Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса
1.1. Возникновение и особенности сетевого бизнеса
1.2. Современное состояние российского и регионального рынка алкогольной продукции
Глава 2. Анализ сетевой формы организации бизнеса ООО «Бристоль»
2.1. Краткая характеристика ООО «Бристоль»
2.2. Сетевая форма организации бизнеса ООО «Бристоль»
Введение
На сегодняшний день существует множество форм организации управления бизнесом.
Используя их положительные и отрицательные стороны, создаются инновационные формы, способные быстро реагировать на высокие темпы изменяющейся внешней среды.
Сетевая форма организации управления предприятиями является одной из них. Она позволяет компаниям увеличивать свою конкурентоспособность, развивая различные виды деятельности. Для более детального анализа преимуществ сетей, необходимо понимать какие этапы эволюции прошел данный подход к осуществлению предпринимательской деятельности. Это позволит ответить на актуальные вопросы дальнейшего развития этой формы ведения бизнеса и возможного ее использования в настоящих условиях рынка.
Целью данной работы является анализ сетевого подхода к построению бизнеса и выявления на ее основе направлений его совершенствования. В рамках поставленной цели, необходимо решить задачи, касающиеся анализа вклада различных ученых в исследование структуры, выделение этапов появления и идентификации основных тенденций эволюционного процесса в данной области. В заключении выявить возможное использование данной структуры управления для построения сети ценности продукции или услуги.
Задачи работы:
-изучение теоретических основ сетевой формы организации бизнеса;
- рассмотрение современного состояния российского и регионального рынка алкогольной продукции;
- проведение анализа сетевой формы организации бизнеса ООО «Бристоль»;
- оценка стоимости компании ООО «Бристоль»;
- обоснование наиболее приоритетных форм и механизмов эффективного управления в сетевом бизнесе.
Предмет исследования - сетевая форма организации бизнеса.
Объект исследования – ООО «Бристоль».
При написании работы применялись методы общенаучного исследования, системный и логический подходы, сравнение показателей, метод финансовых коэффициентов, и др.
Глава 1. Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса
1.1. Возникновение и особенности сетевого бизнеса
Сетевая форма управления бизнесом, является относительно молодой организационной структурой. Данный факт, обуславливает большое внимание науки к проблемам ее становления. Ученые разных стран, вносили и вносят большой вклад в исследование данной сферы. Каждый из них имеет свое мнение о происхождении сетей в предпринимательской деятельности. Так, Х. Хаканссон, в 1982 году утверждал, что «Сеть – это совокупность взаимодействующих фирм, объединяющую набор различных ресурсов и видов деятельности для предоставления разнообразных продуктов (товаров, услуг) определенному сегменту рынка». [1] М. Кастельс, говорил о том, что сетевая форма позволяет компаниям адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. А современное общество, определял как информационно - сетевое. Он дает определение сетевому предприятию, как «специфической форме предприятия, система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей». [2]
На основании научных исследований данной области отмечаем, что сетевая форма организации бизнеса прошла довольно длительный путь от возникновения и развития, до принятия сетевых форм взаимодействия между субъектами хозяйствования как инновационный подход обеспечения конкурентоспособности предприятий в динамичной и неопределенной среде. [3] Можно выделить несколько этапов изучения возникновения сетевого феномена. Они представлены в Таблице 1.
Таблица 1. - Этапы становления сетевой формы организации бизнеса
Общество |
Этап |
Период времени, автор |
Характеристика |
Пояснение |
доиндустриальное |
I. Предпосылки возникновения сетевой формы управления |
Примерно 448 г. до н.э. |
Объединение независимых государств в союзы для борьбы с захватчиком |
Союз 20 городов - государств Древней Греции для борьбы с Персией |
XIV – XIX вв. |
Семейно - родственные объединения |
Характерны для всех стран Европы, Азии, Африки и Америки |
||
Конец XIX в. А. Маршал |
Идеи использования сетей для организации промышленного производства - межфирменное разделение труда |
Исследование промышленных районов Великобритании. Получение синергетического эффекта от объединения и специализации предприятий |
||
Индустриальное |
II. Формирование сетевой формы управления |
Первая половина ХХ в. Вебер М., Форд Г., Шумпетер Й., |
Формирование транспортных сетей. Появление гибких динамических структур. Расширение рынка способствовало формированию вертикально - интегрированной корпорации |
Внедрение и развитие рыночных отношений, активизация предпринимательской деятельности. Объединения традиционного типа: тресты, холдинги, концерны. Снижение неопределенности, интернационализация транзакционных издержек |
50 - 70 - е гг. ХХв. Кастельс М., Гэлбрейт Дж.К., |
Появление американских и Европейских отраслевых межфирменных объединений в материальном производстве, с целью завоевания мирового рынка. Функционирование и развитие основных форм предпринимательства: индивидуальных предприятий, партнерств, корпораций. |
Формирование предпринимательских сетей. Цель: оптимизация производственных ресурсов, снижение рисков, взаимовыгода. Сети малых домашних хозяйств: Гонконг Семейные сети: Китай, Италия, Голландия Коммунальные сети кейрецу - Япония |
||
Постиндустриальное |
III. Развитие и совершенствование сетевой формы управления |
80 - е г. ХХ в. Экклес Р. |
Развитие сетевой организации бизнеса в строительной сфере. Появление стабильных и долгосрочных отношений между субъектами «квази - фирмы» |
Формирование межфирменного взаимодействия |
90 - е г. XX в. Ачрол Р., Асаул А.Н., Афанасьев А.А., Йохансон Й., Винделер А., Катькало В.С., Котлер Ф., Кущ С.П., Майлз Р. и Сноу П., Мильнер Б.З, Норт Д., Оллила Й., Патюрель Р., Радаев В.В. Тоффлер О., Третьяк В.П., Румянцева М.Н., Хоканссон Х., и др |
Углубление интеграционных связей сетевой формы организации бизнеса как ответ субъектов предпринимательства на изменения факторов внешней среды. Компании строят партнерские отношения самостоятельно, исходя из рыночных критериев и стимулов. Распространение сетей в сфере услуг и нематериального обеспечения. Применение сетевой формы в розничной торговле, рекламных услугах, страховании. Появление аутсорсинга, как вспомогательного элемента организации бизнеса. Формирование взаимоотношений корпораций в форме сетевого бизнеса. |
Классификация сетей: - Иерархические и самостоятельные; - Внутриорганизационные и межорганизационные; - Плановые отраслевые сети, сети «выживания», предпринимательские, деловые сети; - Горизонтальные, вертикальные, диагональные; - Внутренние, стабильные, динамические; - Обновляющиеся, зарождающиеся; - Проектные, стратегические, виртуальные, союзы; - Целостные сети; - Интеллектуальные сети. |
Сети ценности – это новые бизнес - модели, которые подразумевают под собой стратегическое партнерство всех субъектов для формирования цепочки создания ценности.
Это заключается как в использовании ресурсов партнеров различных стран мира, так и в применении инновационных технологий производства и продаж. У каждого субъекта существует своя внутренняя и внешняя цепочка ценностей, которая объединяет его с другими. Именно эти связи образуют целостные сети.[4]
Одним из наиболее ярких примеров внедрения сетевого подхода к формированию ценности продукции, стала компания Nike. В процессе производства, компания сотрудничает с большим количеством партнеров, которые участвуют в разработке продукции. Для получения конечного качественного результата, каждый партнер компании интегрирует свою цепочку ценности в общую сеть ценностей. Это происходит еще на стадии разработки продукции. Более того, таким партнерами могут стать даже сами потребители. За 10$ они могут разработать для себя необходимую модель обуви. Высокая компетенция таких потребителей, позволяет эффективно взаимодействовать и формировать ценность продукта. Таким образом, компания минимизирует риски по созданию невостребованного товара, привлекая специалистов и самих покупателей. Это повышает уровень лояльности клиентов, создает дополнительные конкурентные преимущества и является отличным способом учета всех возможных идей, возникающих в процессе создания конечного товара.
Таким образом, на основе теоретических знаний, сформированных на начальных этапах эволюции, сетевая форма продолжает свое развитие, внедряя гибкие способы ведения бизнеса. Более того, сетевые организации становятся платформой для создания новых методов формирования потребительской ценности. Это позволяет компаниям активно осуществлять инновационную деятельность, привлекая своих клиентов к разработке «идеального» продукта. Такой подход к организации бизнеса, помогает использовать высокие технологии и креативность для достижения совершенно нового уровня модернизации производства продукции и услуг, удовлетворяющих потребностям все более искушённых клиентов.
1.2. Современное состояние российского и регионального рынка алкогольной продукции
Рынок алкогольной продукции имеет свои особенности и жестко контролируется во многих сферах деятельности со стороны государства (производство и оборот, ценообразование, реклама и т. д.), что не может не отражаться на структуре и особенностях бизнес-моделей отдельных фирм и отрасли в целом.
Алкогольная отрасль России — одна из ведущих отраслей экономики страны по объемам и уровню привлекательности для бизнеса. Она занимает лидирующую позицию среди других секторов пищевой промышленности и является важным источником поступления денег в госбюджет: большая часть отечественного и ввозимого из-за рубежа алкоголя акцизная, что обеспечивает получение дополнительных доходов от любых видов продукции, реализуемой на территории Российской Федерации.
Нынешнее состояние рынка алкогольной продукции России во многом определяется экономической ситуацией в стране [2]:
1) консолидацией рынка производителя, сокращением количества дистрибьюторов и розничных точек в России;
2) снижением платежеспособного спроса населения, что приводит к росту сегмента алкоголя низкого ценового уровня и сегмента контрафактной продукции (по оценкам экспертов, на теневой рынок приходится около 40- 50 % продаж алкогольной продукции);
3) значительной трансформацией рынка алкоголя страны, вызванной активным административным регулированием (повышением минимальной стоимости некоторых групп крепкого алкоголя и увеличением акциза, внедрением системы ЕГАИС — учета алкоголя в оптовом и розничном звене и др.).
Основными производителями алкогольной продукции на территории Республики Коми являются АО «Сыктывкарский ликероводочный завод» (далее — АО «СЛВЗ») и АО «Сыктывкарпиво». Показатели деятельности АО «СЛВЗ» и АО «Сыктывкарпиво» подтверждают стабильность работы предприятий на алкогольном рынке региона.
АО «СЛВЗ» имеет широкую торговую сеть оптовых складов и специализированных магазинов в Республике Коми. Доля спиртных напитков, произведенных предприятием, в общем объеме розничной продажи водки и ликероводочных изделий в регионе составляет 41 %, однако имеет тенденцию к снижению.
Деятельность АО «Сыктывкарпиво» положительно характеризуется наращиванием объемов производства и реализации собственной продукции. Вместе с тем реализация пива местного производителя составляет небольшую долю в общем объеме продаж пива и пивных напитков на территории Республики Коми (14 %).
В регионе наблюдается относительно стабильная ситуация с поставками алкогольной продукции оптовыми организациями в розничные сети. Деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции на территории региона имеют право осуществлять 9 торговых организаций.
Розничный рынок алкоголя Республики Коми характеризуется ростом объемов и сохранением структуры продаж алкогольной продукции. 845 организаций осуществляют деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на 2197 территориально-обособленных объектах Республики Коми [8].
Глава 2. Анализ сетевой формы организации бизнеса ООО «Бристоль»
2.1. Краткая характеристика ООО «Бристоль»
История сети магазинов «Бристоль» началась 17 сентября 2012 года в Нижнем Новгороде.
Компания с полным наименованием "ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БРИСТОЛЬ"" зарегистрирована 05.10.1992 в регионе Нижегородская область по юридическому адресу: 603074, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Шаляпина, д. 20, кв. 116.
Регистратор "Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Нижегородской области, №5275" присвоил компании ИНН 5259007186 ОГРН 1025202846646. Регистрационный номер в ПФР: 062053001252. Регистрационный номер в ФСС: 520400156152261. 31 июля 2013 года был открыт первый магазин за пределами Нижегородского региона в городе Саранск Республики Мордовия. На данный момент сеть насчитывает свыше 2500 магазинов более чем в 520 городах в 30 Субъектах Российской Федерации.
Основными видами ее деятельности являются оптовая и розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво.
На первоначальном этапе развития компании были открыты оптовые филиалы в крупных городах республики Коми (Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Усинске, Воркуте), а также в г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа. Приобретение складских помещений дало возможность не только охватить рынок крупных городов Республики, но и укрепить партнерские отношения с поставщиками, так как новые рынки было необходимо обеспечить достаточным объемом продукции, гарантировать бесперебойность поставок и своевременность расчетов за отгруженную продукцию.
Развивающаяся сеть оптовых филиалов стала перспективным партнером для заводов-изготовителей, с которым они стремились выстраивать долгосрочные отношения. Выполняя условия соглашений и увеличивая объемы поставки, ООО «Бристоль» смог заключать уже дистрибьюторские контракты с крупными федеральными поставщиками, и таким образом укреплять свои конкурентные позиции на рынке.