Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКЕ АСПЕКТЫ СОБСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКЕ АСПЕКТЫ СОБСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и значение собственной торговой марки в коммерческой деятельности
1.2. Стратегии развития собственных торговых марок
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ ООО «АШАН»
2.1. Общая характеристика ООО «АШАН»
2.2. Стратегия развития собственной торговой марки
2.3. Направления развития собственной торговой марки торговой сети ООО «АШАН»
Таким образом, вводя в свой ассортимент товары под собственной торговой маркой, ритейлеры выдвигают перед собой цели: от увеличения объема продаж до создания имиджа магазина высокого качества продукции и обслуживания с низкими ценами. В России в последние годы в результате беспрецедентного роста собственных торговых марок России учреждена премия Private Label Awards Russia. Ежегодно премия Private Label Awards Russia становиться центром внимания российского ритейл сообщества. [6]
Большое число розничных сетей и производителей товаров собственных торговых марок борются за награду. Победителями становятся компании, демонстрирующие инновационный и ответственный подход к созданию марки отечественного товара, его упаковки и продвижению в целом.
1.2. Стратегии развития собственных торговых марок
Создание СТМ позволяет компании достигнуть сразу нескольких ключевых целей, а именно:[7]
- повысить лояльность клиентов;
- увеличить доход;
- обеспечить достойное соотношение цены и качества;
- качественно управлять резервами компании.
СТМ не только способствует более качественному удовлетворению потребностей покупателей, но и позволяет улучшить финансовое положение компании. Вне зависимости от ценового сегмента, товары СТМ направлены на увеличение прибыли, способствуя росту объема продаж, оптимизации производственных процессов, построению эффективной логистики.
Кроме того, в России торговые сети сталкиваются с высокими требованиями к товарам СТМ, поскольку качеству продукции уделяется самое пристальное внимание. И еще одно неоспоримое достоинство СТМ - гарантированная защита торговой сети от перебоев с товарами, поскольку частная марка позволяет обеспечить необходимое количество товара не только с учетом скидок, но и с учетом сезонных распродаж и т.д.
В настоящий момент существует несколько стратегий создания и развития собственной торговой марки, которые могут быть полезны специалистам, задумывающимся об эффективном использовании СТМ.
Эксперты отмечают наличие трех стратегий создания и развития СТМ: стратегия демпинга, стратегия замещения конкурента и стратегия расширения бренда. Эти стратегии остаются актуальными и востребованными на протяжении нескольких лет.
Стратегия демпинга.
Данная стратегия предполагает, что абсолютно любой товар можно заменить более дешевым аналогом (только в том случае, если это оправдано экономикой процесса). Такая стратегия не требует глубокой аналитики и является одним из самых простых решений для специалистов, поскольку потребители всегда будут лояльны к более дешевым аналогам товаров, чем те, которые они приобретали ранее или хотят приобрести в настоящий момент.
Эксперты отмечают, что если предприниматель хочет в дальнейшем использовать и другие стратегии создания СТМ, то не стоит называть частную марку более дешевой продукции именем, связанным с самой торговой сетью. Подобный ход имеет смысл в первую очередь в дискаунтерах.[8]
Конечно же, продукт, который предприниматель планирует предложить потребителю в качестве более дешевой альтернативы уже имеющегося продукта, не должен быть низкокачественным. В случае, если качество товара не удовлетворяет потребителя, то существует риск, что товар не удастся реализовать в должном объеме, поскольку покупатель откажется его приобретать.
Стратегия замещения конкурента
Данная стратегия, также как и стратегия демпинга, основывается на выборе потребителя. Основной принцип стратегии замещения заключается в замене топового товара в той категории, где потребительская привычка не играет главную роль при выборе.
В определенных товарных категориях у потребителей могут сложиться «привычки» покупать конкретные товары и доверять конкретным маркам. Разные товарные категории различаются силой потребительских привычек и степенью их влияния на выбор покупки.
