Файл: Теоретические основы организации приемки товаров по качеству и количеству.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации приемки товаров по качеству и количеству
1.2 Организация и порядок приемки товаров по качеству и количеству на складе и в магазине
Глава 2. Организация приемки товаров в магазине «Аксон»
2.1. Краткая характеристика магазина
2.2 Организация приемки товаров в магазине «Аксон»
Глава 3. Совершенствование процесса приемки на предприятии
3.1 Документальное оформление приёмки товаров на складе
Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов и т. д. Так, при невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребителям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения [15].
На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.
1.2 Организация и порядок приемки товаров по качеству и количеству на складе и в магазине
Основанием для завоза товаров в магазин является заявка, которая создается по заранее определенной форме. В заявке указывают наименование товаров и ключевые их ассортиментные характеристики (вид, сорт и пр.), необходимое количество товаров. Заявку, которая составляется в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, а потом ее заверяют печатью и направляют поставщику для реализации [3].
Товары могут поступать в магазины и прочие пункты реализации товаров централизованным и децентрализованным путем.
Самый эффективный метод завоза товаров в розничные магазины – централизованный завоз, когда доставка продукции реализуется силами и средствами поставщика на базе заявок розничных магазинов в определенные сроки. Использование данного метода дает возможность организовать более слаженное снабжение магазинов товарами, а также не отрывает сотрудников розничных магазинов от осуществления их ключевых функциональных обязанностей. При такой организованной поставке товаров гораздо эффективнее применяется рабочая сила и транспорт, сокращаются издержки товарооборота [6]. Товары поступают циклично по установленным графикам привоза, с помощью чего в торговых точках присутствует постоянный ассортимент продукции. Растет оборот товаров, снижается процент их брака.
При централизованном методе поставки завоз товаров в магазин может быть реализован собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если осуществляется второй способ завоза товаров, то вместе с договором поставки, заключающимся между поставщиком и покупателем, поставщик составляет договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Оптовые компании и иные поставщики, реализующие централизованный завоз товаров, осуществляют такие подготовительные мероприятия, как:
- анализируют размещение торговой сети, категоризируют компании розничной торговли по типам и объему товарного оборота;
- вычисляют грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту поступления товаров, потребность в автомобилях и многооборотной таре и формируют рациональные маршруты доставки продукции;
- проводят подготовку механизмов, автомобилей и оборудования экспедиционных складов и компаний розничной торговли для грамотного осуществления операций по доставке продукции;
- определяют систему материальной ответственности сторон за реализацию условий централизованной доставки;
- вычисляют эффективность использования централизованной доставки продукции и определяют резервы ее повышения [9].
Исследуя расположение розничной торговой сети, необходимо обратить внимание на такие аспекты, как:
- наименование;
- тип предприятия;
- среднемесячный розничный товарооборот;
- торговая площадь;
- площадь складского помещения;
- численность сотрудников;
- режим работы магазина;
- расстояние от магазина до того или иного поставщика.
Грузооборот определяют на базе данных о товарообороте и средней цены тонны товара.
Частоту и оптимальные размеры поставок устанавливают для того, чтобы достигнуть непрерывную торговлю соответствующими товарами при наименьших размерах товарных запасов [5].
При установлении частоты поставок принимают во внимание физико-химические характеристики продукции, предельные сроки их продажи, среднедневной объем реализации, размеры определенных неснижаемых товарных запасов и иные факторы.
Количество заказываемой продукции обязано целиком обеспечивать стабильность ассортимента и непрерывную их реализацию до очередной поставки, а также исключать образование избыточных запасов. При установлении данного количества принимают во внимание частоту поставок и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки продукции на день завоза [7].
Устанавливая потребность в завозе скоропортящихся товаров, нужно принимать во внимание емкость существующего в магазине холодильного оборудования.
Централизованная доставка товаров обязана проводиться по определенным графикам, являющихся расписанием времени отборки и поставки продукции в магазины. В них приводятся номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и время поставки.
При формировании графиков принимают во внимание расположение торговой сети, объем поставляемой продукции и периодичность поставок, спефицику эксплуатации используемого транспорта. Их согласовывают с получателями товаров [13].
Графики поставок неразрывно связаны с маршрутами централизованной доставки продукции, формируемыми оптовыми базами. Их формирование предполагает более эффективное использование грузоподъемности транспортных средств и самые короткие пути поставок. Они могут быть линейными или кольцевыми.
Линейные маршруты применяются для поставки за один рейс в одну точку. По кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных точек [14].
Маршруты поставок создают с учетом территориального расположения сети розничных магазинов. Для этого формируют карту-схему расположения обслуживаемых оптовой базой розничных магазинов и по ней устанавливают вероятные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, где находятся розничные магазины. В данном случае сперва составляют линейные, а потом кольцевые маршруты. Маршруты формируются с учетом обеспечения оптимальных характеристик работы транспортных средств.
