Файл: проблема эмоциональной устойчивости у людей с различным творческим потенциалом (Что такое творческий потенциал).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
В качестве основного критерия классификации нами использовано результаты по шкале «эмоциональная стабильность» (тест методика «Шкала эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка), и была осуществлена процедура кластерного анализа. Классификация респондентов на группы показала, что различные градации выраженности указанной шкалы дифференцируют выборку на три самостоятельные кластеры: первая группа – эмоционально стабильные (26,19%), вторая – эмоционально нестабильные (22,85%) и третья – ситуативно эмоционально стабильные (50,95%). Полученные результаты свидетельствуют, что экспериментальная группа характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональности. Значительный процент эмоционально нестабильных и ситуативно эмоционально стабильных респондентов указывает на важную роль эмоционального фактора в жизни художественно одаренных личностей. Респонденты с ситуативной эмоциональной стабильностью имеют черты, присущие как эмоционально стабильным, так и эмоционально нестабильным личностям. Их ситуативность имеет место в стрессовых ситуациях и проявляется в избирательной реакции на раздражители.
Для дальнейшей обработки данных использован дискриминантный анализ. Степень различий между типичными характеристиками каждой группы позволяет определить канонические функции, т.е. ортогональные оси, максимально дифференцируют центроиды классов на основе различия между совокупностями объектов. По классификации в целом, то процент совместимости реальной классификации и классификации объектов с помощью канонических функций составляет 98,1% (по результатам дискриминантного анализа). Остальные 1,9% объектов четко не классифицировано, поскольку их диагностические показатели позволяют отнести этих респондентов одновременно и к группе ситуативно эмоционально стабильных, и к группе эмоционально стабильных. Такая высокая точность предсказания подтверждает объективность классификации и правомерность выделения именно трех групп респондентов с разной степенью эмоциональной стабильности.[6]
Полученные эмпирические данные обусловили проверку статистической гипотезы о наличии различий между составляющими индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных и поведенческо-адаптивных характеристик представителей определенных групп. Среди методов математической статистики этой задаче соответствует Н-критерий Краскела – Уоллиса. Результаты применения непараметрического Н-критерия Краскела – Уоллиса по массиву диагностических данных указывает, что нет полных совпадений между ранговыми показателями диагностических критериев, и демонстрирует дифференциацию показателей индивидуально-психологических особенностей респондентов.[7]
Статистически значимыми на уровне р ≤0,001 между выделенными группами различия по критерию «общительность», ранговые показатели которого максимально уменьшаются в группе эмоционально нестабильных респондентов; на уровне р ≤0,01 по критериям «невротичность», «раздражительность», «депрессивность» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2), «уравновешенность», «открытость» (степень выраженности признака уменьшается в группе 2), на уровне р ≤0,05 по критериям «экстраверсия / интроверсия», что демонстрирует склонность эмоционально нестабильных респондентов к интроверсии и «застенчивость» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2).
Не установлено статистически значимых различий между группами по следующим критериям: «спонтанная агрессивность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность», «маскулизм-феминизм».
Дальнейшая обработка велась с определением различий статистически значимых показателей эмоциональной сферы. Статистически значимы, на уровне р ≤0,001, между выделенными группами, выявлены различия по критерию «влияние эмоций на эффективность деятельности», ранговые показатели которого максимально увеличиваются в группе эмоционально нестабильных респондентов; на уровне р ≤0,01 по критериям «интегральная эмоциональность», «романтическая эмоциональная направленность», «эстетическая эмоциональная направленность», «психомоторная эмоциональность» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2) и критерию «радость» (степень выраженности признака уменьшается в группе 2); на уровне р ≤0,05 по критериям «альтруистическая эмоциональная направленность» «гедонистическая эмоциональная направленность», «коммуникативная эмоциональность», «эмоциональная возбудимость», «интенсивность эмоций», «продолжительность эмоций» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2 по сравнению с первой группой). При проведении расчетов не выявлено статистически значимых различий между группами эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых художественно одаренных личностей по следующим критериям: «гнев», «страх», «печаль», «коммуникативная-эмоциональная направленность».
