Файл: Понятия и система обязательного медицинского страхования.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные положения обязательного медицинского страхования
1.1 Этапы становления обязательного медицинского страхования в России
1.2 Правовое регулирование обязательного медицинского страхования
1.3 Понятие, сущность и принципы обязательного медицинского страхования
2. Характеристика системы обязательного медицинского страхования
2.2 Деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.3 Проблемы и перспективы развития системы обязательного медицинского страхования
Введение
В соответствии с Конституцией РФ каждому человеку и гражданину гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Любое цивилизованное общество стремиться к усовершенствованию системы оказания медицинской помощи и улучшению уровня здоровья граждан.
О важности состояния здоровья человека говорили многие писатели и философы в разные эпохи. Об этом писал Марк Туллий Цицерон, считая что "Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья" и спустя столетия Уильям Шекспир "Здоровье - дороже золота"
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что сохранение и улучшение уровня здоровья граждан всегда является одной из первостепенных задач. Именно от состояния здоровья в первую очередь зависит будущее государства, а для того, что бы обеспечить достойный уровень оказания медицинской помощи необходимо существование системы, осуществляющей деятельность по оказанию бесплатных медицинских услуг, для чего и существует система обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в системе обязательного медицинского страхования.
Предметом исследования выступили нормы права, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере медицинского страхования.
Целью работы является изучение сущности и структуры обязательного медицинского страхования в РФ, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме и возможные пути их решений.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: анализ, аналогия, логических обобщений, структурно-функциональный, статистический, специально-юридический и другие.
В процессе написания дипломной работы проведен анализ нормативно-правовых актов РФ, в частности: Конституции РФ, Федерального Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального Закона "Об основах обязательного социального страхования" и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере медицинского страхования.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды ученых и публицистов, таких как: Г.В. Сулейманова, В.И. Стародубцев, Е.Н. Савельева, В. Гришин, А.Ф. Бородин, Т.В. Богатова, Е.Г. Потапчик, В.А. Чернец и другие.
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть этапы становления обязательного медицинского страхования в России
- изучить правовое регулирование обязательного медицинского страхования в РФ
- определить сущность и принципы обязательного медицинского страхования в РФ
- Дать характеристику деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ
- выявить проблемы и перспективы развития системы обязательного медицинского страхования в РФ
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
1. Основные положения обязательного медицинского страхования
1.1 Этапы становления обязательного медицинского страхования в России
В России медицинское страхование берет свое начало еще во времена Российской Империи и связывается с развитием в конце XIX в. земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения в силу ее аграрности и очень малого периода пореформенного капиталистического развития, а так же за неимением опыта развития данной отрасли в то время.
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось в XVIII - начале XIX вв. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование // М. 1998
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России//Российский медицинский журнал. - 1996. - № 1.
1 этап. С марта 1861 г. по июнь 1903 г. В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд.
Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3% заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, согласно которому работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих. Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.
Фабричные страховые кассы начали создаваться в начале XX в. преимущественно на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга. Принципы их организации и функционирования были аналогичны западноевропейским.
2 этап. С июня 1903 г. по июнь 1912 г. Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.
3 этап. С июня 1912 по июль 1917 г. В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев - закон о введении обязательного медицинского страхования для работающих граждан.
В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:
- первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях;
- амбулаторное лечение;
- родовспоможение;
- больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
К 1916 г. в России уже существовало 2403 больничные кассы, насчитывающие 1961 тысяч членов. Такие кассы просуществовали до революции, а после принятия запрета о введении государственной монополии в страховании они потеряли не только свою актуальность, но и легитимность.
4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года. После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:
- расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих
- предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
- повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
- полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей.
5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования".
Основные положения Декларации были следующие:
- распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
- распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы).
- Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации.
19 февраля 1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах, кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы стало значительное снижение уровня заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.
6 этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.
15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности.
Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:
1) Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.
2) Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.
7 этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.
В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью содержалась за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.
8 этап. С июня 1991 года по настоящее время. С принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
В период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. Причем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского cтрахования//Здравоохрание РФ. - 2000. - №4. Бородин А.Ф. О медицинском страховании//Финансы. - 1996. - № 12. Именно с этого момента можно говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
1.2 Правовое регулирование обязательного медицинского страхования
Основным источником права в России является Конституция, которая представляет собой основной закон страны, обладающий высшей юридической силой. По своей сути конституция не регулирует отдельные отношения возникающие на основании юридических фактов, но закрепляет положения, которым должны соответствовать иные нормативно-правовые акты. Как таковая Конституция закрепляет основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Не соответствие каких-либо нормативных актов Конституции является основанием для их отмены.