Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Элементы системы инновационного управления предприятием
1.2 Методы инновационного менеджмента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Анализ деятельности предприятия ОАО «Московский строительный дом»
2.2 Характеристика инновационной продукции ОАО «МСД»
2.3 Анализ системы инновационного управления на предприятии ОАО «МСД»
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная деятельность является мощным рычагом, помогающим преодолевать различного рода спады, обеспечивать структурную перестройку и насыщать рынок разнообразными конкурентоспособными товарами.
В процессе инновационной деятельности рождаются новые идеи, продукты, технологические процессы, появляются усовершенствованные формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Фирма в любой момент своей деятельности может оказаться в состоянии кризиса, если она не способна предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя реагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю организации недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отставать от конкурентов. Этим объясняется актуальность проблемы эффективного инвестиционного управления предприятием в настоящее время.
Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уменьшения временных отрезков, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление организацией должно идти в ногу с изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации эффективного управления, ориентированной на позитивную динамику. [1]
Объектом данного исследования выбрана организация строительной отрасли г. Москва ОАО «Московский строительный дом» (ОАО «МСД»).
Предметом исследования является существующая на предприятии ОАО «Московский строительный дом» система инновационного управления деятельностью.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы инновационного управления ОАО «Московский строительный дом».
Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд задач:
- изучить теоритические основы процесса инновационного управления предприятием;
- проанализировать действующую систему инновационного управления на предприятии ОАО «МСД», выявить проблемные моменты;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы инновационного управления в выбранной организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Элементы системы инновационного управления предприятием
Инновационную деятельность можно обозначить как процесс творческого создания инновации. Иными словами, инновационная деятельность предприятия – это система мероприятий по разработке, внедрению, освоению и производству инноваций.
Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный рост в предпринимательской деятельности, производстве или социальной сфере предприятия.[4]
Создание нового продукта начинается по результатам принятия соответствующего решения руководством организации. Решение о создании инновационного продукта принимается на основании разработанной программы маркетинга по продукту, содержащей все необходимые сведения о новом продукте, с учетом технико-экономического обоснования его эффективности, анализа информации о рынке сбыта, рисков и возможностей, а также влиянии внедрения этого продукта на общие экономические результаты производственной деятельности предприятия.[2]
Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения и совершенствования.
С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности система инновационного менеджмента включает:
- разработка программ и планов инновационной деятельности;
- оценка и анализ проектов создания инновационных продуктов;
- организация эффективного включения всех подразделений предприятия в процесс инновационной деятельности;
- отслеживание хода разработки и анализ возможностей ее внедрения в процесс производства;
- выработка системы маркетинговой деятельности для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности работы предприятия с учетом требований потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры;
- обеспечение программы инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом;
- анализ эффективности инвестиционного проекта как результата корректной организации системы инновационного управления предприятием. [6]
Анализ экономической эффективности инновационного продукта включает оформление идеи в виде инвестиционного проекта создания нового продукта и его предварительную оценку. В ходе формирования проекта определяются технико-экономические характеристики продукта, оценивается его качественные и потребительские свойства. В обязательном порядке проводится оценка состояния потенциального рыночного спроса и объема продаж предлагаемого продукта. Формируется предварительная программа создания товара и освоения в производстве. С учетом программы проводится оценка размера необходимых инвестиций на создание и организацию производства этого продукта, а также определение его срока окупаемости. Важным элементом в процессе подготовки реализации инвестиционного проекта является анализ и оценка наличия необходимых ресурсов для создания и производства нового продукта (технология, машины и оборудование, производственные мощности, сырье и материалы, персонал, финансовые средства и др.), а также оценка сроков создания, освоения нового продукта в производстве и вывода его на рынок. Процесс заканчивается анализом и оценкой рентабельности производства нового продукта и разработкой программы маркетинга по этому продукту.[8]
1.2 Методы инновационного менеджмента
Непосредственно для воплощения инновационного процесса применяются общие и специфические методы инновационного менеджмента.
К общим методам относятся:
• методы анализа: графический, метод сравнения, балансовый;
• метод планирования;
• методы прогнозирования: экспертный, нормативный, параметрический;
• методы стратегического и метрического маркетинга: моделирование, сегментация, оценка и анализ, исследование.
