Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена одиночества
1.1. Одиночество в психологии: определение содержания феномена
1.2. Основные подходы в психологии к одиночеству
Глава 2. Анализ методик диагностики одиночества
2.1. Организация и методики исследования
ВВЕДЕНИЕ
Особой актуальностью в настоящее время пользуются исследовательские разработки проблемы одиночества, в связи с неоднозначностью и широким диапазоном использования данного термина как в обычной жизни, так и в научной литературе. Постоянно усложняющийся процесс социализации человека, ограниченность его конструктивного взаимодействия с людьми, наличие качеств, мешающих интеграции в социуме, являются далеко неполным перечнем проявлений одиночества. Сегодня современная жизнь, с возрастающим динамизмом, постоянно предъявляет человеку ряд требований: быть гибким, оперативным, уметь выстраивать собственную жизненную стратегию, созвучную с целями общества и саморазвитием.
Одиночество в современном мире уже становится обычным явлением, но восприятие его и оценка у каждого своя. Однако человек, осознанно или нет, боится оказаться одиноким. Часто одиночество соотносится с переживанием ситуаций, которые сопряжены с дефицитом общения и положительным взаимодействием с людьми. Поэтому ощущение одиночества относят к фактору, оказывающему негативное влияние на личность, порождающего депрессивные состояния, подавленность, а также психические заболевания.
Проблема одиночества исследовалась зарубежными учеными, однако накопленный в западной литературе материал в изучении одиночества, не дает целостного описания этого явления и его влияния на человека с негативной и позитивной стороны. В отечественной психологии в исследовании одиночества условно выделены следующие подходы: социально-психологический, культурно-исторический, исследование одиночества относительно возрастных особенностей личности, однако отечественная психология не изобилует фундаментальными исследованиями одиночества как психического явления.
Объект исследования: одиночество как психологический феномен.
Предмет: особенности проявления одиночества.
Цель: изучение особенностей проявления одиночества.
Задачи:
- Раскрыть содержание феномена одиночества.
- Проанализировать основные подходы в психологии к одиночеству.
- Провести анализ методик диагностики одиночества.
Гипотеза исследования состоит в предположении наличия связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов.
Теоретическую основу исследования составляют положения следующих зарубежных подходов: психоаналитического (Г. Зилбург, Г. Салливан, Э. Фромм), феноменологического (К. Роджерс, У. Садлер, Т. Джонсон), социального (К. Боумен, Д. Рисмен, Л. Слейтер), интеракционистского (Р.С. Вейс), когнитивного (Э. Пепло, Д. Перлман), гуманистического (А. Маслоу), экзистенциального (К. Мустакас, И. Ялом); изучение проблемы одиночества в ряде работ отечественных авторов, таких как С.Г. Корчагина, Н.Е. Покровский, П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова и др.
Методы и методики диагностики:
– теоретические: теоретический анализ психологической литературы, обобщение, сравнение, систематизация;
– эмпирические: психодиагностический метод «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюссона; Опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной; «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева; Методика «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций» В.В. Бойко;
– методы обработки данных: методы математической статистики.
Практическое значение полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы преподавателями вузов с целью оптимизации учебного процесса, а также психологами для составления профилактических программ работы со студентами.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена одиночества
1.1. Одиночество в психологии: определение содержания феномена
Феномен одиночества основательно изучается в современных научных изданиях посредством представленного исторического анализа этого явления, его интерпретации и систематизации. Понятие одиночества, казалось бы, понятно каждому, но это ошибочное мнение, оно содержит сложный, неоднозначный, а порой и противоречивый смысл.
Противоречивый характер воздействия одиночества на жизнь человека определяется тем, что, во-первых, оно имеет деструктивную составляющую, негативно влияя на внутренний мир человека, психологическое здоровье, разрушая личность, во-вторых, имеет рефлексирующую составляющую, являясь этапом самопознания, помогая личности в самоопределении[1]. Такое расхождение во взглядах на понимание одиночества исходит из недостаточности знаний о психологических механизмах одиночества.
Большинством исследователей одиночество все же соотносится с сильными отрицательными эмоциональными переживаниями, которые разрушительно влияют на личность. Одиночество в соотношении с общением рассматривали в своих работах К.А. Абдульханова-Славская, А.Г. Амбраумова, Г.П. Орлов, И.С. Кон, А.А. Леонтьев и др. Понимание авторами одиночества в обобщенном виде сводится к следующему: человеку сложно получить нужный ему эмоциональный отклик от других людей, вследствие чего он испытывает одиночество. В современном мире острое ощущение одиночества возможно порой и при интенсивном, принудительном общении человека, например, в рабочей обстановке, семье, ближайшем окружении и т.п. Бесчисленное количество связей (сегодня особенно это касается социальных сетей) не говорят о подлинности общения и прочности отношений между людьми. Напротив, это всего лишь внешняя сторона общения, без присутствия внутренней, этической. Вышеуказанные авторы делают акцент именно на таком общении, которое лишено «общения», перегруженностью и поверхностностью связей, приводящих к одиночеству.
С.Г. Корчагина, рассматривая одиночество в качестве психологического феномена, указывает на такие его категории, как чувство, процесс, отношение, потребность[2].
Одиночество как чувство вызвано переживаниями человека своей непохожести на других, способствующие созданию психологического барьера в общении, которое сопровождается ощущением отсутствия понимания и принятия себя окружением. В результате у человека возникает ощущение невозможности создания близких отношений с кем-либо.
Одиночество как процесс вызвано постепенной утратой способности человека к восприятию и реализации имеющихся в обществе норм, принципов, ценностей. В результате человек утрачивает статус субъекта социальной жизни.
Одиночество как отношение вызвано невозможностью воспринимать мир как самоцель и самоценность. В результате чего не происходит интеграция человека в социальное пространство.
Одиночество как жизненная позиция вызвано осознанием нежелания иметь с ближайшим окружением близких отношений. В результате происходит отчуждение человека от других и всего мира с его ценностями, идеалами, нормами.
Согласно П.Г. Гасановой, при состоянии одиночества происходит не только потеря внутренней целостности личности, но и утрачивается внешняя гармония с миром. При этом желаемое и достигнутое социальное общение находятся в дисбалансе[3].
С.Г. Корчагина указывает на ряд модальностей в состоянии одиночества – от нормы до патологии, а также сопряженность его с тревожностью, скукой, опустошенностью, депрессией. Пограничные формы одиночества сильно обостряют потребность в общении, при котором происходит смешение реальности с иллюзорностью событий и ситуаций. При патологической форме состояния одиночества возможны психические расстройства, галлюцинации и др.[4]
Понятие «одиночество» в психологических словарях определяется как психогенный фактор, который оказывает влияние на эмоциональное состояние и психическое здоровье личности. Однако в современных исследованиях показано, что одиночество нельзя соотносить с фактором, которое вызывает соответствующее состояние, оно и есть это состояние, при котором возникает субъективное нежелание или невозможность быть принятым другими людьми. Большинство авторов отмечают, что одиночество является сугубо личным переживанием и обладает специфическим чувством полного погружения в самого себя.
Состояние одиночества человечеству знакомо давно, однако отношение к одиночеству прошло через эволюционные преобразования: от воспитательных и наказуемых мер одиночеством до уединения по доброй воле. Сегодня сложность феномена одиночества сопряжена с размытыми границами этого понятия и со смешением его с похожими понятиями: изоляция, уединение, отчуждение.
Смешение понятий «одиночество», «уединение» и «изоляция» наблюдается в работе Ю. М. Швабла и О. В. Данчевой. При этом изоляция может быть толчком к одиночеству, либо спровоцировать это состояние, но о синонимичности данных понятий говорить сложно[5].
Признавая одиночество психическим феноменом, многие исследователи все же указывают на его расхождения с понятиями «уединение» и «изоляция», ссылаясь на некое особенное внутренне содержание одиночества.