Для фиксации различий в поведенческо-адаптативной сфере осуществлен расчет Н-критерия Краскела - Уоллиса по шкалам, которые соотносятся с рассматриваемым показателем. Статистически значимыми на уровне р ≤0,01 между выделенными группами различия по критериям «адаптация», «интернальность», «эскапизм» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2) и показателям «принятие других», «нервно-психическая устойчивость» (степень выраженности признака уменьшается в группе 2); на уровне р ≤0,05 по критериям «стремление к доминированию», «адаптивные способности» (степень выраженности признака уменьшается в группе эмоционально нестабильных) и понятием «уровень фрустрированности» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2). Высокий уровень фрустрированности, эскапизм и нервно-психическая устойчивость эмоционально нестабильных художественно одаренных личностей, свидетельствуют, что процессы адаптации, значительно ниже, нежели эмоционально стабильных.
Не выявлено статистически значимых различий между группами по следующим критериям: «самовосприятие», «эмоциональный комфорт», «коммуникативные особенности», «моральная нормативность», «суицидальный риск».
Благодаря определению тех диагностических критериев, по которым статистически достоверно дифференцированно три группы респондентов, нами осуществлен факторный анализ. Он позволил выделить факторную структуру психологических особенностей эмоционально стабильной и эмоционально нестабильной личности. С помощью этой процедуры минимизировано и диагностировано данные индивидуально-психологических, эмоциональных и поведенческих особенностей эмоциональной стабильности и выявлено их факторную структуру. Факторизацию матрицы психологических шкал (переменных), определенных с помощью Н-критерия Краскела – Уоллиса, осуществлено с помощью метода главных компонент (Principal Components) с последующим варимакс-вращением (Varimax). По результатам факторного анализа определены шесть основных компонентов, определяющих психологические особенности эмоционально стабильной личности. Выделенные шесть факторов описывают более 72% дисперсии массива данных, что свидетельствует о достаточно высокой достоверности результатов, полученных путем применения факторного подхода к определенным переменным.
Доказано, что в эмоционально стабильных художников высокую степень адаптации и адаптативных способностей, низкий показатель интенсивности эмоций, хорошая коммуникативная эмоциональность, высокий показатель открытости, потребность в душевном и телесном комфорте, высокий показатель общительности, стремлении к доминированию, и низкий показатель влияния эмоций на эффективность деятельности. Указанные факторы доказывают, что при высоком уровне эмоциональной стабильности художественно одаренных личностей, наблюдается высокий уровень адаптационных процессов соответственно и адаптированности.[8]
По результатам факторного анализа определены шесть основных компонентов, определяющих психологические особенности эмоционально нестабильной личности. Выделенные шесть факторов описывают более 70% дисперсии массива данных, иллюстрирует достаточно высокую достоверность результатов, полученных путем применения факторного подхода к определенным переменным. Из выделенных факторов видно, что в эмоционально нестабильных личностях высокий уровень фрустрированности, низкая уравновешенность, склонность к погружению в собственный мир, чувствительность к эмоциогенным факторам и внутренний локус контроль. А также характерны низкий показатель общительности, открытости, адаптации, адаптивных способностей и нервно психической устойчивости, высокая интенсивность эмоций, продолжительность эмоций, эмоциональная возбудимость, депрессивность, застенчивость, раздражительность. Итак, доказано, что низкий уровень эмоциональной стабильности художественно одаренных личностей отмечает низкий уровень адаптированности.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о наличии значительных различий в структуре психологических особенностей эмоционально стабильной и эмоционально нестабильной личности. Отмечено значительное влияние факторов эмоциональной стабильности на проявление и формирование социальной адаптированности художественно одаренных лиц.
Так как нами было прогнозируемо, что художественно одаренные личности имеют взаимосвязанный уровень эмоциональной стабильности, социальной адаптации и творческий потенциал (в данном случае с точки зрения художественной одаренности) эту связь было математически исследовано. Для реализации цели нами было определено наличие корреляционных связей между творческими характеристиками художественно одаренной личности и компонентами ее эмоциональной стабильности и социальной адаптации. Замечено, что прямая корреляционная связь присутствует между такими показателями, как любознательность – общительность и открытость; амбициозность – невротичность. Статистически значимое обратное соотношение отмечено между показателями вера в себя, творческий потенциал и застенчивость; степень сосредоточенности и раздражительность.
