Файл: Функции налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время множество хозяйствующих субъектов выбирает для себя наиболее удобные способы ведения бизнеса, методы ведения бухгалтерского учёта, методы ведения налогового учёта.

Цель работы состоит в исследовании функций налогового учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и назначение налогового учета;
  • исследовать функции и подходы ведения налогового учета;
  • представить краткую характеристику ООО «Интеркомм»
  • рассмотреть ведение налогового учета в организации;
  • определить организацию рациональной системы налогового учета в ООО «Интеркомм».

Предметом исследования являются функции налогового учета.

Объект исследования – ООО «Интеркомм».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области налогового и бухгалтерского учета; публикации в периодических изданиях

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового и бухгалтерского учета.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты налогового учета и его функций

1.1. Понятие и назначение налогового учета

Современное налоговое законодательство требует ведения налогового учёта на всех предприятиях. Налоговый Кодекс Российской Федерации определяет налоговый учёт, как систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.

Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения[1].

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27.07.2006 № 137-ФЗ, учётная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика[2].


В учётной политике организации должны быть раскрыты её подходы к решению вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль, оценки имущества, формирование налоговых обязательств перед бюджетом, распределение убытков между налоговыми периодами, формирование налоговой отчётности[3]. В процесс формирования учётной политики необходимо включить установление и обоснование организационно-технических и методических аспектов налогового учёта[4].

Данные, предоставляемые налоговым учётом, должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу[5].

Данные, предоставляемые налоговым учётом, подтверждают: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учёта призваны систематизировать и накапливать информацию, которая содержится в принятых к учёту первичных документах, аналитических данных налогового учёта для отражения в расчёте налоговой базы.

Согласно НК Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ[6] к регистрам налогового учета предъявляется ряд требований: ведение регистров налогового учёта осуществляется в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях; формы регистров налогового учёта и порядок отражения в них аналитических данных налогового учёта, данных первичных учётных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учётной политике организации для целей налогообложения; правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учёта обеспечивается лицами, которые составили и подписали их; при хранении регистров налогового учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. В случае если исправления всё же осуществляются, ошибки в регистре налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью ответственного лица, которым были внесены исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления[7].


Процесс формирования данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения. Важно отметить, что аналитический учёт данных налогового учёта должен осуществляться налогоплательщиком таким образом, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы[8].

Оформление налоговой отчётности субъекта предпринимательской деятельности должно быть оформлено в виде декларации по налогам. Требования к содержанию налоговой декларации, порядку её составления и внесения в неё изменений регулируются главой 13 НК РФ[9].

Согласно Налоговому Кодексу РФ содержание данных налогового учёта, а также данных первичных документов является налоговой тайной.

На любом предприятии организация налогового учёта начинается с разработки порядка ведения данного учёта. Этот порядок закрепляется в приказе об учётной политике организации для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность способов определения и признания доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации[10].

Понятие и сущность налогового учета, как экономической категории, достаточно полно отражены в налоговом законодательстве. Однако разработка единых рекомендаций по его организации и ведению крайне затруднительна[11]. Это напрямую зависит от сферы деятельности предприятия, от структуры и масштабов деятельности, от применяемой системы налогообложения, от состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и других факторов[12]. Учетная политика призвана решать вопросы, связанные с определением налоговой базы по налогу на прибыль, с оценкой имущества, формированием налоговых обязательств перед бюджетом, распределением понесенных убытков между налоговыми периодами и формированием налоговой отчётности[13].

В первую очередь, при формировании учетной политики необходимо установить и обосновать основные аспекты налогового учета:

1. Основные способы ведения налогового учета.

2. Принципы и порядок организации налогового учета всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком.


3. Формы аналитических регистров.

4. Порядок организации налогового учета, в целом.

Законодательно правила применения учётной политики для целей налогообложения регламентированы.

Налогоплательщик, в свою очередь, обязан применять учетную политику с момента государственной регистрации и до ликвидации. Однако, в период деятельности организации учетная политика для целей налогообложения может изменяться. К этому может привести ряд обстоятельств:

1. Способы учета были усовершенствованы в организации.

2. Произошло масштабное преобразование условий деятельности организации.

3. Законодательство о налогах и сборах претерпело изменения, не позволяющие использовать принятую учетную политику для целей налогообложения и требующие ее корректировки.

Налогоплательщики в своей деятельности вправе выбирать для себя, какой из способов ведения налогового учета будет наиболее удобен для них[14].

Рассмотрим, какими способами может осуществляться ведение налогового учета на предприятии:

1. Данные налогового учета могут формироваться на основе информации на счетах бухгалтерского учета. Этот вариант является наименее затратным для предприятия и обеспечивает максимальную интеграцию бухгалтерского и налогового учета. Так как регистры налогового учета составляются на основе первичных документов бухгалтерского учета, работники бухгалтерской службы могут самостоятельно вести налоговый учет. Следовательно, образование отдельного структурного подразделения в бухгалтерии для организации и ведения налогового учета нецелесообразно. Однако, применение данного способа возможно лишь при совпадении порядка и группировки отражения объектов учета и хозяйственных операций[15].

2. Бухгалтерский и налоговый учет могут вестись в параллельном режиме, с использованием комбинированных регистров. Накопление информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль происходит только с помощью регистров налогового учета. Преимуществом этого варианта ведения учета является формирование налоговой базы непосредственно из налоговых регистров[16]. Поскольку регистры формируются непосредственно по первичным учетным документам, значительно сокращается вариант допущения ошибок в налоговом учете. Однако такой способ приводит к дублированию учетной работы и увеличению объемов документов. Кроме того, данный вариант предполагает организацию специальной службы, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с налогообложением[17].


3. Еще один способ предполагает ведение налогового учета по правилам налогового законодательства, предоставляющего больше свободы, чем бухгалтерское. Предприятие самостоятельно организует налоговый учет, обычно с использованием аналитических регистров, в которых ведутся записи налогового учета по правилам бухгалтерии. Применение такого независимого и самостоятельного налогового учета нецелесообразно на средних и крупных предприятиях. Это требует огромных финансовых затрат, поскольку необходимым становится создание специальных структурных подразделений и привлечение высококвалифицированных специалистов в области налогового учета. Подобный подход к организации налогового учета на предприятии должен сопровождаться абсолютно новым графиком документооборота, новым порядком обработки и хранения первичных документов и другими подходами к ведению учёта[18].

При выборе способа ведения учета необходимо обратить внимание не только на их достоинства и недостатки. Кроме того, организации необходимо помнить об основной цели ведения налогового учёта – правильном формировании налоговой базы по налогам. Любое предприятие в своей деятельности должно составлять адекватную налоговую отчетность и планомерно отчислять налоговые платежи в бюджет. При отсутствии такой стратегии, организация не сможет стабильно развиваться и функционировать[19].

Законодательство с каждым годом ужесточает наказания за неисполнение и несвоевременное исполнения своих обязательств перед бюджетом, поэтому именно от верной и рациональной организации налогового учета зависит деловая репутация предприятия и его финансовое благополучие без соответствующих споров и конфликтов с государством[20].

1.2. Функции налогового учета

В настоящее время каждое предприятие ведет систему налогового учета. Для этого нужно закрепить её положения в учетной политике для целей налогообложения, которое утверждается руководителем предприятия. Это требование вызвано тем, что не все операции, которые отражены в бухгалтерском учете, относятся в том же периоде и в том же размере на цели налогообложения. Ведение налогового учета также отмечено на законодательном уровне.

Примерами могут служить следующие статьи из Налогового кодекса РФ: