Файл: Социальное страхование и его функции (Теоретические аспекты сущности социального страхования).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности социального страхования
1.1. Понятие, значение и задачи социального страхования
1.2. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения
2. Анализ современного состояния и перспективы развития социального страхования в РФ
2.1. Анализ доходов и направление расходования средств социального страхования РФ
2.2. Основные функции социального страхования РФ
2.3. Проблемы развития фондов социального страхования и пути их решения
ВВЕДЕНИЕ
Социальное страхование – система экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путём перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы в России наблюдается усиление роли государственной социальной политики. Расходы государства на развитие человека постепенно растут. Важным критерием оценки качества жизни граждан является такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала. Это сводный показатель в виде условного коэффициента, измеряющий здоровье, уровень образования, совокупный объем ресурсов на потребление и накопление в сравнении с бюджетом прожиточного минимума.
Особенность современного периода состоит в том, чтобы, прежде всего, сохранить достижения в области социальной защиты и стремиться к их приумножению не только за счет государственного финансирования. Работодатели должны способствовать повышению качества жизни работников за счет корпоративных программ, а работники - инвестировать личные средства в систему социального страхования.
Вопрос, связанный с социальным страхованием, выступает одним из важнейших, так как является экономической основой реализации социальной составляющей экономической системы в целом. Ранее произошедшие изменения в системе социального страхования привели к росту эффективности работы данного института, а также его способности оперативно и адекватно реагировать на решение всех актуальных социальных вопросов.
Для подробного анализа системы социального страхования, а также выявления эффективности ее функционирования необходимо провести анализ структуры внебюджетных фондов, а также рассмотреть их основные задачи и причины изменений в рамках всей системы страхования.
В связи с необходимостью решения социальных задач общества в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, поэтому целесообразно рассмотреть государственные внебюджетные фонды, и их роль в финансовой системе Российской Федерации.
Цель работы, изучить сущность социального страхования и его функции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы сущности и значения социального страхования в России;
- проанализировать современное состояние и деятельность социального страхования в системе социальной защиты населения;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития социального страхования.
Предметом исследования является изучение сущности социального страхования и его функций.
Объектом исследования является социальное страхование.
В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.
Весомый вклад в выявлении теоретических основ и особенностей функционирования социального страхования Российской Федерации сделали такие ученые как Ю.Н. Воробьев, С.В. Землячев, Е.А. Смирнова, В.А. Щербаков, С.В. Аксютина и многие другие.
Информационной базой для написания данной работы явились законодательные и нормативные акты РФ, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература, периодические издания.
1. Теоретические аспекты сущности социального страхования
1.1. Понятие, значение и задачи социального страхования
Расширение и углубление социальной функции государства, нашедшей отражение в конституциях развитых стран, потребовало создания вне государственного бюджета специализированных фондов, в которых аккумулировались бы обязательные целевого назначения платежи организаций и граждан. Такие фонды получили статус государственных внебюджетных фондов, предназначенных для финансирования расходных обязательств государства в сфере социального обеспечения граждан [10].
Целью создания государственных фондов социального страхования послужила перегруженность государственного бюджета существенной долей расходов на социальное обеспечение, причем их финансирование происходило с достаточно низкой степенью эффективности.
Основная задача фондов состоит в финансировании приоритетных сфер экономики страны и увеличении объема и качества оказываемых социальных услуг. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов. Когда государство, для расширения своей деятельности, нуждалось в средствах для своего покрытия, эти фонды предоставляли необходимые финансовые ресурсы. После выполнения своей миссии, они заканчивали свое существование. Если в те времена государственные внебюджетные фонды носили временной характер, то сейчас, на основе объединения различных фондов, формируется государственный бюджет, который после рассмотрения и принятия его парламентом, превращается в закон, обязательный к исполнению.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды (ГВФ) социального назначения: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).
Указанные государственные социальными внебюджетные фонды являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, которые организуют аккумуляцию и расходование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство законодательно устанавливает уровень страховых платежей (в процентах от заработной платы), уплачиваемых в каждый из перечисленных фондов, определяет размеры социальных выплат в виде пенсий и пособий. Как финансово-кредитное учреждение фонд при наличии временно свободных средств может инвестировать их в государственные ценные бумаги, либо оформить банковский вклад в виде депозита с целью получения дохода. Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды являются обязательными для работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей (работники не являются плательщиками страховых взносов, хотя во многих развитых странах наемные работники уплачивают страховые взносы наряду с работодателями).
Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 29.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены доходные источники бюджетов государственных внебюджетных фондов и тарифы страховых взносов, а также расходы, осуществляемые исключительно на цели, определенные законодательством об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании. Для большинства плательщиков совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 30% от суммы заработка: ПФР – 22%, ФСС РФ – 2,9%, Федеральный фонд ОМС – 5,1%. Указанный тариф страховых взносов действует в течение 2012–2018 годов [10].
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении каждого работника установлена в размере 876 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года (расчетного периода). С суммы, превышающей базовую величину, страховые взносы взимаются по пониженному тарифу 10% и перечисляются в Пенсионный фонд РФ. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
На сегодняшний день, наряду с бюджетом вновь увеличивается роль фондов социального страхования, возрастает число и объем данных фондов. Особенности и преимущества их заключаются в следующем [10]:
– появление дополнительных средств для обеспечения финансовой поддержки предпринимательства, особенно это актуально в условиях кризисной экономики;
– строгий контроль со стороны государства, что является возможным при их независимости и отделении от средств бюджета, а также целевой характер их предназначения;
– средства внебюджетных фондов, при наличии у них активного сальдо, могут быть направлены в случае необходимости на покрытие бюджетного дефицита.
Таким образом, фонды социального страхования посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий имеют возможность воздействовать на процесс производства; за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды внебюджетные фонды принимают участие в обеспечении природоохранных мероприятий.
Также внебюджетные фонды оказывают услуги населению по социальному страхованию и обеспечению, выплачивая пособия, пенсии; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. Внебюджетные фонды освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Являясь составной частью финансовой системы РФ, фонды социального страхования обладают рядом достоинств [10]:
– строгая целенаправленность и планирование органами власти и управления;
– денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, которые не включены в бюджет;
– формирование происходит в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
– страховые взносы в фонды и взаимоотношения, которые возникают при их уплате, обладают налоговой природой, тарифы взносов формируются государственными органами и являются неотъемлемыми;
– на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
– денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие - либо цели, прямо не предусмотренные законом.
В России существуют три основных внебюджетных фонда социального страхования, которые функционируют на федеральном уровне:
1. Пенсионный фонд РФ (ПФР), задача которого заключается в начислении и распределении государственных пенсий. Он был создан с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР – самостоятельное финансово - кредитное учреждение.
2. Фонд социального страхования (ФСС). Суть его деятельности состоит в начислении и выплате различного рода пособий. Фонд социального страхования был основан с целью предоставления государственных гарантий в системе социального страхования, повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), обеспечивающий функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания. ФОМС направлен на накопление финансовых средств и обеспечение стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Для осуществления государственной политики в части обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения.
Рассмотренные выше внебюджетные фонды относятся к социальным внебюджетным фондам. Через систему социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России. Также существует и другая категория фондов – экономические внебюджетные фонды. Деятельность этих фондов ориентирована на хозяйственное развитие государства.
Формирование внебюджетных фондов, также поддержание их деятельности является одной из главных задач российских властей в аспекте эффективного управления. От него во многом зависит устойчивость всей финансовой системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает потребность в непрерывном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами согласно важным вопросам пенсионного и социального обеспечения.
Таким образом, хотелось бы отметить, что внебюджетные фонды социального страхования – это важный элемент финансовой системы всех стран мира. Рост их количества и совокупного объема аккумулированных средств является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем.