Файл: Оценки стоимости бизнеса (Теоретические основы оценки стоимости компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная рыночная экономика не может эффективно существовать без института оценочной деятельности. Сделки купли-продажи, передача имущества в залог, инвестиции в бизнес или какие-либо проекты, оценка эффективности работы менеджмента и бизнеса и другие не менее важные и обязательные случаи оценки влекут за собой обращения к оценщикам за услугами по формированию рыночной или какого-либо другого вида стоимости.

Знание основ оценки стоимости бизнеса, умение проводить расчеты, а также интерпретировать их результаты – это основа для принятия успешных управленческих решений, нацеленных на рост эффективности предприятия. Таким образом, оценка бизнеса становится все более актуальной, все больше организаций оплачивают оценочные услуги профессионалов, так как в современном мире становится невозможным успешно руководить деятельностью предприятия без знания ее стоимости.

Стоимость бизнеса, учитывая внутренние и внешние факторы, влияющие на предприятие, визуально отражает его финансовые возможности. Чем выше стоимость бизнеса, тем больше дохода получает собственник предприятия.

Оценка бизнеса - это процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом множества факторов, оказывающих на нее влияние.

В практике оценочной деятельности выделят три классических подхода: доходный, сравнительный и затратный.

В связи с вышеотмеченным, актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.

Объектом исследования представленной работы является стоимость открытого акционерного общества ОАО «Ярославский бройлер».

Предметом исследования являются классические подходы к оценке стоимости бизнеса.

Изучение основных теоретических аспектов оценки стоимости, а также применение полученных навыков и знаний на практике является целью данной курсовой работы.

Цель данной работы в анализе оценка стоимости бизнеса на конкретном примере.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

-определить роль и основные цени оценки бизнеса в современных условиях;

-определить особенности бизнеса как предмета оценки;

-произвести оценку стоимости бизнеса ОАО «Ярославский бройлер» тремя методами затратным, доходным и рыночным подходами;


Представленная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

В работе были использованы научные статьи и обзоры, составленные специалистами в металлургической отрасли.

Глава 1.Теоритические основы оценки стоимости компании

    1. Основные понятия оценки стоимости бизнеса

В соответствии с федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [1] под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Президент Финансового университета при Правительстве РФ Грязнова Алла Георгиевна в книге, составленной под ее редакцией, представляет оценку стоимости бизнеса [10, С. 78] в виде целенаправленного и упорядоченного процесса определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом различных факторов, которые оказывают на нее влияние в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.

Под оценкой бизнеса так же может подразумеваться определение стоимости «бизнес – линий» [17, С. 75]. Бизнес – линию в широком смысле можно определить как совокупность прав собственности, привилегий долгосрочного характера, технологий и контрактов, способных обеспечить возможность получения будущих доходов (поток доходов или серию денежных потоков). В узком смысле бизнес – линия представляет собой совокупность контрактов, в том числе лицензий на осуществляемый вид деятельности и на применяемые технологии, которые являются ключевыми для получения потока доходов.

Стоимость представляет собой возможную цену, которая в соответствии с мнением оценщика, может быть уплачена покупателем при осуществлении сделки с товарами или услугами в конкретно определенный момент времени или мерой экономической выгоды, получаемой собственником от обладания данным товаром или услугой.

К субъектам оценочной деятельности относятся физические лица, состоящие в саморегулируемых организациях в качестве профессиональных оценщиков и страхующие свою деятельность в соответствии с требованиями федерального закона №135 – ФЗ, а также юридические организации, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, иными словами все те, кто заказывает оценку, проводит, регулирует и контролирует ее. Однако действующим законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [1] регулируются взаимоотношения только между теми, что непосредственно проводит оценку бизнеса и теми, кто заказывает проведение этой процедуры. Таким образом, оценщики и заказчики являются субъектами «первого уровня», а все остальные – субъекты «второго уровня».


Оценка может осуществляться над следующими объектами, перечисленными в ст.5 закона «Об оценочной деятельности»:

  1. отдельные материальные объекты (вещи);
  2. совокупность вещей, составляющих имущество лица (движимое или недвижимое);
  3. право собственности и иные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  4. права требования, обязательства (долги);
  5. работы, информация, услуги;
  6. и иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. [21, С. 81]

Следовательно, можно выделить несколько направлений оценки, например: оценка станков, машин, оборудования, средств передвижения; оценка нематериальных активов и результатов интеллектуального труда, оценка недвижимости и земли; оценка предприятия в целом (бизнеса).

