Файл: Оценки стоимости бизнеса (Теоретические основы оценки стоимости компании).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоритические основы оценки стоимости компании
1.2 Особенности бизнеса как объекта оценки
1.3 Анализ методов оценки стоимости бизнеса
Глава 2. Оценка рыночной стоимости бизнеса (на примере ОАО «Ярославский бройлер»)
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО
2.2 Оценка рыночной стоимости бизнеса ОАО «Ярославский бройлер» затратным методом на основе активов
2.3 Оценка рыночной стоимости бизнеса ОАО «Ярославский бройлер» доходным подходом
2.4 Рыночная оценка стоимости бизнеса ОАО «Ярославский бройлер»
2.5 Агрегированная оценка стоимости бизнеса ОАО «Ярославский бройлер»
1.2 Особенности бизнеса как объекта оценки
Для начала следует разъяснить само понятие бизнес. За его основу мною было выбрано определение, данное Есиповым В.Е., Маховиковой Г.А. и Тереховой В.В. в учебном пособии «Оценка бизнеса»: «Бизнес - это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли». На мой взгляд, оно достаточно четко, без лишних уточнений, отображает его суть.
Говоря об оценке стоимости бизнеса, нельзя не упомянуть об оценке стоимости предприятия. Согласно учебному пособию, представленному выше: «Предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности».
Предприятие и бизнес – схожие понятия во многих смыслах. Однако есть четкие различия между этими понятиями.
Формально, бизнес нельзя продать или купить, поскольку с юридической точки зрения права на бизнес не подлежат никакому оформлению. Обычно объектами сделки являются акции (доли в ООО) компании, ведущей этот бизнес, т.е. те объекты, которые с точки зрения гражданского права определены и имеют владельца.
В этой части оценка бизнеса пересекается с оценкой предприятий, поскольку при оценке предприятия объектом оценки также являются либо акции, либо доли юридического лица. Но оценка предприятия в большей степени основана на оценке активов компании и рассматривает все составляющие имущественного комплекса, в то время как для бизнеса важны лишь те активы, которые непосредственно задействованы в процессе работы. Нефункционирующие активы не увеличивают стоимость бизнеса, хотя они увеличивают стоимость предприятия, которое ведет этот бизнес. В этом заключается отличие оценки бизнеса от оценки предприятия.
Как упоминалось выше, бизнес не имеет четких определений в законе. Однако бизнес, в отличие от предприятия, рассматривается не как набор активов и пассивов, а как деятельность, направленная на получение доходов. Таким образом, бизнес подразумевает использование предприятия (имущественного комплекса) с целью получения выгод.
Бизнес, как и предприятие, обладает всеми признаками товара, а значит его можно продать, заложить, застраховать, завещать и т.д. Однако этот товар имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при оценке стоимости бизнеса:
- во-первых, бизнес является системой, но продаваться он может и как вся система целиком и как отдельные ее части;
- во-вторых, бизнес – это товар инвестиционный, предполагающий, что вложения в него подразумевают отдачу в будущем;
- в-третьих, потребность в бизнесе, как в товаре, зависит от процессов как внутри бизнеса, так и снаружи.
- в-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.[4]
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, или наблюдается уверенное снижение его прибыльности, он теряет для него полезность и подлежит продаже. Также, среди основных причин, из-за которых собственник может принять решение о продаже бизнеса следует выделить:
- Личные причины собственника;
- Невозможность инвестирования для развития бизнеса;
- Потребность в деньгах;
- Разногласия между владельцами.
Рыночная стоимость бизнеса, рассчитываемая оценщиком состоит из полезности, т.е. способности бизнеса приносить доход, и величины затрат на формирование альтернативного бизнеса. Таким образом, бизнес как определенный вид деятельности и предприятие или организация как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.
Бизнес, как объект оценки имеет основные факторы, влияющие на стоимость всего дела:
- ликвидность бизнеса (его доли);
- характеристики дохода и риски, связанные с его получением;
- нематериальные активы, репутация и имидж бизнеса;
- ограничения для бизнеса;
- размер оцениваемой доли;
- степень контроля, которую получит новый собственник;
- перспективы развития;
- особенности финансового положения;
- особенности конкурентной борьбы в данной отрасти;
- состав и структура продукции;
- технологии, качество и затраты производства;
- ценовая политика;
- кадровый состав;
- изношенность оборудования.
Правильная оценка может помочь не только в деле продажи бизнеса, но и при планировании его дальнейшего развития. Оценка поможет выявить реальное положение дел на предприятии, что в свою очередь является важным управленческим инструментом.
1.3 Анализ методов оценки стоимости бизнеса
Доходный подход к оценке стоимости бизнеса
Стоимость бизнеса, рассчитываемая с помощью доходного подхода, определяется на основе ожидаемых инвестором будущих денежных поступлений, которые будут получены от владения объектом оценки. Доходный подход в основе своей содержит принцип ожидания: потенциальный инвестор не заплатит сейчас за объект оценки – бизнес сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов этого бизнеса.
Применение доходного подхода возможно при условии существования информации, которая позволит достаточно достоверно спрогнозировать величину будущих доходов, которую объект оценки способен приносить, и к тому же величину всевозможных расходов, связанных с объектом оценки [5]. Суммы капиталовложений, которые прежний владелец компании инвестировал в свой бизнес, во внимание не принимаются при расчете цены объекта оценки. Таким образом, применяя доходный подход, оценщик учитывает только: сумму будущих доходов, момент получения этих доходов и продолжительность их получения.
В рамках доходного подхода специалистами выделяются два метода: метод дисконтирования денежных потоков и метод капитализации доходов.
