Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации сотрудников (На примере организации Джаз-кафе «Андреграунд»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие «мотивация» и особенности системы мотивации труда
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.3. Подходы к мотивации молодых работников
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЖАЗ-КАФЕ «АНДЕГРАУНД»
2.1. Специфика деятельности джаз-кафе «Андеграунд»
2.2. Исследование мотивации труда молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд»
2.3. Предложения по совершенствованию методов мотивации молодого персонала джаз-кафе «Андеграунд»
Таблица 1
Перечень должностей сотрудников джаз-кафе «Андеграунд» с указанием их количества
Наименование должности |
Численность |
Управляющий |
1 |
Шеф-повар |
1 |
Су-шеф |
1 |
Администратор |
1 |
Повара |
4 |
Менеджеры зала |
2 |
Бармен-официант |
2 |
Официант |
4 |
Уборщица |
1 |
Посудомойщица |
2 |
Итого |
19 |
Проанализируем качественный состав персонала джаз-кафе «Андеграунд» на апрель 2017 года по уровню образования.
Образовательный уровень персонала джаз-кафе характеризуется достаточно высокими показателями: около 62,5 % занятых в производстве услуг имеют высшее и неоконченное высшее образование.
Высшее образование имеет в основном административно-управленческий персонал, среднее - обслуживающий персонал.
Работа управляющего персонала отличается сложностью, наличием ответственности в принятии решений, по масштабам [26, с.119].
Незаконченное высшее образование имеет 37,5 % персонала. Это объясняется тем, что на такие должности как бармен, официант в основном набираются молодые люди (студенты), обучающиеся в настоящее время в университете, либо закончившие ВУЗ. Повара, младший персонал имеют среднее образование.
Исследование структуры персонала по возрасту показало, что большинство работников находится в возрастном промежутке от 20 до 30 лет, что говорит о преобладании молодых сотрудников в коллективе джаз-кафе «Андеграунд».
Нужно отметить, что подбор персонала является ключевым моментом ресторанного бизнеса.
Пути поиска персонала в джаз-кафе «Андеграунд» различные:
- самостоятельный подбор персонала путѐм размещения объявлений о вакансиях в СМИ с последующим проведением собеседований;
- использование услуг кадровых агентств;
- участие в ярмарке вакансий;
- получение бесплатно базы кандидатов при заказе подбора управляющего или шеф-повара в кадровом агентстве и др.
Текучесть кадров за последние 2 года выросла в 1,3 раза, при этом значительная доля увольнений приходится на основных производственных рабочих (штат). Коэффициент текучести по данной категории персонала составляет в 2016 г. 65%, то есть имеет критически высокие значения.
Среди причин увольнения 45% уволившихся назвали уровень оплаты труда, 19% – семейные обстоятельства и 12% – возможности карьерного роста на другом предприятии общественного питания.
За тот же период число сотрудников, прошедших различные формы обучения и повышения квалификации,
Следовательно, можно сделать вывод о том, что вложения в персонал, а именно в его обучение, в настоящее время не приносят своего результата и текучесть персонала растет. Кафе постоянно испытывает недостаток персонала, особенно рабочих кадров.
В джаз-кафе «Андеграунд» существует ряд нюансов, касающихся младшего обслуживающего персонала.
Первый нюанс заключается в том, что у сотрудников отсутствует мотивация по достижению поставленных руководством кофейни планов по продажам на грядущий месяц.
Во-вторых, причины отсутствия мотивации кроются в большой текучести кадров: ведь в первую очередь на должность официанта претендуют студенты. А их основной целью является возможность гарантированно заработать на период учебной деятельности. То есть работа в глазах учащегося предстает лишь временным вариантом получения дохода без перспектив дальнейшего карьерного роста [2, с.17].
В данном случае необходимо в обязательном порядке чётко обозначить гарантированный выигрыш, который будет обеспечен сотруднику, выполнившему поставленные кафе задачи по продажам. В связи с чем повысится и мотивация обслуживающего персонала. Таким образом, возрастет и качество сервиса. А это очень важно, ведь требования потребителей к качеству обслуживания повышаются опережающими темпами. К сожалению, в джаз-кафе «Андеграунд» не предусмотрены надбавки за работу в праздничные и выходные дни, но по желанию генерального директора могут быть выданы премии.
К нарушителям трудовой дисциплины применяются меры дисциплинарных взысканий (например, штраф в размере 500руб за курение в неположенном месте или опоздание).
2.2. Исследование мотивации труда молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд»
Для анализа системы мотивации и удовлетворенности молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд» в системе управления персоналом проведем исследование с помощью следующих методик:
1. Тест «Удовлетворенность трудом».
2. Опрос (в приложении).
3. Тестирование на основе методик, (тесты «Мотивация к успеху» и Герцберга).
Удовлетворенность персонала условиями труда, принятой системой оплаты, отношениями, сложившимися в коллективе с руководителями, сослуживцами, определяет мотивацию сотрудников на повышение эффективности работы предприятия.
Слабые места в методах и формах управления персоналом позволяет выявить оценка степени удовлетворенности трудом персонала.
Так, необходимо разрабатывать систему дополнительных стимулов, поощрений, которые позволят устранить или свести к минимуму факторы труда, которые не удовлетворяют персонал [22, с.109].
Для оценки степени удовлетворенности трудом коллектива джаз-кафе «Андеграунд» был использован тест «Удовлетворенность трудом».
Так, общий коэффициент удовлетворенности трудом персонала предприятия соответствует среднему уровню. Позиции, которые получили наибольшее количество неудовлетворительных оценок: методы управления, уровень профессионализма руководителей, уровень базовой заработной платы.
Рисунок 3. Показатели удовлетворенности трудовой деятельностью поваров, официантов и менеджеров зала
Рисунок 4. Типы сотрудников с различным уровнем процессуальной мотивации трудовой деятельности
Молодой персонал предприятия джаз-кафе «Андеграунд» (менеджеры зала — администраторы, официанты) не удовлетворены чрезмерной конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью руководителей, откровенными придирками, зависящими от настроения. Низкие баллы получил уровень заработной платы в размере 10 000–15 000 руб.
В результате определения уровня удовлетворенности персонала трудовой деятельностью можно сделать вывод, что недостаточной мотивирующей силой обладают факторы, связанные с уровнем заработной платы и межличностными отношениями руководитель — подчиненный.
Выполнение менеджерами зала и официантами джаз-кафе «Андеграунд» трудовых заданий предполагает высокий уровень активности, самостоятельности, предприимчивости, независимости, информированности, умения общаться с гостями и способности действовать в условиях высокой неопределенности и непредсказуемости поведения потребителей кафе.
Требования к официантам и менеджерам зала как ключевым фигурам в плане непосредственного контакта с гостями довольно высоки.
Однако им свойственна низкая оценка уровня значимости своего труда. Это приводит к низким оценкам результатов своей деятельности и удовлетворенности своей работой, что не свойственно работникам производства — бренд-шефам и поварам [8, с.123].
Далее в рамках разработки управленческого решения относительно мотивации молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд» был проведен опрос.
Опрос мнений сотрудников – это эффективный способ изучения ситуации в организации и отношения сотрудников к этой ситуации, который содержит 7 тематических блоков.
1 блок «Общие вопросы»
Проведенный опрос сотрудников предприятия общественного питания позволяет сделать вывод, что для 64% респондентов работа в джаз-кафе «Андеграунд» является средством для заработка денег, для 12% – это возможность подъема по карьерной лестнице, для 16% – возможность общения с хорошим коллективом и 8% считают, что не важно, где работать.
На вопрос «Как Вы оцениваете свою работу?» 40% опрошенных респондентов считают свою работу интересной; 32% – отмечают, что это работа, требующая высокой степени ответственности; 12% – говорят о том, что она требует творческого подхода; 8% – выделяют пункт, что работа сложная и трудная, а также дающая возможность продвижения по служебной лестнице.
Довольны своей работой в джаз-кафе «Андеграунд» 76% опрошенных сотрудников, 20% – скорее не довольны, чем довольны и 4% – затрудняются ответить.
Причинами недовольства сотрудники называли: недостаточный уровень материального вознаграждения, практически отсутствуют кадровые программы по обучению персонала.
Социологический опрос показал, что организация трудового процесса устраивает 100% работающих в джаз-кафе «Андеграунд», 96% и 92% поддерживают руководство в улучшении условий труда и модернизации производства: 88% и 84% считают нормальной социальную сферу и уровень заработной платы.
2 блок «Доверительные отношения между начальником и подчиненными».
Далее изучили отношения с коллегами и с руководителем в джаз-кафе «Андеграунд».
Респонденты следующим образом отметили варианты, которые наиболее подходят к вашему видению ситуации отношения с руководителем джаз-кафе «Андеграунд» в настоящее время:
В организации отзывчивое отношение руководства к идеям и мнению подчиненного |
Да Нет |
87% 13% |
-Понятные цели, четкие и выполнимые задачи от руководителя ? |
Да Нет |
76% 24% |
-Руководитель справедлив к сотрудникам |
Да Нет |
52% 48% |
-Достаточная похвала от руководства |
Да Нет |
10% 90% |
Итак, 76% опрошенных отметили, что им понятны цели, четкие и выполнимые задачи от руководителя, 87% сказали, что в джаз-кафе «Андеграунд» отзывчивое отношение руководства к идеям и мнению подчиненного [9, с. 139].
Большинство персонала считают, что эффективным способом мотивации сотрудников являются похвала от руководства.
Всего 10% респондентов считают, что похвала от руководства на достаточном уровне, следовательно, остальные 90% не получают от руководителя поощрений похвалами перед всем коллективом, и достаточно часто наблюдают критику только за закрытыми дверями. Итак, 32% опрошенных молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд» удовлетворены; 30 % удовлетворены в большей степени, чем нет; 5% - скорее не удовлетворены; 1% - совсем не удовлетворены; 2% затруднились ответить.
Всего половина респондентов 52% считают, что руководитель справедлив к сотрудникам, остальные ответили отрицательно, что также является достаточно серьезной проблемой, которую необходимо решать.
Следующий вопрос был таким» «Удовлетворены ли вы сложившимися в коллективе отношениями?».
3 блок «Карьерный рост»
Основную часть опрошенных 73 % не удовлетворяет возможность развития, как по вертикальной, так и горизонтальной карьерной лестнице в джаз-кафе «Андеграунд». Остальные 27% затруднились ответить. Тех, кого устраивает возможность карьеры не выявлено.
4 блок «Обучение и развитие»
Для того, чтобы выявить особенности обучения в организации как элемента системы мотивации молодых сотрудников в джаз-кафе «Андеграунд», респондентам предложили вопросы под номерами с 13 по 16.
Четверым был вопрос о том, есть ли в организации потребность в эффективной системе внутрифирменного обучения сотрудников. Основная часть опрошенных 17 чел. (68%)) ответили положительно, остальные 8 (32%) затруднились ответить.
Далее спросили, имеется ли у сотрудников осведомленность о программах обучения. Примерно половина из 100% (53%) осведомлены о программах обучения сотрудников в джаз-кафе «Андеграунд», остальные 47% затруднились ответить.
Получив ответы на третий вопрос, выделим форматы обучения, которые, по мнению опрашиваемых должны использоваться в джаз-кафе «Андеграунд» для усовершенствования процесса управления персоналом в процентом соотношении:
- тренинг качеств (41%).
- дистанционное обучение качеств (63%).
- развитие навыков на рабочем месте (85%);
- наставничество (79%);
- посттренинговое сопровождение на местах (22%).