Результаты, полученные от проведения оценочной процедуры, интересны многим, начиная с самого заказчика оценки и вплоть до различных контрольно – ревизионных органов, страховых и кредитных компаний. Поэтому существует множество целей оценки бизнеса, среди которых можно выделить следующие:

  • усовершенствование системы текущего управления предприятием;
  • принятие документально подтвержденных и обоснованных инвестиционных решений, создание новой бизнес – линии;
  • реструктуризация или ликвидация предприятия его владельцем целиком или по частям. Так же возможно слияние, поглощение или выделение наиболее конкурентоспособных структур предприятия из всего производственного комплекса;
  • определение кредитоспособности предприятия, а также стоимости залога в случае кредитования (оценка необходима из-за возможного несовпадения величин стоимости активов по данным бухгалтерского учета с их действительной рыночной стоимостью).
  • страхование деятельности (оценка стоимости активов проводится для прогнозирования возможных будущих потерь и определения страхового возмещения);
  • налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода компании, его имущества на конкретный период времени.

Так как у заказчика оценки могут быть различные цели по проведению оценочной процедуры, то возникает необходимость определения конкретного вида стоимости. В Федеральном стандарте оценки №2 [5] описаны следующие виды стоимости, которые считаются наиболее часто применимыми при проведении оценки:

  • рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно и в своих интересах, располагают всей необходимой информацией и совершают сделку без принуждения;
  • инвестиционная стоимость – стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении этой стоимости учет возможной цены продажи объекта на открытом рынке не обязателен;
  • ликвидационная стоимость – это расчетная величина, которая отражает максимально вероятную цену возможного отчуждения за срок эксплуатации объекта при условии необходимости совершения сделки по отчуждению имущества. В этом случае во внимание принимается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать имущество на условиях, не соответствующих рыночным;
  • кадастровая стоимость определяется оценщиком для целей налогообложения и состоит в определении рыночной стоимости методами массовой оценки или же индивидуально для конкретного объекта оценки. Применяется при оценке объектов недвижимого имущества или земельных участков;
  • стоимость воспроизводства – это сумма затрат в рыночных ценах, определенная на дату оценки и необходимая для создания аналога объекта оценки с учетом с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
  • стоимость замещения практически идентична стоимости воспроизводства, однако, она не учитывает накопленного объектом оценки износа при производстве аналогичного объекта;
  • стоимость действующего объекта оценки - стоимость объекта как единого целого с учетом всевозможных условий его существования и целей использования;
  • внутренняя (фундаментальная) стоимость – это аналитическая оценка стоимости объекта, рассчитываемая чаще всего с помощью доходного подхода и основанная на предполагаемых внутренних характеристиках компании;
  • утилизационная стоимость – стоимость объекта оценки по окончанию срока полезного использования и равная рыночной оценке с учетом затрат на утилизацию.

Процедура оценки бизнеса осуществляется поэтапно: сначала заключается договор между заказчиком-собственником имущества и оценщиком, затем он собирает информацию и анализирует ее, после выбирает вариант наиболее эффективного использования объекта оценки посредством определения рыночной и справедливой стоимости объекта (термины «рыночная стоимость» и «справедливая стоимость» практически идентичны по своему значению. Однако, в оценочной практике именно справедливая стоимость является ключевой в случае невозможности установления сделок на рынке с объектами-аналогами, иными словами рыночную цену невозможно достоверно определить на рынке данного типа объектов), затем оценщик применяет различные подходы к оценке, выбирает методы оценки, на основании которых и осуществляется расчет. Заключительными этапами являются согласование полученных результатов для получения конечной величины стоимости оцениваемого объекта и написание отчета об оценке.