К специфическим методам относятся:
1. системный анализ – анализ возможности достижения поставленных целей с учетом внешних и внутренних обстоятельств, рассмотрение внутренней и внешней среды, применение системного подхода к процессу управления взаимосвязи подразделений предприятия;
2. факторный анализ – анализ развитие науки и техники в экономике, потенциал фирмы, прирост научно-технического потенциала инноваций;
3. ситуационный анализ – анализ пригодности определенных методов управления к данной ситуации, анализ непредвиденных ситуаций, профессиональная подготовка и обучение персонала;
4. функционально-стоимостной анализ – совокупность функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация; разделение труда в управлении инновациями; оптимизация решений, координирующих и контролирующих функций. [10]
К методам и инструментам инновационного менеджмента относят:
1. статистические модели, разработанные на основании корреляционных и регрессивных зависимостей инновации;
2. нормативные методы планирования инновационной деятельности;
3. регламентирование процедур управления – в них входят положения об отраслях и службах, должностные инструкции;
4. экономико-математическое моделирование процессов, связанных с принятием решения в каждой из функций управления в отдельности;
5. оптимизационные модели формирования организационной структуры и тематических планов;
6. календарное планирование работ, сетевые методы;
7. приспособление параметров системы к условиям внешней среды;
8. произведение оценки качества «входа, выхода, процесса» в системе;
9. экономико-математическое моделирование, вероятностные модели;
10. проектным менеджмент;
11. выработка сценариев развития;
12. рассмотрение внешних и внутренних обстоятельств успеха инноваций;
13. творческое применение инновационных менеджеров, всех доступных инструментов в связи с ситуацией;
14. методы управления конфликтами;
15. методы креативного менеджмента.[9]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Анализ деятельности предприятия ОАО «Московский строительный дом»
ОАО «МСД» является коммерческой организацией, акционерным обществом открытого типа, имеет самостоятельный баланс, штампы, печати, расчетный счет в банке.
Основным видом деятельности является производство материалов для гидроизоляции зданий и сооружений.
Организационная структура ОАО «Московский строительный дом» представляет собой линейно-функциональную структуру с тремя подразделениями, каждое из которых ориентировано на выполнение определенных функций. Штатная численность составляет 37 человек.
Рис.1. Организационная структура ОАО «Московский строительный дом».
Данное предприятие осуществляло систематический сбыт продукции в металлургической отрасли в течение 6 лет, но в результате экономического кризиса в 2008 - 2009 годах металлургическая отрасль сильно пострадала. Таким образом, для компании стала серьезной проблема сбыта продукции, объемы реализации которой резко упали и, в последствие, свелись к нулю. В начале 2017 года была попытка вывода инновационного продукта на рынок кровельных и гидроизоляционных материалов, но она оказалась не достаточно удачной. Размеры объема продаж и доли рынка были настолько малы, что компания была не в состоянии обеспечить нормальное функционирование компании и находилась на грани банкротства. Основной причиной такого результата является некорректная организация процесса инвестиционного управления. В связи с этим предлагается рассмотреть существующую систему инвестиционного управления предприятия на примере вывода на рынок вновь разработанного инновационного продукта.
Рассмотрим особенности нового продукта компании ОАО «МСД», его преимущества и далее сравним его с аналогичной продукцией конкурентов.
Инновационным продуктом является Битумно-эмульсионная паста №1 - это водная дисперсия битума на твердых эмульгаторах, в состав которой входят только природные компоненты и гидрофобные высокомолекулярные углеводороды, на долгие годы сохраняющие свои пластические качества в температурных режимах от -70 до +120ºС.
2.2 Характеристика инновационной продукции ОАО «МСД»
Битумно-эмульсионная паста №1 применяется на промышленных и гражданских объектах:
- Для кровельных работ — устройства и ремонта кровли безогневым способом.
- Для устройства гидроизоляции и пароизоляции любых поверхностей
- Для антикоррозийной защиты металлических конструкций
- Для облицовочных работ - в качестве гидроизоляционного клея
- В дорожном строительстве и ремонте
В бетонах и растворах с влагопоглощением на порядок ниже обычных
Преимуществами битумно-эмульсионной пасты №1 по характеристикам являются:
- Многофункциональный материал для кровельных, гидроизоляционных, антикоррозийных и отделочных работ.