Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Введение:
Персонал составляет наиболее важный человеческий ресурс организации. И высшие руководители, и менеджеры всех уровней, и специалисты, и работники вспомогательного состава – все они включены в единую и сложную систему организационных взаимоотношений.
Управление людьми относится к одной из наиболее трудных и важных функций менеджмента. Не случайно выдающиеся менеджеры и специалисты по управлению в списке профессионально значимых качеств руководителя отдают приоритет умениям работать с людьми.
В литературе по управлению персоналом приводится масса полезных рекомендаций на тему: как сделать работу организации более эффективной. На практике выполнение этих рекомендаций далеко не всегда протекает по описанному в литературе сценарию. Оно не обязательно автоматически ведет к обещанному результату: одно дело — теория, и совсем другое — практика, реальная жизнь, где на процесс достижения цели оказывает влияние много «дополнительных переменных»: мотивация исполнителей, их лояльность к руководству, особенности характера, возраст, пол.
Влияние последнего фактора на результативность управления персоналом, на наш взгляд, освещено в литературе недостаточно. В исследованиях последнего времени, в основном, рассматриваются мужской и женский стили управления, мужская и женская деловая одежда, служебная карьера мужчины и женщины.
Большинство управленческих рекомендаций ориентированы на некий абстрактный «персонал», пол которого не уточняется. В коллективе, сбалансированном по гендерному признаку (примерно в равной пропорции представлены мужчины и женщины), часто возникают проблемы, при решении которых необходимо учитывать гендерную специфику. Если же преобладают представители одного пола (что в нашей стране характерно для целого ряда профессий, считающихся «мужскими» или «женскими»), то управление коллективом приобретает целый ряд особенностей, которые выступают тем резче, чем ниже статус подчиненных и чем в большей степени нарушено равновесие. Надо заметить, что именно в гомогенном коллективе (только мужском или только женском) происходит заострение негативных черт, традиционно считающихся преимущественно женскими и мужскими. Возникает своего рода синергетический эффект, снимающий внутренние моральные барьеры.
В настоящее время эта проблема в большей степени интересует психологов, чем менеджеров. Вместе с тем следует отметить, что проблема должна представлять определенный интерес и для управленцев.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность в менеджменте обуславливает выбор нашей темы «Управление женским коллективом ».
Цель исследования: выявить особенности и проблемы в работе женского коллектива, разработать методы их решения.
Объект исследования: женский коллектив как часть ресурса организации.
В процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- Изучить литературу по теме исследования и выявить уровень разработанности проблемы в управленческой теории и практике.
- Охарактеризовать понятия «персонал», выявить специфику человеческих ресурсов .
- Проанализировать специфические особенности и проблемы женского персонала, выявить возможности их использования в процессе управления женским коллективом.
- Разработать и апробировать эксперимент на выявление психологического климата и организационной коммуникации конкретного коллектива.
- Разработать рекомендации по формирования в коллективе положительных коммуникативных установок и усилении материальной и моральной мотивации сотрудниц.
Глава 1. Управление женским коллективом
Деятельность по управлению персоналом – целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организаций, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности – это управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления – обобщенном представлении о месте человека в организации. В теории и практики управления человеческой стороны организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического:
- Использование трудовых ресурсов;
- Управление персоналом;
- Управление человеческими ресурсами;
- Управление человеком.
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая подготовка людей. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация – это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо. Краткое описание экономического подхода к управлению представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Краткое описание экономического подхода к управлению
Условия эффективности |
Особые затруднения |
|
Сложность адаптации к меняющимся условиям |
|
Неповоротливая бюрократическая надстройка |
|
Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные последствия |
|
Дегуманизирующие воздействия на работника |
В рамках органической парадигмы последовательно сложились:
- Концепция управления персоналом;
- Концепция управления человеческими ресурсами.
Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Краткое описание органического подхода к управлению представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Краткое описание органического подхода к управлению
Условия эффективности |
Особые затруднения |
|
Не учет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований |
|
Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор |
|
Предположение о «функциональном единстве», когда все органы работают на благо организма в целом |
|
Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию |
|
Опасность впасть в социальный дарвинизм |
|
Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса |
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем. Часто наше понимание организации основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяющие все члены организации. При этом можно задаться следующими вопросами: каковы общие интерпретационные схемы, которые делают возможным существование данной организации? Откуда они появляются? Как они создаются, передаются и сохраняются?
Вся история человечества - это история отношений. В более узком смысле история отношений мужчин и женщин, взрослых и молодых, начальников и подчиненных. На работе мы проводим треть своей жизни, поэтому важно обеспечить здоровые отношения в коллективе. Особенно важно это для менеджера по персоналу как для человека, отвечающего за работу с людьми и морально-психологический климат в организации. Как эффективно взаимодействовать с сотрудниками? Порой создать здоровый климат в коллективе бывает сложно, так как люди все разные, у всех различные взгляды и цели на работу, отношение к работе. Поэтому бытует мнение, что проще работать в мужском коллективе. А вот в женском коллективе сложно работать и руководить. Так ли это? Руководить женским коллективом сложнее, чем работать в нем. Даже хорошие специалисты склонны к сплетням, беседам ни о чем, решению личных вопросов в рабочее время. Установить рамки дозволенного под силу только человеку с незаурядными организационными способностями.
Наверняка, многие помнят замечательный советский кинофильм «Одиноким предоставляется общежитие», в котором героя - бывшего «морского волка» - назначили комендантом общежития, где были одни женщины.
Если вы вспомнили сюжет, значит, вспомнили и то, как оскорблён и обижен был этот мужчина, привыкший командовать суровыми моряками, а теперь вынужденный «строить» ткачих. Однако в финале, когда ему предложили другое место, он отказался. Почему это произошло? Давайте попробуем разобраться.
Бытует мнение, что женщины в отличие от мужчин не готовы выкладываться на работе на 100 процентов. Руководители говорят полушутя: «У женщины всегда одно полушарие мозга занято семьей, а нам что осталось». Но те же руководители уточняют, что при желании женщины способны творить чудеса. Например, своим терпением, гибкостью и деликатностью могут уговорить строптивого клиента на выгодные для компании условия. Как добиться от милых дам ударного труда не в отдельные дни и не в безвыходных ситуациях, а в повседневной работе?
Большинство руководителей-мужчин (80 процентов), отвечая на вопрос о том, трудно ли руководить женской командой, говорили, что особых проблем нет. Однако в ходе интервью они признавались, что в женском коллективе их огорчает медлительность в принятии решений, бурная реакция дам на тон голоса и интонацию, сильное влияние их проблем в личной жизни на трудовую деятельность, непредсказуемое переключение фокуса внимания от рабочих тем к семейным вопросам, интриги, истерики, шантаж. Также раздражало то, что они не говорят напрямую: начинают сильно издалека, попутно давая оценку всему, что только можно и искажая факты. К концу рассказа забываешь, о чем вообще был разговор. А еще обижаются, даже плачут, переходят на личные взаимоотношения и без согласия руководства «обустраивают быт»: цветочки, картины, статуэтки и пр. Объясняя свою непоследовательность в «показаниях», многие добавляли: «Но ведь это же женщины! Они такие от природы, ничего не поделаешь».
Переведя эти эмоциональные высказывания на язык управленческих задач, мы увидим, что трудности обычно возникают с поиском аргументов для женщин при передаче задания (что, как и почему следует делать), с подбором способов мотивирования женщин на эффективную работу. Однако специфические «женские эффекты» проявляются далеко не всегда и не везде. Как показало исследование, они чаще встречаются там, где женщин в коллективе больше 70 процентов, и характерны для традиционно женских должностей бухгалтеров, кадровиков, секретарей, продавцов, операторов на телефонах и др.
Есть еще одна особенность. Различия в поведении мужчин и женщин в основном встречаются в отечественных компаниях. В западных компаниях женщины стараются придерживаться мужского подхода к работе, а их коллеги-мужчины, как ни странно, овладевают традиционно женскими навыками: плетением интриг, обидчивостью, капризами.
Многие руководители сталкивались с ситуацией, когда, давая задание сотрудницам и уточняя, все ли понятно, слышали в ответ «да, все понятно», а потом получали совершенно не те результаты. Конечно, не всегда сама формулировка задачи является четкой и прозрачной, но возникает и резонный вопрос. Если что-то непонятно, то почему не переспросили?
Здесь мы имеем дело с «эффектом паззла» (домысливания) и страхом «плохо выглядеть». Смысл эффекта паззла заключается в том, что женщины при столкновении с «белыми пятнами» склонны самостоятельно достраивать образ до полноты. Поэтому их ответ «все понятно» совершенно искренен. Им действительно все ясно, а если что и непонятно, то они в процессе додумают. Мужчины в аналогичном случае чаще всего просто сдадут недоделанную работу и скажут: «А здесь я не понял».
Причина страха «плохо выглядеть» заключается в том, что для подавляющего большинства женщин отношение к ним руководителя имеет огромное значение. Разумеется, этот момент важен и для мужчин. Но мужчина обычно стремится, чтобы оценили его квалификацию, профессиональные качества, результаты его работы, а для дамы слова руководителя это оценка ее как человека, как женщины. И если она добилась отличных результатов, а начальник не сказал, что она молодец, значит, вся работа насмарку и руководитель ее недолюбливает. Женщина опасается, что, задавая дополнительные вопросы, она произведет на него впечатление «бестолковой пустышки», поэтому предпочитает разбираться сама. Обычно таким страхам подвержены новенькие сотрудницы.
Чтобы избежать таких ситуаций, следует максимально четко формулировать задачу. Причем желательно письменно, воспользовавшись, к примеру, электронной почтой, чтобы не потерялась. Не желательно передавать задание через других сотрудников, если речь не идет о стандартной операции. Здесь есть риск не только получить иной результат, но и поссорить коллег между собой. Помимо правильного понимания задачи есть и другая трудность, связанная с передачей поручения сотрудницам. Нередко работники-женщины отказываются браться за выполнение новой или сложной задачи. На это могут быть три причины: