Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Общее понятие кадровой стратегии
Цели и задачи кадровой стратегии
Глава 2: Реализация кадровой политики и стратегии
2.1 Создание кадровой стратегии
2.2 Принципы и основные стратегии построения кадровой стратегии
2.3 Основные направления бизнес стратегии предприятия и акценты кадровой стратегии
Глава 3. Влияние кадровой стратегии на работу персонала
Список используемой литературы
Захарова Т.И. Государственная служба и кадровая политика: учебное пособие/, 2017-312 с.
Введение
Актуальность. Совершенно не случайно современная наука и практика много внимания уделяет кадровой стратегии предприятия как одной из ведущих характеристик хозяйствования и любой другой деятельности. Как известно, грамотное построение кадровой стратегии непосредственно влияет на работу не только персонала, но и всех структур организации. Это особенно актуально, когда речь идет о таких обобщающих параметрах результативности экономической системы, как рентабельность, полезность, эффективность.
Только правильно настроив стратегию по привлечению, мотивированию и сокращению персонала, можно добиться хороших результатов в общей работе всей организации.
Цель работы – провести анализ влияния кадровой стратегии на работу службы персонала.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты кадровой стратегии и кадровой политики;
- изучить принципы и основные направления при создании кадровой стратегии;
- выяснить непосредственное влияние кадровой стратегии на коллектив, на работу организации при кадровой стратегии.
Объектом исследования является понятие кадровой стратегии.
Предметом исследования являются показатели влияния кадровой стратегии на работу службы персонала.
Степень разработанности проблемы довольно широко рассматривается в научной и публицистической литературе. Данную тему в своих трудах поднимали многие российские авторы такие, как А.Р Алавердов, В.А.Александров, Л.В Ивановская, О.П. Корабейников, В.И. Колосов, В.И.Маслов и многие другие.
Научно-методической основой работы являются методическая и научная литература по вопросам менеджмента, маркетингу, экономическому анализу, а также публикации в периодических изданиях.
Следует отметить, что, на первый взгляд, теоретических и практических подходов к анализу и оценке кадровой стратегии сегодня достаточно много. Однако, в основном они разработаны зарубежными авторами и специалистами и апробированы там же.
Глава 1: Кадровая стратегия
Общее понятие кадровой стратегии
Состояние кадров предприятия, уровень его квалификации и профессионализма, способность сотрудников оптимально решать стоящие перед ними задачи, а также приносить прибыль предприятию напрямую зависят от тех теоретических подходов и практических методов работы с людьми, которые использует руководство в своей повседневной работе. Другими словами, они связаны с реализуемой предприятием кадровой стратегией.
Понятие «кадровой стратегии» является частным, производным от общего понятия «стратегия», поэтому логично начать рассмотрение вопроса с определения родового понятия «стратегия», обратившись затем к его частному случаю - «кадровой стратегии».
Первоначально под стратегией подразумевалось искусство ведения войны. Так как война являлась наиболее важным событием в жизни государства, понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии управления в целом.[1]
Зуб А.Т. рассматривает стратегию как процесс определения связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать как самой организации, так и ее подразделениям[2].
Интересно мнение Рощупкиной Е.В, которая считает, что стратегия является набором правил, на основе которых действует организация в процессе принятия управленческих решений.[3]
Захарова Т.И рассматривает стратегию не как изолированный процесс менеджмента, а как ступень логической последовательности шагов, которая определяет путь организации от вершины - миссии - до конкретных стратегических задач, поставленных исполнителям[4]. Миссия - основная цель предприятия. Стратегия предприятия - это способ достижения целей предприятия. Планирование представляет собой процесс разработки действий, необходимых для реализации миссии предприятия с помощью выбранной стратегии.
Среди различных определений стратегии, можно выделить общие черты в представлении о стратегии в области теории менеджмента:
- стратегия в своем развитии проходит два этапа - разработку и внедрение;
- стратегия состоит из множества решений, включая анализ ресурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации;
- стратегия имеет отношение как к внешней деятельности фирмы (политика государства, рынки сбыта, конкуренция и пр.)[5]так и к внутренним факторам деятельности фирмы: человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратегический статус;
- стратегия - это процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы.[6]
Таким образом, стратегия - это генеральная линия развития предприятия, которая формируется в ответ на изменения во внешней среде с учетом характеристик внутренней среды организации и является, по сути, замыслом организации своего будущего.
Для достижения целей должны быть задействованы определенные ресурсы. Одним из таких ресурсов является персонал, необходимый предприятию. Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую стратегию. Базаров Т.Ю определяет это понятие как специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала.[7]
Бизюкова И.В. отмечает сущность кадровой стратегии как генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных и на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала и на создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка.[8] Кадровая стратегия является воплощением главного направления в работе с кадрами, набором основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. Главным объектом кадровой стратегии предприятия является - персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры - это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
Кадровая стратегия, по мнению Дрофы В.В., представляет собой установленную "в соответствии с моделью на определенный (достаточно длительный) период совокупность ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности в области управления, это - своеобразный "мостик" между теорией и ее практической реализацией".[9]
Ижбулатова О.В. отмечает кадровую стратегию, как функциональную, производную от корпоративной стратегии. Прежде всего, это концепция работы с персоналом, концепция формирования, использования и развития человеческого ресурса, производная от бизнес-стратегии организации.
Кадровая стратегия, по мнению Ижбулатовой О.В., - это генеральная линия в работе с персоналом, которая предполагает разработку состава и последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей, это замысел организации своего будущего в области управления персоналом.[10] А значит, кадровая стратегия создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и предприятие, и персонал организации. С ее помощью определяется, насколько реализуема общая стратегия организации и что необходимо изменить в работе с персоналом.
Маслов В. под кадровой стратегией подразумевает программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников.[11] Он предполагает не только определение генерального курса организации деятельности персонала, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Это не только разработка программы развития, но и принятие и выполнение решений, рассчитанных на перспективу. Кадровая стратегия также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики роста, своевременность действий, предвидение, анализ последствий управляющих действий и инноваций.
Сущность кадровой стратегии заключается в ответе на три важнейших вопроса:[12]
- Где сейчас находится организация и ее персонал;
- В каком направлении, по мнению высшего руководства, должен быть задействован персонал в соответствии со стратегией фирмы;
- Как должен развиваться персонал, чтобы выполнять задачи фирмы в будущем.
Московская А. утверждает, что стратегия не должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, в наши дни предпочтение отдается открыто сформулированной политике. Стоит согласиться с данным автором в том, что чтобы стать реальной и эффективной стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников.[13]
Наиболее полное определение кадровой стратегии дает Кибанов А.Я. [14] Он представляет ее как разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Основные черты кадровой стратегии:[15]
- долгосрочный характер - это объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
- связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену и корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.
Таким образом, кадровая стратегия - это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Цели и задачи кадровой стратегии
Основная цель кадровой стратегии - это грамотное составление направлений деятельности организации, в рамках которой можно решить все задачи, связанные с удовлетворением потребностей в человеческих ресурсах в организации. Так же цель кадровой стратегии заключается в создании идеальной модели управление персонала.[16]
В каждом конкретном случае кадровая стратегия может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом.[17]
Примером стратегических целей при формировании кадровой стратегии могут служить:
- Обеспечение потребности организации в персонале на ближайшие 5 лет (как в количественном отношении, так в отношении определенных категорий персонала).[18]
- Регулирование уровня оплаты труда, достаточного для подбора, удержания и мотивации персонала на всех организационных уровнях.
- Обеспечение эффективных программ обучения и развития для повышения квалификации всего персонала и формирования высокой динамики внутренней ротации кадров.
- Развитие эффективных систем коммуникации между управленческим звеном и другими сотрудниками, между департаментами и отделами.
- Создание механизмов борьбы с последствиями психологического восприятия перемен.[19]
Одной из ключевых задач, которая стоит перед Директором по персоналу, или тем лицом в компании, которое отвечает за кадровую функцию – это выработка стратегии развития человеческих ресурсов.
Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что персонал или человеческие ресурсы являются одним из ключевых ресурсов компании. Причем глобальные тенденции, фиксирующиеся в мировой бизнес – среде, делают акцент даже не на человеческих ресурсах, а на человеческом капитале. В том случае, если мы рассматриваем персонал как человеческий капитал, то не просто переводим расходы на персонал с уровня затрат, на уровень инвестиций, а рассматриваем комплексную систему, в которой присутствует маркетинговый подход к персоналу как ресурсу, и действуют общие законы управления капиталом.[20]