При проведении анализа оценщик использует разную информацию, которая обязательно должна отвечать принципам полноты и достоверности, т.е. она должна характеризовать деятельность объекта оценки за прошедшее время, точного соответствия целям оценки, а также должны приниматься во внимание внешние и внутренние условия, оказывающие влияние на объект оценки. Но одним из самых информативных источников в этом случае считается бухгалтерская отчетность, так как именно она является обобщающим документом, содержащим информацию об имуществе компании, источниках финансирования, ее доходах и расходах. Так как при проведении оценки оценщику необходимо сопоставлять данные бухгалтерского учета разных организаций, то проводится корректировка – нормализация финансовых документов компаний за прошедшие периоды (последние три – пять лет) с целью установления показателей, которые считаются характерными для нормального ведения предпринимательской деятельности. Иными словами, корректировка документов позволяет приблизить финансовую отчетность и потоки доходов к экономической реальности. Таким образом, в процессе корректировки из финансовых отчетов исключаются[21]:

  1. излишние затраты организации, а также те, которые считаются оценщиком необязательными;
  2. единоразовые доходы и расходы, не связанные с основным видом деятельности;
  3. личные доходы и расходы собственника организации и т.д.

Всю подготовку финансовой документации к процедуре оценки можно разделить на четыре этапа:


  1. проведение инфляционной корректировки осуществляется в целях приведения ретроспективной информации к сопоставимому виду с учетом инфляционного изменения цен;
  2. нормализация бухгалтерской отчетности – это изменение отчетности в зависимости от определения доходов и расходов, которые являются характерными для нормально действующего предприятия в данной отрасли. Нормализация проводится оценщиком для того, чтобы оценочные заключения были объективны, основывались на показателях, характеризующих реальную ситуацию на предприятии;
  3. трансформация бухгалтерской отчетности - это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Это изменение не является обязательным и проводится в случае, когда российские предприятия становятся объектами инвестирования из-за рубежа и, в целях сопоставимости информации, отчетность отечественных предприятий пересматривается на соответствие международным стандартам финансовой отчетности;
  4. вычисление относительных показателей, то есть проведение финансово анализа по данным трансформированной отчетности.

Можно выделить три основные группы принципов оценки, отражающих тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений:

  1. принципы, основанные на представлениях собственника имущества:
  2. принцип полезности заключается в том, что бизнес обладает стоимостью, только если он полезен реальному потенциальному собственнику. И хотя уровень полезности каждый собственник определяет для себя сам, он все же этот критерий определен качественно и количественно во времени, в пространстве и стоимости;
  3. принцип замещения основан на том, что покупатель не станет приобретать объект оценки дороже минимальной цены объекта аналога с идентичными полезными свойствами;
  4. принцип ожидания или предвидения подразумевает определение текущей стоимости дохода или других возможных выгод, которые получит владелец в будущем от объекта оценки;
  5. принципы, связанные с эксплуатацией собственности, иными словами с представлениями самих производителей:
  6. принцип вклада сводится к тому, что приобретение дополнительного актива целесообразно только в том случае, если экономическая отдача от его использования в производстве больше, чем сумма затрат на его приобретение;
  7. принцип добавочной продуктивности опирается на мнение о том, что при создании продукта взаимодействуют высший менеджмент, труд, представленный основным персоналом, капитал и земля. Три первых фактора производства амортизируются, и на их долю необходимо выделять из чистого дохода те суммы, которые будут обеспечивать в будущем простое воспроизводство каждого из этих ресурсов и справедливые части прибыли. Остальную часть дохода получают от использования земли, которая не амортизируется. Получается, что часть дохода, генерируемая от пользования землей, и является результатом эффекта добавочной продуктивности;
  8. принцип возрастающей и уменьшающейся отдачи: по мере введения дополнительных ресурсов в производство чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, но после достижения определенной точки общая отдача начинает расти темпами, значительно меньшими, чем было до этого;
  9. принцип сбалансированности – максимально возможный доход приносит то предприятие, на котором существует сбалансированность величин факторов производства;
  10. принципы, обусловленные действием окружающей среды:
  11. принцип соответствия заключается в том, что предприятия, не соответствующие по своим внутренним условиям требованиям рынка, скорее всего, будут оценены ниже средней стоимости;
  12. принцип конкуренции состоит в том, обострение конкуренции на рынке приводит к снижению стоимости будущих доходов;
  13. принцип изменения стоимости: рыночная среда, как внешний фактор, во многом определяет возможные способы использования предприятия как объекта оценки;
  14. принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделить или соединить так, чтобы общая стоимость объекта стремилась к своему максимальному значению;
  15. принцип наилучшего и наиболее эффективного использования применяется оценщиком только в случае проведения оценки в целях реструктурирования.