Файл: Особенности управления инновационными проектами в некоммерческих организациях.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность инноваций и их значение для организации
1.2 Характеристика жизненного цикла инновационного проекта
2. МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ В ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОМ ДИСПАНСЕРЕ №17 ВАО Г. МОСКВЫ
ВВЕДЕНИЕ
Инновационные подходы играют решающую роль в поступательном развития любого сектора экономики, в том числе и некоммерческих организаций. Это в полной мере касается медицинской отрасли, так как именно технологические улучшения позволяют обеспечить значительные положительные сдвиги в развитии отечественной медицины.
Актуальность исследования обусловлена важностью реализации инновационной модели развития РФ в сфере здравоохранения для оптимизации рационального использования ресурсов и управления качеством оказания медицинских услуг.
Цель работы – определение особенностей управления инновационными проектами в некоммерческих организациях на примере организации здравоохранения.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность инноваций и их значение для организации;
- дать характеристику жизненного цикла инновационных проектов;
- рассмотреть деятельность Противотуберкулезного диспансера №17 ВАО г. Москвы;
- определить пути повышения эффективности инновационной деятельности Противотуберкулезного диспансера №17 ВАО г. Москвы.
Объект работы – управление некоммерческой организацией.
Предмет работы – менеджмент инновационных процессов в некоммерческой организации.
Методологическую основу исследования составляют научные разработки отечественных и зарубежных ученых. При написании работы использованы такие методы исследования как индукция, дедукция, синтез, анализ, сравнение и обобщение.
Информационную базу работы составляют нормативные акты, учебные материалы и материалы периодических изданий, посвященные исследуемой теме, информация о предприятии.
Логика исследования обусловила структуру курсовой работы: введение, два раздела основной части, заключение, список использованных источников из 20 наименований. Общий объем страниц – 30.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность инноваций и их значение для организации
Инновацией является конечный результат деятельности по созданию и использованию нововведений, воплощенных в виде усовершенствованных или новых товаров (изделий, услуг), технологий их производства, методов управления на всех стадиях производства и сбыта товаров, которые способствуют развитию и повышению эффективности деятельности предприятий [8, c.46].
Классификация инноваций является достаточно хорошо разработанной в научной литературе, однако с точки зрения управления организацией наибольший интерес представляют организационно-управленческие инновации, в состав которых входят организационные, корпоративные и управленческие [13, c.154].
Корпоративные инновации направлены на совершенствование корпоративной культуры, управление конфликтами и формирование благоприятной управленческой среды.
Управленческими инновациями является изменение существующих принципов, процедур, методов, техник и иных элементов системы управления организацией на кардинально новые, что является результатом творческой деятельности.
Организационные инновации – это внедрение новых организационных методов в деятельность предприятия, организацию новых рабочих мест либо внешних связей [14, c.56].
Организационные инновации могут быть направлены на:
- повышение эффективности деятельности предприятия с помощью сокращения административных либо оперативных затрат;
- улучшение состояния рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширение доступа к нетоварным активам (таким как некодифицированные знания из внешних источников) или уменьшение затрат.
В целом организационные инновации – это введение новых методов относительно совершенствования организационных процессов в сфере кадровой политики и управления персоналом, организации и управления производственными процессами, создания информационных систем и баз данных, внешнеэкономических связей и интеграционных процессов в соответствии со стратегией развития предприятия.
Отличительной чертой организационных инноваций на предприятии является внедрение какого-либо организационного метода (в деятельности предприятия, организации рабочих мест или внешнеэкономических связях), который ранее не использовался на предприятии и является результатом реализации стратегических решений руководства
Инновационный менеджмент – это одно из направлений стратегического управления, которое осуществляется высшим менеджментом компаний и представляет собой совокупность принципов, методов и форм управления инновационным процессом, инновационной деятельностью и персоналом, осуществляющим эту деятельность. Рассмотреть данную категорию можно по нескольким аспектам [1, c.28].
Во-первых, инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную отрасль управленческой науки и профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение условий инновационного развития любой организации [3, c.62]. Как вид деятельности и процесс принятия решений инновационный менеджмент является совокупностью процедур, образующих общую схему управления инновационным процессом [11, c.23].
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предусматривает создание определенной иерархической организационной структуры, в состав которой входят специализированные подразделения управления, руководители разных уровней, которые наделяются полномочиями относительно принятия и реализации соответствующих управленческих решений и несут ответственность за их результаты. [14, c.41]
Сфера внедрения инноваций определяется выбранной стратегией развития предприятия, первоочередными заданиями, имеющимся потенциалом (рис. 1). [17, c.124]
Инновационный менеджмент
Сфера управления нововведениями
Техническая
Технологическая
Социально-экономическая
Управленческая
Предметы труда
Товары (услуги)
Оборудование
Инструменты
Средства связи
Технологический прогресс
Материалы
Квалификация и опыт
Ноу-хау
Организация труда
Профессиональный рост
Творческий потенциал
Культура организации
Рынки сбыта
Отношения с потребителями, поставщиками, гос. органами
Методы принятия решений
Организационная структура
Стимулирование работников
Управление персоналом
Стили управления
Рисунок 1. Сферы реализации инновационных процессов на предприятиях
Разнообразие деятельности по управлению инновационными процессами может быть представлено в виде определенных функций в цепочке: идея – научные исследования – разработки – проектирование – производство – реализация инноваций.
