Файл: Реформа электроэнергетики в России на примере РАО «ЕЭС».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате первого этапа создаются условия для функционирования конкурентного рынка электроэнергии и достигается финансовая прозрачность организаций электроэнергетики. В этом случае формирование конкурентного оптового рынка будет способствовать стоимости переоценки активов всех участников рынка электроэнергии, что поможет создать дополнительные факторы привлекательности.

Второй этап реформы займет от 2 до 3 лет и станет периодом формирования оптовых и розничных рынков электроэнергии в районе европейской, уральской и сибирской энергетических зон. На этом этапе будет завершено формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии, будет прекращено регулирование тарифов на электроэнергию и будет поддерживаться регулирование тарифов на их передачу и системные услуги для:

Определены правила функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии, принципы взаимоотношений его участников и порядок перехода к ценам на основе свободных цен, сформированных под влиянием спроса и предложения;

создание правовой основы для функционирования оптового конкурентного рынка в основном закончено;

создаются независимые сбытовые компании;

он считается объединенным российским акционерным обществом «ЕЭС России» (государственная сетевая компания) с системным оператором;

Будут созданы условия для развития конкуренции на оптовом и розничном рынках.

В результате отрасль будет реформирована, система формирования рыночных цен сформирована на оптовом и розничном рынках электроэнергии, будут созданы условия для масштабной инвестиционной привлекательности.

Третий этап реформы должен быть реализован в течение 3 - 4 лет. Его основное содержание будет заключаться в обеспечении потока инвестиций в высококонкурентные отрасли электротехнической промышленности. На этом этапе:

развивает и совершенствует рыночную инфраструктуру;

Привлечение инвестиций в капитал генерирующих компаний;

разработать систему магистральных сетей с расширением оптового рынка электроэнергии;

Предоставляется увеличение доли государства в уставном капитале российской акционерной корпорации «ЕЭС России» (Федеральная сетевая компания) и в уставном капитале системного оператора.

В результате будет завершено развитие конкурентного оптового и розничного рынков электроэнергии, высокая степень конкуренции в производстве и маркетинге электроэнергии, государство перестанет выполнять нехарактерное экономическое управление конкурентным энергетическим сектором.


Глава 2. Анализ электроэнергетики в России

2.1. Основные тенденции развития электроэнергетики

Электроэнергетический потенциал:

У России большой гидроэнергетический потенциал, который предоставляет значительные возможности для развития отечественной гидроэнергетики. В России сосредоточено около 9% мировых водных ресурсов.

Россия обладает значительным потенциалом для электроэнергетики, что теоретически составляет 2 900 млрд кВтч годовой выработки электроэнергии или 170 000 кВтч на 1 км². км территории.

Из общего теоретического потенциала экономически оправдано около 860 млрд. КВтч в год. В настоящее время используется только 20% этого потенциала.

Что касается гидроэнергетических ресурсов, Россия занимает второе место в мире, превосходя США, Бразилию и Канаду.

Большая часть энергетического потенциала сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке - вдали от основных потребителей электроэнергии, и ее реализация связана с промышленным развитием этих регионов.

В дополнение к районам, удаленным от потребителей, высокогорные реки Кавказа, наводнения Урала, Кольского полуострова и Камчатки не очень велики, а гидропотенциал не полностью развит.

Выработка электроэнергии:

Производство электроэнергии в России в период экономических реформ сократилось на 1082 млрд. КВт. в 1990 году до минимума 820 млрд. кВт. ч 1998-ого

Доля России в мировой энергетике за этот период снизилась с 8,2% до 7,4%.

Основными причинами сокращения производства электроэнергии стали снижение потребительского спроса и износа установленного оборудования.

По мнению экспертов в конце 90-х годов. В прошлом веке около 40% электростанций в России устарели, а 15% станций были классифицированы как «небезопасные».

В начале третьего тысячелетия производство электроэнергии постепенно увеличивалось, достигнув 1,040 млрд. КВт в 2009 году. ч., что соответствовало уровню начала 90-х годов прошлого века.

Однако в результате мирового финансово-экономического кризиса и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году производство электроэнергии снова сократилось.

Динамика производства электроэнергии в России в последующие годы характеризовалась следующими данными: 2010 год - 1038 млрд. КВт. ч., 2011 год - 1055 млрд. кВт. ч., 2012 год - 1069 млрд. кВт. ч, 2013 год - 1045 млрд. кВт. ч, 2014 год - 1059 млрд. кВт. ч, 2015 г. - 1050 млрд. кВт. ч (включая производство электроэнергии на электростанциях промышленных предприятий). (Приложение 1)


В 2015 году Россия произвела в пять раз меньше электроэнергии, чем Китай, и в четыре раза меньше, чем США. Уровень производства электроэнергии в Советском Союзе не был достигнут.

Энергетический комплекс России насчитывает около 700 электростанций мощностью более 5 МВт. В начале 2016 года общая установленная мощность единой энергосистемы России составляла 235,30 ГВт.

Потребление электроэнергии составило 54,7%. Установленная мощность парка электростанций, работающих по типу генерации, имела следующую структур

  • тепловые электростанции (ТЭС) — 68,4%;
  • гидроэлектростанции (ГЭС) — 20,3%;
  • атомные (АЭС) — около 11,1%;
  • электростанции на возобновляемых источниках энергии (ВЭС),  (солнечные, ветровые, гидротермальные) — около 0,2%.

В структуре генерирующих мощностей российских электростанций по-прежнему доминируют тепловые электростанции. Однако некоторые изменения в структуре производства электроэнергии в России в последние годы связаны с уменьшением доли производства тепловой электростанции и увеличением удельной плотности атомных электростанций и электростанции на возобновляемых источниках энергии.

Потребляемая мощность:

Фактическое потребление электроэнергии в Российской Федерации в 2015 году составило 1 036,4 млрд кВтч. Основными потребителями электроэнергии являются промышленность, топливно-энергетический комплекс, жилищный сектор и железнодорожный транспорт.

В условиях продолжающегося экономического кризиса в России в последние годы спрос на электроэнергию снизился.

Наиболее значительное снижение энергопотребления за этот период наблюдалось в Единых энергетических системах (ЕЭС) центральной Волги и Сибири.

По мнению экспертов, замедление темпов роста ВВП на 1 процент приводит к снижению потребления энергии примерно на 0,3 процентных пункта.

Согласно текущим прогнозам, увеличение потребления электроэнергии в период до 2020 года может составить 4,1% в год, если российская экономика выйдет из длительного застоя и перехода к устойчивому экономическому росту. Согласно этому прогнозу, к 2020 году объем потребления электроэнергии в российской экономике может вырасти до 1,710 млрд кВтч. В год.

2.2 Реформа электроэнергетики на примере РАО «ЕЭС» в России

Долгое время в России фактически сохранялась монополия на производство электроэнергии Российского акционерного общества Единые энергетические системы (РАО «ЕЭС»), которое являлось крупнейшим в мире централизованно управляемым энергетическим объединением.


В РАО «ЕЭС» входили 72 территориальных акционерных общества энергетики и электрификации.

В 2008 г. в результате реформы РАО «ЕЭС» прекратило свое существование, разделившись на отдельные генерирующие и сетевые компании.[4]

В процессе реформы отрасли крупнейшие тепловые электростанции России были объединены в оптовые генерирующие компании (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК).

В результате были сформированы следующие основные организации электроэнергетической отрасли:

  • ОАО «ФСК ЕЭС» — оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по сетям, относящимся к ЕНЭС;
  • ОАО «СО ЕЭС» — оказание услуг по диспетчеризации;
  • ТГК/ОГК (20 компаний) — выработка электрической энергии (мощности) на тепловых электростанциях;
  • ОАО «РусГидро» — выработка электрической энергии (мощности) на гидроэлектростанциях;
  • ОАО «МРСК Холдинг» — оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по территориальным распределительным сетям;
  • ОАО «РАО ЭС Востока» — все компании электроэнергетики Дальнего Востока.
  • ОАО «Концерн Энергоатом» — объединившее все АЭС России.

Были сформированы реформы - также независимые региональные энергетические компании, в том числе «Янтарьэнерго», «Якутскэнерго», «Дальневосточная энергетическая компания», «Татэнерго», «Башкирэнерго», «Иркутскэнерго» и «Новосибирскэнерго».

На основе генерального плана создано месторасположение объектов инвестиционной программы в области электроэнергетики на период 2008-2012 гг., Которое будет реформировано в результате деятельности РАО «ЕЭС России».