Затратный подход к оценке стоимости бизнеса
Затратный подход основан на том, что оценщик определяет стоимость объекта оценки в зависимости от затрат на воспроизводство и замещение активов и обязательств бизнеса. Под затратами на воспроизводство подразумеваются те затраты, которые необходимы для создания точной копии объекта оценки с использованием идентичных материалов и технологий. А затратами на замещение объекта оценки служат те затраты, которые осуществляются при разработке аналога объекта оценки, но применяются те же материалы и технологии.
Таким образом затратный подход в своей основе полагается на принцип замещения: актив стоит не больше, чем сумма затрат, которые необходимо понести при замещении всех его составляющих.
Затратный подход применяется в том случае, если:
- необходимо произвести оценку предприятия в целом, но учрежденного недавно и еще не имеющего ретроспективной информации в отношении хозяйственной деятельности;
- существуют неудобства с применением доходного подхода в результате затруднения с обоснованием прогнозных денежных потоков;
- из-за отсутствия рыночной информации в отношении предприятий-аналогов, применение сравнительного подхода невозможно;
- ликвидация бизнеса.
Основными методами данного подхода считаются: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Особенности сравнительного подхода к оценке стоимости предприятия
В основу сравнительного подхода заложено сопоставление оцениваемого предприятия и аналогичных ему компаний по различным критериям с целью определения стоимости объекта оценки.
Оценка стоимости бизнеса, осуществляемая при помощи сравнительного подхода, строится на принципе замещения.
При применении сравнительного подхода оценщик ориентируется на реальную информацию, получаемую с открытых фондовых рынков, на которых регистрируется покупка и продажа собственности открытых акционерных обществ (которые и выбираются в качестве аналогов). Эта характерная черта метода, как и то, что сравнительный подход ориентируется на ретроспективу, то есть отражает уже достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является преимуществом метода.
Среди недостатков можно ответить, что при использовании метода не учитываются будущие возможности развития бизнеса, достоверную информацию можно получить только при наличии развитого финансового рынка ценных бумаг и при подсчете данным методом от оценщика требуется скрупулезная работа по корректированию итоговой величины и промежуточных расчетов.
Сравнительный подход к оценке бизнеса реализуется при помощи трех методов оценки: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевой специфики.
Глава 2. Оценка рыночной стоимости бизнеса (на примере ОАО «Ярославский бройлер»)
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО
«Ярославский бройлер»
В 1977 году в поселке «Октябрьский» Рыбинского района Ярославской области началось строительство бройлерной птицефабрики ОАО «Ярославский бройлер», которая в 1982 году дала первую продукцию.
Основным видом деятельности ОАО «Ярославский бройлер» и по сей день является производство мяса цыплят бройлеров.
На сегодняшний день, ОАО «Ярославский бройлер» — крупнейший производитель и переработчик собственного мяса птицы в России, а также полуфабрикатов и готовой продукции — (всего более 100 наименований), с замкнутым технологическим циклом. Цель предприятия - выпуск качественного продукта для потребителей по системе «клиент всегда прав», которая начинается с самого начала производства. Сама цепочка выглядит следующим образом:
- кормопроизводство
- цех родительского стада
- цех инкубации
- система содержания цыплят-бройлеров (цех выращивания)
- цех убоя и переработки мяса птицы
- логистика
- конечный потребитель
«Ярославский бройлер» является единственным специализированным предприятием по производству и переработке мяса цыплят-бройлеров в Ярославской области. Фабрика расположена в экологически чистом месте в 60 километрах от областного центра. Такое местоположение благоприятно сказывается на качестве выпускаемой продукции.
Именно качество стало главным аргументом ярославской птицефабрики в соперничестве на рынке, особенно на фоне богатого разнообразия торговых марок, как иностранных, так и отечественных производителей. Поэтому логичным шагом в развитии предприятия стала комплексная разработка и внедрение системы качества. Динамика развития предприятия указывает на грамотно подобранную руководством предприятия маркетинговую политику, нацеленную на устойчивое развитие хозяйства в сфере птицеводства.
Гибкая ценовая политика общества, система скидок привлекают покупателей из Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Иваново, Владимир, Череповец, Вологда, Тверь и многие другие).
На сегодняшний день ОАО «Ярославский бройлер» производит более 24 тыс. тонн в год живого веса цыплят — бройлеров. Для увеличения объемов производства мяса бройлеров производится реконструкция и модернизация птицеводческого комплекса: реконструкция и модернизация действующих и неработающих птичников, цеха утилизации, приобретение нового оборудования для выращивания птицы, оборудования для инкубатора, оборудования для переработки мяса птицы, утилизации отходов и производства мясокостной муки, холодильных камер, строительство, реконструкция объектов инфраструктуры, приобретение новой техники. Закончено строительство нового цеха убоя и переработки птицы, склада – холодильника, реконструкция и модернизация инкубатория.
Предприятие неоднократно получало награды за качество выпускаемой продукции. На главной ежегодной сельскохозяйственной выставке России «Золотая осень» в Москве и международном форуме «Мясная индустрия» (Москва) в период с 2006 по 2011 «Ярославский бройлер» получил 6 золотых и 6 серебряных медалей. Последним достижением компании стали высокие награды на 10-й международной выставке «Молочная и мясная индустрия 2012» г. Москва.
За время своего существования «Ярославский бройлер» стал одним из наиболее успешных птицеводческих хозяйств России. Обеспечивая рабочими местами более 1800 человек и являясь крупным налогоплательщиком в области, «Ярославский бройлер» вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие региона.