Автодорожная улица, дом 16.
Основным видом деятельности является «Производство древесины, пропитанной или обработанной защитными или другими веществами», зарегистрировано 29 дополнительных видов деятельности.
Организация стремится к достижению следующих целей своей деятельности, как это показано на Рисунке:
- повысить общую эффективность деятельности компании,
- увеличить прибыль и рентабельность компании.
Миссия компании - быть лучшей организацией на рынке производства древесины
Цели деятельности
повысить общую эффективность
увеличить прибыль и рентабельность
Рисунок 6 - Миссия и цели деятельности компании
К основным ценностям, которые компания принимает в течение своей деятельности, можно отнести поддержание имиджа компании по качественному обслуживанию клиентов, ориентация на покупателей, обеспечение стабильности, которая является корпоративной ценностью компании.
В целом внутреннюю и внешнюю среду компании можно представить следующим образом (Рис):
Потребители
Внешняя среда
Конкуренты,
государство
Внутренняя среда предприятия (сотрудники)
Поставщики
Рисунок 7 - Внутренняя и внешняя среда
Организационная структура организации представлена на рисунке.
Рисунок 8 - Оргструктура компании
Таким образом, организационная структура имеет линейный характер. Директору подчиняются администраторы, заведующий производством, специалист по кадрам.
Процесс управления персоналом в компании непосредственно осуществляет инспектор по кадрам. Рассмотрим основные функции и выполняемые задачи специалиста отдела кадров.
Политику по планированию и управлению персоналом в компании осуществляет инспектор по кадрам, подчиненный генеральному директору, в чьи задачи входит:
1. Обеспечение предприятия кадрами: определение потребности в трудовых ресурсах, их поиск и ознакомление с условиями труда;
2. Подготовка и повышение квалификации персонала;
3. Оформление трудовых контрактов;
4. Организация оплаты труда, подразумевающая определение структуры оплаты труда и льгот;
5. Выявление и устранение социальной напряженности внутри персонала;
6. Координация работы по улучшению условий труда и соблюдению техники безопасности на рабочих местах.
Специалист отдела кадров осуществляет все функции, связанные с анализом основных кадров предприятия.
Таким образом, в целом организация действует на рынке с целью увеличения своей доходности от производства и продажи древесины различным потребителям г. Серов.
2.2.Анализ результатов оценки персонала компании
Аудит персонала в организации призвана провести комплексную оценку текущего состава персонала по следующим показателям:
- по должностям,
- по стажу работы,
- по образованию.
Приведем результаты последней оценки персонала в компании.
Общая численность персонала на последний отчетный период составила 30 человек, из которых 5 - аппарат управления, 20 - работники среднего и низшего звена (рис).
Рисунок 9 - Структура персонала ООО "Суэл"
К работникам среднего и низшего звена относятся заместители директоров отделов.
Вспомогательные работники – это функциональные работники ООО "Суэл".
Исходя из рисунка структура персонала (по возрасту), можно выделить три основных сегмента диаграммы, это 52% персонала в возрасте от 18-28 лет, 24% персонала в возрасте от 29-39 и 24% персонала в возрасте от 40-50 лет.
По проведенному анализу, можно сказать, что служащие и специалисты, все относительно молодого возраста, а возраст обслуживающего персонала варьируется в широких пределах, от 18 до 45 (рис).
Рисунок 10 - Структура персонала компании (по стажу работы)
Анализ структуры персонала ООО "Суэл" (по стажу работы), показал, что основной стаж работы персонала от 1-2 лет (65%), от 3-5 лет (20%), от 6-8 лет (15%), это означает, что текучесть кадров на данном предприятии очень большая, это может быть связано с различными аспектами, например, маленький размер заработной платы, бесперспективность карьерного роста, и другие аспекты, тем самым кадровая служба компании постоянно в поисках новых сотрудников (рис).
Рисунок 11 - Структура персонала компании (по образованию)
По данным рисунка 11 видно, что 65% работников имеют высшее образование, 20% работников ООО "Суэл" имеют средне специальное образование, 15% персонала имеют среднее техническое образование. Это означает, что персонал на этом предприятии отбирают по определенным критериям, в том числе и по образованию.
Рисунок 12 - Структура персонала ООО "Суэл" (по полу)
В компании мужчины (43%) занимают руководящие должности, и там где работа предусматривает тяжелый физический труд или специфика самой работы требует мужского присутствия.
Причины текучести кадров в компании разные включают в себя:
- неясные шансы для роста
- низкий заработок
- недостаточное обеспечение.
Таблица 2 - Динамика численности персонала в ООО "Суэл"
Показатель |
Величина |
Откл. |
разница |
2017 |
2018 |
||
Плановая численности персонала |
30 |
34 |
4 |
Среднесписочная численность персонала |
22 |
25 |
3 |
Нехватка персонала |
-8 |
-9 |
-1 |
Количество принятого персонала |
5 |
7 |
2 |
Количество уволившихся работников |
2 |
3 |
1 |
Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины |
2 |
3 |
1 |
Количество работников, проработавших весь год |
26 |
28 |
2 |
Коэффициент текучести |
3,8 |
4,9 |
1,1 |
Коэффициент оборота по приему |
0,14 |
0,16 |
0,02 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,05 |
0,06 |
0,01 |
Коэффициент постоянства состава |
0,94 |
0,93 |
-0,01 |
По данным табл. 2, видно, что произошли изменения во всех показателях. Плановая численность персонала составила в 2017 году 30 человек, и изменилась в 2018 году, составив 34 человек (откл. 4).
Среднесписочная численность в 2017 году составила 22 человек, в 2018 - 25 (откл. 3), нехватка персонала составила в 2017 году - 8 человек, в 2018 году - 9 человек.
Коэффициент текучести составили в 2017 и 2018 годах - 3,8 и 4,9 соответственно; коэффициент оборота по приему в 2017 году - 0,14, в 2018 году - 0,16; коэффициент оборота по выбытию составил в 2017 и 2018 годах - 0,05 и 0,06; коэффициент постоянства состава составил в 2017 году - 0,94, в 2018 - 0,93.
На рисунке представлены основные причины текучести кадров (сообщение причины увольнения сотрудником инспектору по кадрам в заявлении).
Рисунок 13 - Причины текучести кадров в ООО "Суэл"
Таким образом, основная причина ухода из компании - это низкая оплата труда (63%) – около 30 000 рублей, 19% - недостаточная мотивация персонала, 18% - отсутствие карьерного роста. Предприятию необходимо больше обратить внимание на моменты стимулирования труда своих работников.
Аудит персонала в компании проводится ежегодно с целью выявления качества кадрового состава предприятия.
В состав аттестационной комиссии входят: Генеральный директор ООО "Суэл"; представители независимой компании, проводящей первичную оценку.
В течение 2018 года оценочные комиссии заседают для оценки специалистов, прошедших испытательный срок.
Аудит сотрудника проходит в два этапа:
-психологическое тестирование;
-оценка профессиональных качеств сотрудника.
Таблица 3 – Результаты оценки персонала в ООО "Суэл"
Показатель |
Средняя оценка комиссии при анализе всех 30 работников |
Стрессоустойчивость |
4,8 |
Доброжелательность и внимание к посетителям ресторана |
5,0 |
Наличие высшего образования |
4,5 (19 человек имеют высшее образование) |
Стаж работы |
4,5 (19 человек работают более 6 лет в компании) |
Общая оценка профессионализма |
4,8 |
Таким образом, поскольку все показатели превышают значение 4,5, то оценка персонала ООО "Суэл" может считаться удовлетворительной.