Файл: Реформа электроэнергетики в России на примере РАО «ЕЭС».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Реформа электроэнергетики в России. Цели, задачи и этапы реформирования
1.1. Предпосылки реформирования электроэнергетики
1.2. Этапы реформирования электроэнергетики
Глава 2. Анализ электроэнергетики в России
2.1. Основные тенденции развития электроэнергетики
2.2 Реформа электроэнергетики на примере РАО «ЕЭС» в России
2.3 Проблемы реформирования электроэнергетики
Глава 3 Пути совершенствования электроэнергетики в России
Введение
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии.
В курсовой работе исследована актуальная на сегодняшний день реформирование электроэнергетики современной экономике – реформирование электроэнергетической отрасли. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Постоянно растет потребность в энергии. Так же наша цивилизация динамична. Какое бы не было развитие, оно требует, прежде всего энергетических затрат и при существующих формах национальных экономик многих государств можно ожидать возникновения серьезных энергетических проблем. Серьезные последствия имеют в этой области.
Цель работы заключается в исследовании и анализе проводимых реформ в электроэнергетической отрасли. Для достижения поставленной цели рассматриваются проводимые реформы в мире и в России, исследуются статистические показатели, анализируются различные направления реформ и результаты реформирования.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- Определить цели, задачи и этапы реформирования;
- Провести анализ электроэнергетики в России;
3) Выявить проблемы реформы на примере РАО «ЕЭС России»;
4) Рассмотреть пути совершенствования электроэнергетики.
В курсовой работе объектом исследования является энергетическая отрасль в целом, и в России в частности, монополистом в которой является РАО «ЕЭС России».
Предмет исследования – реформа электроэнергетики. Сложившиеся ситуация в Российской электроэнергетике говорит о необходимости реформирования всей отрасли. Если имеющаяся тенденция будет усиливаться, Россия в скором времени столкнется с энергетическим кризисом. А это нанесет отрасли почти непоправимый финансовый урон, и вообще может встать вопрос об утере энерго безопасности страны.
Глава 1. Реформа электроэнергетики в России. Цели, задачи и этапы реформирования
1.1. Предпосылки реформирования электроэнергетики
Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. Отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное удовлетворение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии. Преодолен спад в производстве электроэнергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений.[1]
Однако фундаментальные проблемы электроэнергетики, наметившиеся в 80-е годы и получившие развитие в последующий период, не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономического спада продолжала повышаться энергоемкость экономики, произошло резкое падение объемов инвестиций с одновременным снижением эффективности работы отдельных секторов отрасли. Нерешенность указанных проблем может привести к замедлению экономического роста. Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможны без изменения сложившейся системы экономических отношений и проведения структурной реформы электроэнергетики и тесно связанной с ней газовой отрасли.[2]
Целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются обеспечение стабильного функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей.
Стратегическая задача реформы - передать электроэнергетику в систему устойчивого развития на основе применения передовых технологий и рыночных принципов ведения бизнеса, обеспечивающих надежное и экономичное удовлетворение эффективного спроса на электроэнергию и тепло в этой краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Реформа электроэнергетической отрасли Российской Федерации должна осуществляться с учетом результатов приватизации промышленных компаний и на основе следующих принципов:
передача передачи, распределение электрической энергии и отправка на исключительные виды деятельности, осуществление которых возможно только на основе специальных лицензий;
- демонополизация и развитие конкуренции в области производства, маркетинга и предоставления услуг (ремонт, адаптация, проектирование и т. Д.);
- предоставить всем производителям и потребителям электроэнергии равный доступ к рыночной инфраструктуре;
- единица стандартов безопасности, технических стандартов и правил, применяемых в электротехнической промышленности;
- обеспечить финансовую прозрачность рынков электроэнергии и деятельность организаций в регулируемых секторах электроэнергетики;
Обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров на проведение структурных реформ.
Успешная реализация реформы электроэнергетики зависит от решения следующих основных задач:
- создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, где техническая организация организации таких рынков;
- создать эффективный механизм снижения издержек производства, передачи и распределения электроэнергии и улучшения финансового положения промышленных ассоциаций;
- стимулирование энергосбережения во всех секторах экономики;
- создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации объектов генерации (генерации) и передачи электроэнергии;
- прекращение перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
- создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
- поддержание и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включая сети передачи и диспетчерского управления;
- демонополизация топливного рынка тепловых электростанций;
Создание правовой основы для реформирования промышленности, которая регулирует их функционирование в новых экономических условиях;
- реформирование системы государственного регулирования, администрирования и надзора в электроэнергетике;
- уточнение статуса, компетенции и процедур утвержденного государственного органа.
1.2. Этапы реформирования электроэнергетики
Если реорганизация электрической энергии должна быть объединена на условиях трансформации федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (электричества) на полном конкурентном оптовом рынке электроэнергии, разработки правил их функционирования и реализации мер, регулирующих сектор Реформировать организации.
Реформа электроэнергетики является последовательной и будет проводиться в три этапа.
Первый этап реформы будет проводиться в течение 3 лет. На этом этапе должны быть выполнены следующие задачи:
Развитие правовой базы для промышленной реформы;
Реформирование предприятий электроснабжения;
Разработка механизмов функционирования оптового конкурентного рынка.
Первый этап состоит из двух фаз, каждый из которых длится полтора года.
На первом этапе, который в основном подготовлен, проводятся следующие мероприятия:
(а) подготовка, внедрение и принятие необходимых правовых актов;
б) разработка и утверждение правил конкурентного оптового рынка электроэнергии;
в) инвентаризация российского акционерного общества «ЕЭС России», акционерной энергетической и электрической компании и ГУП «Татэнерго»;
г) осуществлять меры по финансовому оздоровлению, сокращать издержки, реструктурировать долги и пассивы промышленных организаций;
д) формирование отдельной системы калькуляции по видам деятельности;
е) создание единой системы регулирования;
ж) создание механизма обеспечения равного доступа к сетевой инфраструктуре;
з) Реформа российской компании «ЕЭС России» путем создания:
Федеральная сетевая компания как дочерняя компания российской компании «ЕЭС России» со 100-процентной долей участия в уставном капитале общества;
Создание компаний на базе российского акционерного общества энергетики «ЕЭС России» в качестве дочернего предприятия со 100-процентной долей компании в уставном капитале;
системный оператор, возникший в результате слияния центрального пункта отправления и интегрированных точек доставки в качестве дочерней компании российской акционерной корпорации «ЕЭС России» со 100% -ной долей в уставном капитале компании;
и) реформа ядерной энергии путем создания производственной компании;
к) создание менеджера торговой системы как некоммерческой организации;
л) развитие инфраструктуры, необходимой для перехода на конкурентный оптовый рынок электроэнергии;
м) создание платежной системы для оптовых и розничных рынков;
н) начало реформы общественных обществ с ограниченной ответственностью для энергетики и электрификации и государственного предприятия Татэнерго путем создания сетевых компаний как дочерних компаний в их уставных капиталах;
а) распределение гарантированного статуса поставщика реформированной корпорации власти и электрификации;
б) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности):
- поддержание схемы тарифов для поставщиков на федеральный правительственный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (электричества) и тарифов на электроэнергию, проданные на федеральный (национальный) рынок электроэнергии (мощности), среди прочего, в виде минимального и максимального За исключением тарифов для независимых производителей, а также производителей, не являющихся членами российского акционерного общества «ЕЭС России» в качестве холдинга, Федеральной агентства по атомной энергии, концерна «Росэнергоатом», открытого акционерного общества энергетики и электрификации и государственного предприятия «Татэнерго»;
- введение тарифов на передачу и распределение по электрическим сетям;
- установление тарифов на услуги оператора сотовой сети, администратора торговой системы, дочерних компаний сетевых услуг; акционерного общества энергетики и электрификации и ГУП «Татэнерго»;
- Образование в сегменте продаж оптового рынка электроэнергии по нерегулируемым ценам, определяемым для всех, доля электроэнергии (5 - 15 процентов продукции), принадлежащей Российскому акционерному обществу «ЕЭС России», как система холдинга Федерального агентства по атомной энергии, «Росэнергоатом» Электрификация и ГУП «Татэнерго» и все потоки производятся независимыми производителями;
- дерегулирование новых независимых производителей, а также производителей нероссийской акционерной компании «ЕЭС России» в качестве системы управления Федеральной атомной энергетикой, «Росэнергоатом», энергетических акций и электрификации и ГУП «Татэнерго»;
- введение формулы ценообразования для розничных рынков электроэнергии, которая зависит от цены оптового рынка электроэнергии;
- Внедрение тарифов на зоны дня.
На втором этапе:
а) завершена реформа общественных обществ с ограниченной ответственностью по энергетике и электрификации и государственному предприятию «Татэнерго»;
б) объединенные реформированные государственные общества с ограниченной ответственностью для энергетики и электрификации и их дочерние предприятия по видам деятельности;
в) растет количество субъектов на оптовом рынке электроэнергии;
г) коммерческая отгрузка поставщиков вводится на основе ценовых предложений;
д) совершенствуется платежная система оптового рынка электроэнергии, формируется бухгалтерский центр;
e) создаются механизмы для заключения фьючерсов и форвардных контрактов;
ж) завершается формирование системы прогнозирования спроса;
з) определяется механизм использования сверхдержав гидроэлектростанций;
и) разрабатываются отдельные проекты по реформированию изолированных энергетических систем и начинается их внедрение;
к) разработка механизма социальной реинтеграции работников в электроэнергетическом секторе, который будет выпущен в ходе реформы промышленности;
л) провела реформу российского акционерного общества «ЕЭС России» путем создания независимых мажоритарных компаний, принадлежащих государству: Федеральная сетевая компания (с сохранением названия «Русское акционерное общество« ЕЭС России »), системный оператор, генерирующая компания энергетическая база создала российскую корпорацию «ЕЭС России», владеющую акциями акционерных обществ с ограниченной ответственностью для энергетики и электрификации. Отдельные электростанции Российского акционерного общества "ЕЭС России" (генерирующие компании) в течение второго этапа могут оставаться в составе указанного холдинга.[3]