Эмпирическое исследование соотношения между творческими характеристиками и дискриминативнимы переменными эмоциональной сферы художественно одаренной личности подтверждают прямую корреляционную связь между показателями романтической эмоциональной направленности и любознательностью, верой в себя, способностью абстрагироваться, творческим потенциалом. Статистически значимую обратную взаимосвязь обнаружено между продолжительностью эмоций и верой в себя, радостью и стремлением к независимости. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что значительное количество творческих факторов имеют связь с переменными эмоциональной сферы, а особенно с эстетической и романтической эмоциональной направленностью, которая продуктивно развита в художественно одаренной личности. Творческий потенциал имеет отрицательную корреляцию только с показателем продолжительности эмоций. Указанный аспект свидетельствует о том, что постоянное воздействие эмоционального фактора приводит к снижению творческой способности индивида.
Исследование корреляционных связей между творческими характеристиками и дискриминационные переменными поведенчески-адаптивной активности художественно одаренной личности обнаружили, что самая большая прямая корреляционная связь прослеживается между такими показателями: адаптация и любознательность, творческий потенциал, стремление к доминированию и вера в себя. Статистически значимая обратная взаимосвязь прослеживается между адаптацией, адаптивными способностями и принятием других, стремлением к независимости.
Из данных корреляционного анализа можно говорить, что эмоциональная стабильность и социальная адаптация имеет корреляционные связи с показателями творческого потенциала. Для того чтобы проанализировать и уточнить результаты дискриминантного и корреляционного анализа и определить меры детерминирующего влияния показателей эмоциональной стабильности и адаптированности на уровень творческого потенциала, нами был использован множественный регрессионный анализ. Целью множественного регрессионного анализа было определение наиболее прогностических детерминант показателя творческого потенциала. Для этого были отобраны две самые главные, в рамках нашего исследования, шкалы эмоциональной стабильности и адаптивности, которые подверглись регрессионному анализу с помощью обратного пошагового метода (Backward).
В результате использования метода множественного регрессионного анализа было получено окончательную модель множественной регрессии, которая объясняет 69% дисперсии зависимой переменной (творческий потенциал) в выборке студентов художественных специальностей. Величины стандартизированных коэффициентов регрессии позволяют сделать выводы относительно вклада шкал, отобранных в модель множественной регрессии. Так, вклад в дисперсию зависимой переменной творческий потенциал вносят и показатель степени адаптации (0,376), и показатель эмоциональной стабильности (0,268).
Приведенные показатели корреляционного и множественного регрессивного анализа доказывают взаимовлияние эмоциональной стабильности, творческого потенциала и социальной адаптации. Подытоживая сказанное, отметим, что взаимосвязь эмоциональных факторов и факторов творческого потенциала художественно одаренной личности, заключается в их согласованном воздействии на социальную адаптацию и регуляцию общественных отношений человека и общества. Исследование показало, что элемент наличия эмоциональной стабильности художественно одаренной личности является неоспоримым условием проявления социальной адаптированности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подытоживая, творческий потенциал – это не только творческие способности, способности к воображению и критическому мышлению, но и еще особенности личности, которые реализуют эти способности. Изучая само творчество, ученые пришли к тому-что стали рассматривать креативность, как высшую форму мышления. Что в последствии привело к изучению творчества как интеллектуальных, так и личностных факторов. Пытаясь преодолеть ограниченность подходов, ученые стали использовать синтетический подход, который, по сути, остается на тех же позициях, признавая основным критерием творческого продуктивного решения мыслительной задачи.
Человеческая индивидуальность проявляется в процессе межличностного общения (прямого или опосредованного) и всегда в той или иной мере является предъявлением своей индивидуальности другому человеку. Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, и др.), потребность в самовыражении является основной потребностью человека. Она является сутью человеческого способа существования в мире. Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом. Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать выводы, что только эмоционально стабильная художественно одаренная личность может быть социально адаптированной, поскольку имеет индивидуальные, сформированные избирательные эмоциональные факторы, которые являются важными элементами психологической составляющей личности, а положительный результат социальных адаптационных процессов художественно одаренной личности зависит от наличия в ней факторов эмоциональной стабильности.