Оптовые базы, реализующие централизованную доставку товаров в розничный магазин, должны верно установить потребность в транспортных средствах и многооборотной инвентарной таре.
В основе расчетов потребности в транспортных средствах должны находиться сведения об объемах заявок розничных магазинов, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. Потребность в транспортных средствах должна соответствовать требованиям обязательного выполнения сформированных оптовой базой графиков и маршрутов централизованной доставки продукции. Вместе с тарой-оборудованием для доставки продукции в розничный магазин применяют специальную многооборотную ящичную и текстильную тару. Вместе с тем технологическая схема процесса поставки будет отличаться от той, которая рассмотрена выше [12].
Для облегчения управления процессом товароснабжения можно применять технологические карты, которые являются подробной разработкой ключевых компонентов централизованной доставки товаров в розничный магазин. В них указывается следующее:
- день поставки;
- время поставки;
- номер автомобиля;
- номер пломбы;
- ФИО водителя;
- размер партии товаров [11].
Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что качественная работа системы товароснабжения розничного магазина требует быстрого сбора, анализа и передачи коммерческим службам сведений о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном магазине. Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возложено на диспетчерскую службу. Она реализует непрерывную связь с розничной торговой сетью и оптовыми базами, реализующими товароснабжение.
Глава 2. Организация приемки товаров в магазине «Аксон»
2.1. Краткая характеристика магазина
Магазин «Аксон» находится по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 149 «Б». Магазин расположен в северной части города, в центре жилого комплекса, рядом с потоком прохожих и автотранспорта.
Магазин «Аксон» организует качественную торговлю и сервисное обслуживание покупателей, самостоятельно и от своего имени заключает договора, приобретает в свое пользование, владеет и распоряжается имуществом, которое нужно для реализации деятельности.
Магазин «Аксон» реализует розничную торговлю с населением, а также оптовую торговлю с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без регистрации отдельного юридического лица.
Торгово-производственная деятельность магазина реализуется по ассортиментному списку, установленному центром Санэпиднадзора.
Для реализации собственной деятельности магазин «Аксон» открыл в определенном порядке расчетный счет в банке, имеет самостоятельный баланс, свою печать.
Прибыль, полученная магазином в результате его хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению по установленным законам. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение магазина [10].
Ключевые цели деятельности магазина «Аксон»:
- комплексное удовлетворение спроса покупателей;
- извлечение прибыли.
По форме товарной специализации магазин «Аксон» относится к группе универсальных магазинов, ассортимент которых основан на базе широкой номенклатуры товарных групп.
По ценовому уровню продаваемых товаров «Аксон» относится к магазину со средним уровнем цен. Магазин рассчитан на обслуживание самых массовых категорий потребителей. У магазина есть хорошие возможности для формирования широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими разнообразные категории потребителей.
Продажа товаров реализуется через кассы, которых в магазине насчитывается 12 шт.
По размеру торговой площади «Аксон» является средним магазином. К таким магазинам обычно относят те, площадь которых составляет 251-1000 м2. Торговая площадь «Аксона» - 400 м2.
Магазин «Аксон» по типу здания является встроенно-пристроенным, поскольку административные помещения находятся на первом этаже жилого дома, а торговый зал расположен за пределами дома в виде пристроенного унифицированного блока. Данное здание соответствует всем установленным требованиям, а именно:
- архитектурно-строительным;
- экономическим;
- технологическим;
- санитарно-гигиеническим.
«Аксон» имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и формируют благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для клиентов магазина.
Для комфортного движения покупателей около магазина есть тротуар. Для подъезда автомобилей с товарами и их маневрирования есть хозяйственная зона.
Интерьер торгового зала имеет простое и лаконичное оформление, выполняющее свое ключевое назначение – выделение товара и его потребительских свойств для удобства клиентов магазина. Конфигурация торгового зала близка к рациональной, поскольку его форма выполнена в виде квадрата.
Среднее время оборота товарного запаса в целом по магазина за год – пять дней. Для магазина, торгующего продовольственными товарами, данный показатель является положительным, что свидетельствует о эффективной товарооборачиваемости и, соответственно, качественной работе с поставщиками [8].
2.2 Организация приемки товаров в магазине «Аксон»
В качестве примера для рассмотрения процесса приемки товаров рассмотрим поставку сахара в магазин «Аксон».
По договору №19 от 16.04.2018 г. Мичуринский сахарный завод поставил магазину «Аксон» 50 тонн сахара.
Груз прибыл на приемку в магазин «Аксон» на грузовом автомобиле «Скания» с неповрежденной пломбой, в мешках и ящиках, на паллетах. Машина была подана под разгрузку в соответствии с графиком поставок завода на магазин.