Данная стратегия наиболее успешна в тех категориях, где сам фактор бренда частично либо полностью не является важным. В таком случае действие разворачивается по следующему сценарию: лидирующий товар либо полностью снимается с полки магазина, либо перемещается на менее выгодное место, а на его месте появляется полностью аналогичный товар под частной торговой маркой. Отметим, что новый продукт не является наиболее дешевым в своей категории. Более того, зачастую он оказывается на уровне «выше среднего», в то время как затраты на его рекламу среди потребителей практически нулевые.
Самым сложным моментом в стратегии замещения конкурента является правильный выбор товарной категории, в которой розничной компании удастся провести все необходимые процедуры и не спровоцировать негативную реакцию потребителей. Чтобы не допустить подобной ошибки, необходим тщательный анализ брендированных категорий и отсев тех товаров, где без сильного бренда не получится добиться успеха.[9]
Эксперты полагают, что наибольшая актуальность брендинга наблюдается у следующих товаров: продукты с уникальными потребительскими свойствами; товары гедонистического потребления; товары демонстративного потребления; утилитарные товары.
Товары с уникальными потребительскими свойствами - это товары, которые обладают ощутимыми отличиями от их аналогов. В эту категорию чаще всего попадают товары узкого назначения, например: корм для животных, страдающих проблемами с пищеварением, стиральный порошок для детских вещей, минеральная вода с лечебными свойствами и так далее.
Товары гедонистического потребления - данные товары потребители приобретают для собственного удовольствия, сюда входят: алкоголь (кроме водки), сладости, различного рода деликатесы, жевательные резинки и так далее. В подобных категориях отмечается высокий порог лояльности потребителя, вплоть до неудовольствия покупателя в случае отсутствия в продаже его любимых марок. В связи с этим, в данной категории стратегия замещения может оказаться совершенно неэффективной.
Товары демонстративного потребления - это так называемые «имиджевые» товары. Чаще всего подобная продукция принимает участие в процессах взаимодействия потребителя с окружающими его людьми. Кроме того, подобные товары существенно влияют на имидж потребителя, поскольку именно по уровню употребляемых человеком товаров окружающие могут делать определенные выводы о самом человеке. В данной категории лояльность к маркам является очень высокой, и потребитель с высокой долей вероятности может отказаться от аналогов, если у него нет другого выбора.[10]
Утилитарные товары - это товары, которые привычны и понятны потребителю и которые необходимы ему в повседневной жизни. Сюда входит бакалея, консервная продукция, замороженная продукция и так далее. В данной категории брендинг практически невозможен, поскольку на выбор потребителя влияет довольно мало факторов, а лояльность к существующим торговым маркам низкая. В связи с этим потребитель может легко переключиться на аналоги и именно в этой категории стратегия замещения работает наиболее выгодно. Кроме того, в данном случае приветствуется использование торговой марки сети, поскольку узнаваемость дает шанс увеличить уровень доверия к качеству товара.
Стратегия расширения бренда.
Этот вариант развития СТМ является наиболее сложным из всех перечисленных. Данная стратегия предполагает синергию бренда сети и частной торговой марки. Алгоритм выглядит следующим образом: бренд сети работает на продажи СТМ, а СТМ усиливает бренд сети. Кроме того, в будущем при подобном развитии событий СТМ может выйти за пределы самой розничной сети и стать самым настоящим брендом местного или федерального уровня, дополнительно продвигая бренд торговой сети.
Основной задачей специалиста, который принимает решение использовать стратегию расширения бренда при создании СТМ, становится тщательное изучение мотивов потребителей и собственного бренда сети. Наиболее распространенная ошибка предпринимателей - это мнение о том, что их марка уже является брендом.
Тем не менее, зачастую оказывается, что если потребитель выбирает продукты определенной сети, то это не значит, что он обращает внимание на бренд.
В случае если сеть успешно развивается продолжительное время, необходимо сформулировать идеологию ее бренда с точки зрения потребителя и выстраивать дальнейшие действия строго исходя из данной идеологии.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ ООО «АШАН»
2.1. Общая характеристика ООО «АШАН»
ООО «АШАН» входит в Groupe Auchan SA (произносится Oman) - французская корпорация, представленная во многих странах мира. Один из крупнейших в мире оператор розничных сетей (в том числе сети продуктовых гипермаркетов Auchan). Номинально, «АШАН» является главным структурным подразделением семейной мегакорпорации «Ассоциация семьи Мюлье».
