Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и признаки лидерства
1.2 Понятие и принципы основных методов оценки и анализа лидерских решений
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Алгоритм анализа и оценки принятия лидерских решений
2.3 Проблемы, выявленные в ходе анализа
3.1 Разработка программы рекомендаций
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих тысячелетий развивалось понятие лидерства. Сначала теория о лидерстве носила достаточно первобытный характер. Но с каждым годом она развивается, т.к. в обществе задача организации работы всегда стояла на первых местах. Со временем теорию о лидерстве стали изучать ученые, излагать свои мысли в учебных трактатах, разрабатывать различные стили и методы эффективного руководства.
Разработка и принятие лидерских решений является одним из наиболее важных лидерских процессов. От эффективности лидерских решений во многом зависит успех дела и работа всего предприятия. Поэтому очень важно — уметь принимать грамотные, экономически обоснованные решения.
Успешную работу предприятия сможет обеспечить руководитель, который следит за современными тенденциями, использует только актуальную, проверенную информацию и владеет правильными методами в принятии важных лидерских решений.
Объектом работы является понятие лидерства.
Предметом — способы повышения процесса эффективности лидерских решений.
Основная цель данной работы — предложить рекомендации по совершенствованию процесса принятия лидерских решений на примере конкретного учреждения.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные принципы лидерства;
- определить принципы, функции и методы оценки лидерских решений по проблемам о лидерстве персоналом;
- провести оценку и анализ рабочего процесса лидер и его команды на примере компании «ММК-ГРУПП»;
- предложить рекомендации по совершенствованию рабочего процесса лидера и его команды на примере компании «ММК-ГРУПП»
- произвести расчёт эффективности проделанной работы.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе: метод моделирования; метод анализа; метод классификации и синтеза; метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость работы заключается в предложении рекомендаций, направленных на совершенствование процесса лидерских решений, что может на практике использовать любое предприятие с подобным «ММК-групп» профилем.
Общий объем работы составляет 36 страниц, включая: введение; 3 главы; заключение и список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и признаки лидерства
Лидер (от англ. leader) — ведущий, первый, идущий впереди) —лицо(субъект) в какой-либо группе(организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия [3, с.57-58].
Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство– доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
2) способен оказывать влияние на других членов группы;
3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом; 4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
Функции лидера:
1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
2) выработка и поддержание групповых норм;
3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
5) установление и поддержание микроклимата группы.
Типы лидерства по реальной управленческой практике:
1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;
2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;
3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;
4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;
5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
1.2 Понятие и принципы основных методов оценки и анализа лидерских решений
Для начала дадим определение понятию решение. Решение — это процесс и результат определенного выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.
Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие составляющие:
- возможность выбора из множества альтернативных вариантов;
- наличие цели;
В задачи любого управленца в первую очередь входит принятие различных решений.
Управленческое решение — процесс волевого воздействия субъекта о лидерстве, которое основано на знания правил работы управляемой системы и анализе всей управленческой информации и который направлен на достижение поставленных целей [5, с.70].
Под управленческим решение понимается:
- поиск и нахождение наиболее эффективного действий руководителя;
- конечный результат постановки и выработки.
Огромный интерес представляет сам процесс принятия и реализации решений. Это процесс взаимосвязанных стадий различных действий руководителя, их анализ.
Процесс принятия лидерских решений достаточно сложный, существуют специальные научные дисциплины, которые занимаются его изучением.
Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия лидерских решений возникли после того, как появились организации.
Современные организации отличаются большим количество руководителей высшего и среднего управленческого звена, а также наличие достаточно большого числа специалистов, которые также участвуют в принятии лидерских решений [8, с.85].
В настоящее время изучением управленческого процесса активно и углубленно занимается научная дисциплина менеджмент.
Классификация решений необходима для того, чтобы изучить их особенности и выбрать правильные в условиях определенной задачи.
Принятие лидерских решений — процесс достаточно сложный, поэтому существуют различные классификации лидерских решений.
Выбор и использование той или иной классификации на практике определяется конкретными условиями принятия решений.
Выделим основные классификации лидерских решений поподробнее (рис. 1).
Управленческие решения могут иметь и другие варианты реализации, т. к. это процесс сложный и многогранный.
Знание и использование руководителем на практике классификации лидерских решений, позволяет более грамотно и четко формулировать задачи о лидерстве. Что, непосредственно в свою очередь способствует более эффективной работе предприятия.
Рис.1. Классификации лидерских решений [10, с.93-94]
Далее рассмотрим конкретные методы лидерских решений, а также принципы их реализации:
1. Метод сравнения - дает возможность оценить деятельность организации, выявить отклонения фактических значений показателей от базисных величин, установить причины этих отклонений и найти резервы дальнейшего улучшения деятельности организации.
2. Индексный метод - используется при анализе сложных явлений, отдельные элементы которых измерить нельзя. Этот метод дает возможность осуществить разложение обобщающего показателя по факторам абсолютных и относительных отклонений.
3. Балансовый метод заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей деятельности организации для выявления влияния отдельных факторов, а также для поиска резервов улучшения деятельности организации. При этом взаимосвязь между отдельными показателями выражается в виде равенства итогов, полученных вследствие определенных сопоставлений.
4. Метод элиминирования, являющийся обобщением методов индексного, балансового и цепных подстановок, дает возможность выделить влияние отдельно взятого фактора на обобщающий показатель деятельности организации, исходя из предположения, что остальные факторы действовали при прочих равных условиях, т.е. так, как предполагалось по плану.
5. Графический метод представляет собой способ наглядной иллюстрации деятельности организации, а также способ определения ряда показателей и способ оформления результатов проведенного анализа.
6. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования, применяемого в соответствии с назначением изучаемого объекта (процессы, изделия) с целью повышения полезного эффекта, то есть отдачи на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.
Важнейшая черта функционально-стоимостного анализа состоит в установлении целесообразности перечня функций, которые должен выполнять проектируемый объект в определенных конкретных условиях, или в проверке необходимости функций уже существующего объекта.
7. Экономико-математические методы анализа используются с целью выбора оптимальных вариантов, определяющих управленческие решения в существующих или планируемых экономических условиях.
Итак, в первой главе курсовой работы были рассмотрены принципы, функции и методы оценки лидера в процессе управления персоналом. В ходе изученного материала было установлено то, что
1) Управление — это целенаправленный и многократный процесс действия субъекта о лидерстве на объект о лидерстве.
2) Субъект управления — это глава, коллегиальный орган или же комитет, осуществляющий управленческое действие.
3) Объект управления — это отдельная персона или же группа, которая быть может объединена в некое структурное подразделение с оказанием на него управленческого воздействия.
На сегодняшний день существует множество методов, направленных на улучшение работы персонала в организации. Одним из таких методов, который позволяет не только усовершенствовать рабочие процессы, а также и существенно снизить текучесть кадров, является мотивация персонала.