Файл: проблема эмоциональной устойчивости у людей с различным творческим потенциалом (Что такое творческий потенциал).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Вы когда-либо замечали, как многие творческие люди не могут адаптироваться в социальную среду? Они какие-то не обычные, в них есть что-то странное, что дает им эту силу «творить». Но не дает вжиться в социум. Да, раньше так было часто, но в наше время, люди стали серьезно воспринимать труд «творцов». Но и не только это, так же и их эмоциональное состояние, множество ученных начали исследовать творчество, интеллект, взаимосвязь с эмоциями. И вот, теперь все чаще мастера своего дела, легко адаптируются в обществе. Но их все равно очень мало, что же им мешает находится с другими? Что им вообще мешает? Как они справляются со своими проблемами, ведь согласитесь, они какие-то другие? Они приковывают наше внимание своими странностями, но это сейчас. Раньше, это лишь отталкивало людей от них. Даже если вспомнить Ван Гога, он был «чудиком», но он сам уходил от людей, но дарил им свои картины, так как знал, что они могут его понять лишь через искусство.

Глава 1: «Творческий потенциал»

    1. Что такое творческий потенциал

Творческий потенциал - это совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Современные исследователи считают, что понятие «творческий потенциал» шире понятия «креативность», а креативность является лишь одной из творческих способностей, в которые входит и способность к конвергентному мышлению. Творческий потенциал человека может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению. В широком смысле – это ещё и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности. По существу, творческий потенциал в широком смысле – это структура характеристик, присущих творческим личностям (креативам). При этом если творческий потенциал в узком смысле измеряем, то в широком смысле – только прогнозируем с учётом степени выраженности личностных особенностей. Поэтому выведение какого-то обобщенного показателя (коэффициента) творческого потенциала весьма затруднительно.


Большей частью о творческом потенциале судят по творческим способностям и одаренности. Часто эти два понятия используются как синонимы. А. Маслоу связывает творческую одаренность с потребностью в «самоактуализации», т. е. с реализацией всех генетически обусловленных возможностей индивида. Он перечисляет черты личности, способной к самоактуализации:

• аффективное (эмоциональное) восприятие действительности; живая и вместе с тем адекватная реакция на окружение, на происходящие события;

• непосредственность в откликах на внешние воздействия, отсутствие стереотипов, низкий самоконтроль;

• свежесть, непосредственность восприятия;

• умение сосредоточиться на проблеме;

• независимость в суждениях;

• чувство общности с другими людьми;

• принятие себя и других такими, какие они есть, без предъявления высоких требований и без представления о себе как о достигшем всех возможных совершенств;

• чувство юмора;

• «творческое начало», выражающееся в отсутствии консерватизма, стремлении искать новые пути, способности видеть новые проблемы.

1.2. развитие творческого потенциала личности

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и её развития. Однако творчество чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. Но и в более поздних исследованиях посвященных изучению креативных процессов (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник и другие), креативность остается одной из составных частей интеллектуальной одаренности. При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) её суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное. Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии её стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творчества бралась "регрессия, обслуживающая Эго " (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творчества как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование "третичных процессов ". [1]И наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты. Таковы представления о "сверхрациональности" творчества (Р. Мэй, 1958), а также о творчестве как о двуедином "янусовом мышлении " и "гомопространственном мышлении" (А. Ротенберг, 1965). Для нас существенно то, что при всех различиях указанные подходы рассматривают творчество как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творчество является наличие продукта, или решение задачи. В качестве отдельного направления исследований одаренности может быть выделен личностный подход. В рамках этого подхода исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности одаренных людей, в результате чего создается их обобщенный личностный портрет. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Кокс, Э. Роу и других. Фактически при этом одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств, что соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорит ни о природе, ни о путях её развития.


В современных исследованиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов; одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и не интеллектуальные (личностные, социальные) факторы. К исследованиям этого направления, которое можно назвать синтетическим, относятся работы Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюзена, А. Танненбаума, Р. Стернберга, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер и других. Это направление позволяет во многом преодолеть односторонность перечисленных выше подходов, однако творчество определяется в нем описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

При рассмотрении творчества как аспекта интеллекта она фактически оценивается по результату; основным критерием творческого мыслительного акта является его результативность. Так называемый личностный подход на самом деле является логическим следствием представления о творчестве как об аспекте интеллекта, поскольку в нем изучаются личностные особенности людей, достигающих высоких результатов в области мыслительной деятельности. Поэтому закономерно, что синтетический подход, который пытается разрешить это мнимое противоречие, по сути, остается на тех же позициях, признавая основным критерием творческого продуктивного решения мыслительной задачи. К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены исследования Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творчества является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий. Неразрывность творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка показана в работах Н.С. Лейтеса, уделяющего особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии ребенка. Подход к одаренности как к интегральному явлению был осуществлен А.М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяются следующие структурные компоненты одаренности: доминирующая роль внутренней мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования решения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.


Указанные исследования представляют собой существенный вклад в изучение проблемы творчества и позволяют понять многие механизмы интеллектуального творческого акта. Нами творчество понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творчества, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия [2][3]продукта материального или идеального), а процессуальны, так как творчество рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности.

Основными процессуальными характеристиками творчества являются следующие:

а) творчество развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия;

б) творчество всегда в той или иной форме адресована другому человеку.

Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения творчества как реализации собственной индивидуальности, так как человеческая индивидуальность проявляется в процессе межличностного общения (прямого или опосредованного) и всегда в той или иной мере является предъявлением своей индивидуальности другому человеку.

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир и другие), потребность в самовыражении является основной потребностью человека. Она является сутью человеческого способа существования в мире.

Мы полагаем, что максимальное проявление процессуальных характеристик творчества (т.е. её межличностный характер и адресованность другому человеку) заключается в использовании собственной индивидуальности для выявления и проявления индивидуальности другого человека.

1.3 Эмоциональная устойчивость

Что же такое эмоциональная устойчивость? Это - способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Эмоциональная устойчивость характеризует момент наступления эмоциональной напряженности. Так же способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать [4]на неблагоприятные обстоятельства. Эмоциональная устойчивость определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.


Мы рассмотрим какие проблемы эмоциональной устойчивости у людей с творческим потенциалом и как они влияют на них. Ведь многие сталкивались с тем, что они застопорились и не могли ничего сделать, а ведь надо как-то продолжить работу, сдвинуться с мертвой точки и при этом сохранить хладнокровность, чтобы не испортить работу. Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения. Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу сознательного процесса.

Глава 2: «Эмпирическое изучение взаимосвязи эмоциональной стабильности, социальной адаптированности и творческого потенциала художественно одаренной личности»

2.1. Анализ результатов исследования

Исследование проводилось на базе двух вузов Украины – Восточноевропейского национального университета имени Л. Украинки и Ровенского государственного гуманитарного университета. Различными видами исследовательской работы было охвачено 210 студентов (в возрасте от 17-22 лет) направления подготовки которых «Изобразительное искусство».
Цель: заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании эмоциональной стабильности как условия проявления социальной адаптированности художественно одаренной личности.
Для решения поставленных задач и достижения поставленной цели были использованы общенаучные и специальные методы исследования, которые предусматривают системный подход к психологическому анализу. Статистическую обработку данных проведено с помощью компьютерного обеспечения. Вопрос эмоциональной стабильности художественно одаренной личности раскрыто частично, поскольку не существует единодушного взгляда на эту проблему. В результате обработки теоретико-методологической базы по проблеме эмоциональной стабильности художественно одаренной личности, выявлено, что основными детерминантами различной степени ее выражения могут быть индивидуально-психологические свойства человека, особенности переживания им эмоций и специфика поведенческо-адаптивной активности. Теоретический анализ проблемы выявил необходимость более полного и точного ее изучение в реальных условиях, как самостоятельного, многоуровневого феномена. Это позволило нам провести исследования взаимосвязи его основных показателей. [5]Поставленные задачи выполнялись путем организации исследования, что предусматривало воспроизведения комплексного эксперимента, в ходе которого нами было эмпирически определено индивидуально-психологические свойства художественно одаренного человека, выявлены основные детерминанты влияния эмоциональной стабильности на проявление социальной адаптированности личности. Проведение анализа осуществлялось в соответствии с требованиями по планированию и организации психологического исследования и логики поставленных задач. Для реализации эмпирического эксперимента нами подобрано комплекс целесообразных психодиагностических стандартизированных методик. Акцентировано внимание на шкалах каждой из них. Подбор методик был осуществлен по принципу наличия оптимального количества наиболее информативных показателей. В соответствии с направлением исследования были сгруппированы методики, касающиеся индивидуально-психологических особенностей эмоциональной сферы, поведенчески-адаптивных характеристик, творческих возможностей респондентов.