Так, Д.М. Даудова отмечает важность разведения понятий «одиночество» и «изоляция». Отличие этих понятий автор видит в том, что под изоляцией понимается ситуация, любой эмоциональной окраски, необязательно негативной. Кроме того, как отмечает автор, нельзя назвать одиночеством добровольный уход в изоляцию, из которой человек всегда может выйти[6].
Согласно С.Г. Корчагиной, под изоляцией надо понимать физическую, пространственную и временную отдаленность индивида от социального окружения, обусловленную не внутренним состоянием, а внешними условиями[7].
Изоляция несет в себе добровольное или насильственное исключение из жизни человека общества, определенной группы, условий быта и др. Если человек изолирован, то это не означает, что он обязательно одинок. И наоборот, нахождение в одиночестве не обязательно предполагает изоляцию. Одиночество сопровождается диссонансом в отношениях «Я» и «Они», расхождением с миром, самим собой, и влечет за собой страдания, кризисы и др.
Изоляция либо включает в себя одиночество, либо нет, но никак не является тождественным ему. Насильственная изоляция, например, заключение под стражу, не означает одиночества, т.к. поддержка единомышленников не позволяет человеку испытывать этого чувства. Добровольная изоляция, например, религиозное затворничество, больше созвучно уединению, при котором появляется возможность ухода в мир духовного общения с Богом[8].
Следовательно, изолированность человека не всегда ведет к одиночеству. Даже находясь среди людей, постоянно контактируя с ними, можно быть психологически изолированным, т.е. испытывать одиночество, поскольку переживаемое одиночество часто исходит не от реальных отношений с окружающими, а от идеального представления об этих отношениях, какими они должны быть. Например, при выраженной потребности в общении человек может ощущать себя одиноким, если его контакты минимальны. А при отсутствии потребности в общении, наоборот, человек может не чувствовать одиночества, длительно находясь один.
Нахождение в уединении, необязательно переживается человеком как одиночество. Уединение наполнено эмоционально позитивным, и негативным опытом, оно способно стать ценным ресурсом рефлексии, творческого вдохновения и важной предпосылкой формирования аутокоммуникации, создавая человеку условия для переработки и интеграции накопившегося опыта[9].
По мнению Д.М. Даудовой, различие одиночества и уединения связано со следующим:
1) уединение – это всегда добровольность ухода от взаимодействия с людьми;
2) уединение может исходить не только от негативной эмоциональной оценки состояния;
3) уединение не является заточением, оно всегда дает человеку возможность выйти из этой ситуации;
4) уединение как добровольный уход обусловливает нормальное развитие и существование личности[10].
Согласно Дж. Гэлф Оди, здоровое психическое развитие человека сопряжено с поочередностью периодов насыщенного притока информации с периодами уединения для переработки этой информации. Г. Зилбург также разводил понятия одиночество и уединение. Для него уединенность является «нормальным» и «переходящим умонастроением», которое появляется как результат отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество для автора является непреодолимым, постоянным ощущением[11].
На основании этого можно сделать вывод, что уединенность относится к позитивной форме одиночества.
Таким образом, когда мы определяем одиночество как изоляцию или уединение, происходит потеря дополнительных смыслов, связанных с внутренним психологическим содержанием. Также немаловажно отметить субъективность чувства одиночества, что любой человек переживает его по-своему, неповторимо.
В современной психологии ввиду несформированного единого понимания феномена одиночества отсутствует и общепризнанная его классификация. Те классификации, которые предлагают авторы, опираясь на разные критерии, представляют нам разные аспекты одиночества.
Так, Р.С. Вейс выделяет:
– одиночество эмоциональное, которое характеризуется отсутствием у человека тесных связей;
– одиночество социальное, которое сопряжено с отсутствием дружеских связей, а также невключением в какую-либо общность[12].
А Садлер и Т.Б. Джонсон выделяют:
– божественное одиночество, которое свойственно людям, не нашедшим либо потерявшим контакт с Богом и природой;