Общий объем инвестиций, необходимых в соответствии с Общим соглашением на период 2006-2010 годов. в развитии электростанций - 11,6 трлн. Рубли, в том числе:

• ТЭС - 6,5 трлн. рублей;

• АЭС - 3,1 трлн. рублей;

• ГЭС - 2,0 трлн. Рублей.

Планировалось провести модернизацию и реконструкцию тепловых электростанций, уголь и перевести их на использование чистых угольных технологий, а также электростанции для реконструкции газовой энергетики, установки комбинированного цикла для их оснащения.

Эта программа была размещена на основе инвестиционных обязательств, принятых новыми владельцами электроэнергетических компаний приватизации.

Однако после «РАО ЕЭС» реформа энергетической компании, к сожалению, не полностью выполняет свои обязательства, инвестируя в расширение энергетических мощностей и строительство новых электростанций.


Среди иностранных компаний основными игроками на российском рынке электроэнергии после реформы РАО «ЕЭС» были немецкая компания E.ON, которая контролирует один из крупнейших энергетических предприятий - ОГК-4, основного акционера итальянской компании ENEL ОГК-5, финской группы Fortum контролируется бывшей ТГК-10.

В 2008 году Правительство Российской Федерации одобрило Генеральную систему строительства электросетевых объектов до 2020 года.

Перспективное развитие гидроэнергетики связано с развитием сибирских зданий - завершением бурейских и колымских стадий, усилилась сила Вилюйская-III.

В гидроэнергетических проектах Нижнеангарск или Средненисейская мастерская ГЭС нижнего Енисея (Нижнеурейская и Эвенкенская) Нижнезейские ГЭС, Южно-Якутская ГЭС.

Доминирует энергетический потенциал Северного Кавказа - строятся Зарамагские, Гоцатлинская ГЭС-ПСПП Зеленчукская,

Планы на будущее строительства второго каскада Иганайская ГЭС на Кавказе Агвалинской ГЭС и освоения Кубанской Сочи ГЭС.

Перспективным направлением является развитие небольшой воды в Карелии, Северной Осетии и Дагестане и др.

Есть много российских морских и морских заливов с высокими темпами до 10 метров.

С 1968 года работает экспериментальная электростанция (ТЭС) - Кислогубская мощность 1,7 МВт планируется построить экспериментальную установку Северного ПЭС мощностью 12 МВт.

Проекты строительства достаточно сильны Мезенской ПЭС (11,4 ГВт) и Пенжинской ПЭС.

2.3 Проблемы реформирования электроэнергетики

Реформа РАО «ЕЭС России» заканчивается, но реформа российской электроэнергетики в целом была принята только на треть. Был достигнут существенный прогресс. Нынешняя команда профессионалов в области энергетики сумела по-настоящему развивать отрасль и перевести ее в рыночные механизмы. За последние пять лет многое сделано. Za имеет новый механизм оптового рынка электроэнергии, в том числе рынок для «на сутки вперед», и мы можем сказать, что в основном сохранился новый формат рынка. 95% завершили приватизацию генерирующих компаний, многое сделано для создания правильного инвестиционного климата в отрасли для увеличения стоимости энергетических активов. РАО «ЕЭС России» сделало невозможным. Тем не менее, хочется остановиться на проблемах, с которыми могут столкнуться стратегические инвесторы в будущем. Одной из этих проблем является критическое условие функционирования основных фондов. Во время бурной дискуссии о продаже активов - кто, кто, сколько и что продает, кто есть кто и как уступает, - мы забываем о чрезвычайно сложном положении российской электроэнергии с точки зрения государственного фонда. Об этом свидетельствует ряд серьезных аварий и инцидентов, произошедших в прошлом и начале этого года, таких как обрушение крыши на Сургутской ГРЭС-2, взрыв генератора на Рефтинской аварии на ТЭЦ-1 в Улан-Удэ, не говоря уже о множестве мелких вопросов. Все это указывает на более опасную тенденцию. Несмотря на общий рост инвестиционной активности, существующие объекты, основные средства находятся в критическом состоянии, и улучшения не ожидается. Дело в том, что основная часть инвестиций, производимых в российской электроэнергетике, не сосредоточена на старых мощностях, а на строительстве новых мощностей. Они не систематически решают проблему со старыми способностями. Кроме того, по мере роста инвестиционной программы ресурсы направляются от старого поколения к новому. Это связано с тем, что существуют строгие требования к вводу в эксплуатацию новых объектов, включая контракты на поставку электроэнергии.