Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Таким образом, стресс на работе возникает как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.
Стресс на работе приводит к ухудшению состояния и самочувствия. Кроме нарушения сна, перепадов настроения, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями постоянный стресс ухудшает течение хронических заболеваний, таких как, например, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни сердечнососудистой системы, различные гормональные нарушения, психологические состояния. [13]
Ухудшение здоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, поэтому организация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе это задача работодателя. А каждый из сотрудников, в свою очередь, оценивая свои возможности, определяет, подходит ему такая работа или нет. Благоприятные условия для работы и хороших результатов это обязательно: признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника. [12]
Вот например, у большинства компаний в США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников. Улучшение условий труда вместе с индивидуальными программами по стресс-менеджменту являются основой для предупреждения последствий стрессовых перегрузок на работе. [2]
Бизнес в России - прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность труда человека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у него мотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а, следовательно, и стресс. [7]
Большинство работодателей требуют от своих подчиненных максимальной участия в производственный процесс, так как от производительности труда во многом зависит прибыль предприятия. Однако психологическое перенапряжение вызывает нарушения психической деятельности человека и последующий упадок сил. [7]
Стресс, воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгоду компаний. [15]
Это выражается в:
- снижении производительности и качества труда;
- некорректных управленческих решениях;
- болезнях сотрудников и производственных травмах;
- расходах на замену сотрудников;
- прогулах;
- ухудшении имиджа компании.
Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса - работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику - предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом. Последнее исследование, к примеру, выяснило, что профессиональные стрессы приводят работников к психическим заболеваниям. [18]
Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников. Исследователи обнаружили у них огромное количество разного вида душевных расстройств - депрессии, тревоги, панические состояния, шизофрения и др. [14]
Оказалось, что повинны в этом именно условия их профессиональной деятельности. Эмоциональное здоровье работника стало просто несовместимо с темпами бизнес-процессов и постоянной борьбой на корпоративной арене. Проблема стала настолько серьезной (в частности, резко возросло количество суицидов среди работников фирм), что не могла не привлечь внимание психологов. [5]
Психические заболевания, приобретенные на работе, ежегодно вымывают в среднем 105 миллиардов долларов из бюджета США. Под этой цифрой подразумеваются финансовые потери компаний от низкой продуктивности их работников, которая является следствием психических расстройств. [7]
Сегодня эту проблему пытаются преодолеть с помощью различных программ, которые предполагают организацию консультаций и неотложной помощи для организаций, столкнувшихся с проблемой роста отклонений в психике среди своих работников. Однако, следует обращать больше внимания на профилактику этих заболеваний. [16]
3.3 Профилактика профессионального стресса
Основы профилактики:
Для организации профилактических мероприятий нужно, до этого только, отдать оценку ситуации в фирме, в том числе, главных стрессогенных причин и моделей поведения персонала, к примеру, ступени стойкости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а еще морально-психологическому климату в коллективе. [6]
На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкрет-ные сотрудники, чьё положение просит главного вмешательства. Сразу определяются главные проблемные зоны и стресс-факторы, какие нужно корректировать (к примеру, поменять график труда и пр. ), разрабатываются программы мероприятий сообразно профилактике профессионального стресса. [1]
Методы профилактики:
Осмотрим более известные методы работы с профессиональным стрессом в русских организациях. [13]
Уведомление тружеников. Известие персонала о признаках профессионального стресса и причинах - один из методов его профилактики. К примеру, в корпоративной газете либо на информационном щите разрешено сотворить раздел «Здоровье», в котором часто отпечатывать статьи об этом явлении и методах борьбы с ним. А для тружеников «группы риска» разрешено жить информационные лекции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» - чем ранее и более труженик выяснит, тем вероятнее он сумеетизбежать либо понизить эксплицированность стрессового состояния. [19]
Тренинги для персонала. [17]
Программа особого тренинга для персонала разрабатывается с учетом итогов диагностики. Однако, как верховодило, центральной темой его делается не столько знание сторониться стрессовых обстановок, насколько дееспособность выискать более рациональные выходы из-них.
Достаточно нередко элемента таковых тренингов делается обучение тайм-менеджменту – управлению порой – как собственным, так и подчиненных. Его верное расположение способствует избежать стресса, связанного с лишней либо недостаточной загруженностью. [13]
Ещё одна принципиальная дробь предназначенных тренингов обязана существовать приурочена кстрессовым обстановкам, появляющимся в ходе пакетный деловитости. «Мозговой штурм», совещания, переговоры - все это безизбежно соединено с нервозным напряжением, желая и представляет собой очень главную и чрезвычайно эффективную дробь работы в фирмы.
Тренинги для управляющих. [8]
Тренинги для управленцев проводятся персонально, т. к. выкроить время для групповых занятий – суровая неувязка. Индивидуальные же традиционно проходят в кабинете управляющего 1-2 раза в недельку(сообразно 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как действенных, этак и малоэффективных компонентов поведения управляющего. Все стремления направляются на минимизацию применения неуспешных стратегий, в особенности в трудных бизнес-ситуациях. [5]
Личные тренинги(коучинг)для собственников компаний и топ-менеджеров проводят, как верховодило, приглашенные спецы.
Корректировка локального климата в коллективе. [11]
Во почти всех вариантах профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в фирмы, что может существовать неувязкой как отдельных структурных подразделений, этак и только компании.
В качестве профилактики чрезвычайно эффективны тренинги командообразования, разрешено вести сессию занятий сообразно стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту. Посодействуют и коллективные выезды на природу, общие спортивные мероприятия, дни здоровья и т. п. Комфортнаявыкройка психогигиенической и стресс-профилактической работы на затеи – творение комнат психологической разгрузки, в каком месте люди имеют все шансы передохнуть и возбудиться на положительный лад. Ежели в службе персонала имеется психологи, то разрешено осуществить и «горячую линию» и личные «разгрузочные» консультации для тружеников «группы риска». [7]
Профессиональный отдел может обладать в собственном запасе достаточно большой перечень методик работы с профессиональным стрессом, и их отбор объяснен спецификой и способностями компании. Однако даже при неимении денежных, человечьих либо мимолетных ресурсов любой менеджер сообразно персоналу может приходить на работу сообразно профилактике профессионального стресса. Основное – деятельно знаться с сотрудниками, расценивать их внутреннее положение и существовать способным воздействовать на него. [15]
3.4 Последствия стресса
Наша жизнь невозможна без стрессовых ситуаций. Каждое принятое нами решение выводит наш организм из равновесия. В зависимости от того, насколько важным для нас был сделанный выбор, будет и масштаб наступившего стресса. Иногда мы его просто не замечаем, иногда чувствуем, но справляемся, иногда без посторонней помощи с наступившим стрессом мы совладать не в силах. Но в любом случае последствия могут быть непредсказуемы не только для вашего психологического состояния, но и для физического. [9]
Чем опасен стресс и каковы его последствия для психического состояния человека: [8]
напряженность;
депрессия;
необоснованный гнев;
неадекватное мышление;
раздражительность;
забывчивость;
отсутствие аппетита;
тревожность;
невнимательность;
апатия ко всему и ко всем;
недосыпание.
Стресс и его последствия для физиологического состояния человека: [4]
повышение уровня сахара;
повышение уровня содержания жирных кислот;
снижение иммунитета за счет снижения производства лимфоцитов во время стресса;
повышение давления;
учащение пульса;
хронический колит;
гастрит;
желудочная язва и т.д.
Причем, последствия сильного стресса могут быть вызваны не только негативными происшествиями, но и позитивными. К примеру, крупный выигрыш в лотерею, рождение ребенка, неожиданная радость и многое другое. Принято считать, что радостные события положительно влияют на личность человека. Ваш организм может быть не вполне с этим согласен. [2]
Стресс может быть вызван единичным происшествием, а может накапливаться в течение определенного времени в виде мелких загвоздок. Опоздавший автобус, мелкие ссоры с соседями, болтливый коллега на работе, бытовые ссоры в семье. Последствия нервного стресса из-за продолжительных неурядиц более существенные. Особенно тяжело переживают состояние стресса впечатлительные люди со слабой психической самозащитой. [16] Они быстрее впадают в депрессию и дольше не могут выйти из нее. Как результат хронической депрессии - снижение иммунной защиты организма. [15]
Еще один наиболее распространенный вид стресса у людей связан с их профессиональной деятельностью. [13]
Негативные последствия профессионального стресса: [11]
эмоциональное истощение;
неудовлетворенность своими действиями;
раздражительность и нежелание работать;
немотивированные переживания;
тревога, беспокойство;
раздражительность;
снижение самооценки;
снижение продуктивности работы;
частые головные боли;
нарушение сна.
Как результат - смена рабочего места из-за невозможности дальнейшего нахождения организма в состоянии нервного стресса. [14]
Вывод по главе «Стресс в управленческой деятельности и его ликвидация» рассматриваем проявления профессионального стресса у управляющих, изучаем и выбираем самые эффективные методы борьбы со стрессом. Методов борьбы со стрессом довольно много, начиная от обычной медитации и заканчивая лекарственными антидепрессантами. Работая с данной главой и анализирую всю полученную информацию стало, очевидно, понятно, что самый лучший способ - это профилактика с целью предотвращения большого количества стрессовых ситуаций. Также в данной главе мы столкнулись с последствиями, которые вызывает стресс. Последствия могут быть абсолютно разные, начиная от обычной депрессии и заканчивая летальным исходом. На пути изучения и анализа данной главы, стало довольно, очевидно, себя нужно беречь, стараться не перенапрягаться в рабочей деятельности и грамотно придерживаться своему распорядку дня.
Заключение
В ходе подготовки данной курсовой работы были решены следующие задачи:
1. определить понятие стресса;
2. выделить основные формы стресса;
3. определить причины появления стресса;
4. обозначить виды, фазы и классификации стресса;
5. обозначить влияние стресса на человека;
6. подобрать наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактикой и минимизацией в управленческой деятельности.
Управленческая деятельность - это принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. [5] А это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стресс устойчивости.
Мы подробно раскрыли аспекты данной тематики, что касается понятия стресса с научной и достоверной точки зрения, профессионального стресса, подробно изучили причины появления такого состояния, его существующие виды и подвиды, рассмотрели этапность фаз протекания данного процесса, классификации нескольких видов, признаки и проявления стресса, привели реальные из жизни примеры компаний, а также раскрыли методы борьбы со стрессом и его профилактики. [3] Также рассмотрели стресс, как профессиональное явление в управленческой деятельности, сравнили методы предотвращения стресса в разных странах, путём стресс-менеджмента. В одной из глав подробно расписали последствия стрессовых ситуаций и на ряду с этим подобрали самый эффективный и оптимальный метод профилактики и борьбы с таким состоянием организма. Нельзя стресс, в целом, рассматривать, как какое-то негативное явление, стресс в малых, допустимых, пороговых дозах даже полезен для организма, так как он активирует приспособительную, адаптивную функцию человека, заставляя, тем самым бороться и преодолевать трудности. [8]