Компания основана в 1961 году, ее главный офис находится в Лилле. Основатель и нынешний председатель совета директоров- Жерар Мюлье (фр. Gerard Mulliez).
Название «Auchan»- сознательно неточная орфографическая запись слов фр. Hauls champs - «Высокие поля» (название квартала Лилля, где был создан первый магазин).
Основными направлениями деятельности корпорации являются: • Розничная торговля:
- Сеть гипер- и супермаркетов. Торговля осуществляется под марками Auchan (гнпермаркеты), Atac, Elea и Simply Market (супермаркеты).
- Электронная торговля.
Группе принадлежат интернет-магазины Auchandirect, работающий во Франции и Польше, Auchan.fr, Crossbill, оба работающие только во Франции, и Auchandrive.lu в Люксембурге. Управление недвижимостью.
Подразделение Immochan специализируется на управлении торговыми центрами. На 31 июля 2016 открыто 312 торговых центров под управлением Immochan, включая 32 в России. Банковские услуги.
Banque Accord был основан во Франции в 1983 году, и на август 2016 года его подразделения работают в 10 странах, включая Россию, где, однако, пока не получил лицензию на ведение банковской деятельности.
Другие направления деятельности:
- Управление сетью мебельных магазинов Alinea во Франции.
Сеть была основана в 1989 году и с тех пор во Франции было открыто 22 магазина.
- Интернет-магазин Chronodrive во Франции.
Chronodrive является интернет-магазином с обязательным самовывозом товаров из 33 складов, расположенных на территории Франции. Благодаря отсутствию расходов на доставку и невысокой стоимости обслуживания склада относительно торгового зала, Chronodrive имеет более низкие цены относительно традиционных супермаркетов.
- Сеть хозяйственных магазинов Little Extra во Франции.
Сеть была открыта в 2007 году в формате дискаунтера, на август 2016 года открыто уже более 18 магазинов во Франции
В России.
Первый гипермаркет «АШАН» в России был открыт 28 августа 2002 года в городе Мытищи Московской области. По состоянию на апрель 2013 года в стране действует 64 магазина разных форматов французской компании (в Москве и Московской области, Нижегородской и Ленинградской областях, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Краснодаре, Самаре, Ростове-на- Дону, Новосибирске, Омске, Уфе, Казани, Челябинске, Ульяновске, Рязани).
В декабре 2007 года «АШАН» заключил договор с турецкой компанией Enka о передаче гипермаркетов сети «Рамстор». Согласно достигнутому соглашению «АШАН» приобрел в собственность 1 гипермаркет, а на 13 магазинов получил долгосрочные права аренды. После сделки был проведен ребрендинг, в результате, которого магазины из «Рамстор» были переименованы в ««АШАН - Сити». На дынный момент в России действует 15 магазинов формата Сити.
В ноябре 2012 Французская группа Auchan подписала соглашение с немецким рнтейлером Metro Group о покупке гипермаркетов Real в Центральной и Восточной Европе. Группа Auchan получит операционную деятельность и недвижимые активы филиалов Metro Group в Польше, Румынии, России и Украине. Стоимость сделки - 1,1 млрд евро. Сделка была закрыта только в марте 2013 года.
Еще одним, сравнительно новым направлением являются супер и гипермаркеты «АШАН-Сад», специализирующиеся на товарах для сада, декорирования и на товарах для животных. На данный момент в этом формате работают 4 магазины в Москве, Самаре и Воронеже. Генеральный директор «АШАН» Россия - Жан-Пьер Жермен (с 2007 г.)
В конце 2009 года «АШАН» реализовал в России новый проект «Радуга», т. н. «супермаркет XXI века». Это новая концепция, ориентирующаяся на технологичность и экономию людских и энергетических ресурсов. В таком типе магазинов отсутствуют прилавки, кассы, продавцы и кассиры. Покупатели сами сканируют товары и оплачивают их через особые платежные терминалы. «АШАН» планирует развертывать такие магазины в городах с населением 300-700 тыс. человек. Первый «тестовый» магазин открыт в Пензе, второй - в Калуге, третий в Ярославле, четвертый в Костроме.