К основным функциям, отражающим содержание инновационного менеджмента как процесса, относятся: прогнозирование, формирование инновационных целей (планирование), организация, координация (руководство), мотивация и стимулирование, контроль [16, c.38]/
Согласование функционирования различных локальных подсистем в системе менеджмента предприятия обычно происходит на уровне создания дерева целей, выработки правил и процедур, а также установления критериев выбора и реализации управленческих решений. Эти уровни согласования линейно зависят от свойств подсистем менеджмента. Системе инновационного менеджмента, как и любым другим системам управления, присущи определенные свойства, а именно: целостность; целостность существования; структурность; надежность; совместимость и синергичность; централизованность; адаптивность и развитие; открытость системы; возвратность связей и т.д.
Управление инновационной деятельностью является составляющей менеджмента современного предприятия, включающей планирование, организацию и стимулирование инновационной деятельности, реализацию инновационных проектов, рассчитанных на получение конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций предприятия. [15, c.75]
Система управления инновационной деятельностью, как и любая другая система на предприятии, является составной частью общей системы управления организацией (рис. 2).
По результатам исследований, среди вышеприведенных свойств системы управления инновационной деятельностью, стоит выделить именно те, которые имеют важное значение при взаимодействии с другими системами организации. К этим свойствам можно отнести целостность, адаптивность и развитие, совместимость и синергичность.
Рыночное окружение
Факторы воздействия
Вход:
информация, сырье, материалы, энергия, лицензии
Общая система управления
ПРЕДПРИЯТИЕ
Система управления инновационной деятельностью
Другие системы управления на предприятии
Выход: инновационная продукция, креативные идеи, инновационные технологии и т.д.
Рисунок 2. Система управления инновационной деятельностью как составляющая общей системы управления предприятием [14, c.32]
На предприятии, которое осуществляет инновационную деятельность, необходимым условием является постоянное оценивания системы управления этой деятельностью, для того чтобы избежать незапланированных затрат. Важно также проводить оценку этой системы во взаимосвязи с системами управления других видов деятельности. То есть, необходимо оценивать влияние затрат и их целесообразность на функционирование каждой системы.
Проведение всестороннего мониторинга существующих систем на предприятии обеспечит ему эффективное функционирование и сильные конкурентные позиции.
1.2 Характеристика жизненного цикла инновационного проекта
Проектным либо жизненным циклом называется последовательность действий по планированию и выполнению проекта. Описание проектного цикла в различных источниках по управлению проектами может быть разным. Но в любом случае общими являются три аспекта:
1) На каждой стадии (фазе) принимаются решения и получают один или несколько результатов. Каждая стадия отличается составом участников, привлеченных к выполнению стадии.
2) Стадии в цикле выполняются последовательно - каждая стадия должна быть завершена для успешного выполнения следующей стадии.
3) Опыт реализованных проектов используется при разработке будущих проектов. [5, c.201]
Проектный цикл представляет логическую последовательность действий, выполняемых последовательно, и состоит из следующих стадий:
- программирование;
- идентификация потребностей и проблем;
- формулировка (разработка) проекта;
- финансирование;
- реализация проекта;
- мониторинг проекта;
- оценка результатов проекта. [13, c.316]
На этапе программирования определяется проблемное поле, уточняется проблемная ситуация и описывается конкретная проблема, которая будет решаться в формате проекта. Для этого необходимо провести обзор макроэкономических и социально-экономических показателей, найти неопровержимые, четкие и понятные аргументы в пользу отобранной для проекта проблемы, определить препятствия и возможности развития с учетом предыдущего опыта решения проблемы, приоритетов предпринимателя.
Процесс программирования должен согласовываться с основными аналитическими документами логико-структурного подхода, в частности:
- определять основных участников и оценивать их потребности, интересы и возможности;
- определять и анализировать приоритетные проблемы / ограничения и возможности развития;
- определять цели развития, которые касаются избранных приоритетных проблем. [11, c.25]
Этап идентификации потребностей и проблем развития, посвященный формулировке идей (вариантов) проекта по решения отобранной на этапе программирования проблемы, отбора идеи проекта, определению его миссии и целей. При этом миссия и цели проекта должны быть уместными (актуальными), достижимыми (осуществимыми) и постоянными (поддерживаться после завершения проекта).
В завершение этапа идентификации оцениваются основные атрибуты системы качества проекта: актуальность, осуществимость, эффективность и надлежащее управление.
Основными документами на этапе идентификации являются:
- техническое задание;
- идентификационное описание, включая проект технического задания для технико-экономического обоснования / изучения проекта;
- финансовое предложение для программы / пакета проектов. [7, c.426]
Формулировка (разработка) проекта. На этом этапе идея проекта отобранная на этапе идентификации, превращается в проект, то есть проектные идеи развиваются и разрабатывается план мероприятий и действий. Проводится проверка достижимости и устойчивости результатов мероприятий, идентифицируются риски и предположения. На основе плана мероприятий / действий (графика работ), приведенном в масштабе времени с учетом ресурсных ограничений и требований к качеству, разрабатывается бюджет проекта. Процесс планирования проекта приведен на рисунке 3. [9, c.38]