Файл: Теоретические и практические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты профессиональной пригодности и профессионально отбора в психологии труда
1.1. Профессионально важные качества как необходимое условие
1.2. Понятие о профессиональном отборе
2. Деятельность психолога по профессиональному отбору персонала в организацию
2.2. Требования к методикам отбора
3.1. Организация и методики исследования
Но также необходимо учесть работу психолога с нетестовыми методами изучения личности, которые в свою очередь очень хорошо дополняют и раскрывают личность кандидата при трудоустройстве. К ним можно отнести:
Анализ документов – формирование предварительного представления о субъекте психодиагностического исследования. Изучаются анкеты, характеристики, рекомендации на предмет получения информации о профессионально значимых биографических данных, морально-нравственных и индивидуально-психологических качествах, общеобразовательной подготовленности, чертах характера, склонностях, интересах.
Беседа – активный метод получения информации из ответов на вопросы, поставленные психологом при непосредственном общении. По форме беседа может быть структурированной, то есть согласно разработанной схеме и неструктурированной – вне жесткого плана, в свободной форме. Предмет анализа – содержательные высказывания, выразительные средства речи, внешнее проявление поведения. Этот метод, не требующий какого-то специального оснащения, в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к психологу или психиатру, его мастерству, профессиональной зрелости, опыту, предполагающие построение заинтересованного общения между двумя людьми [5, с. 107].
Принципиальное значение в проведении беседы имеют вопросы. С их помощью можно: вести беседу в определенном направлении, соответствующем программе беседы; взять инициативу в беседе; активизировать собеседника, чтобы от монологической речи перейти к диалогу; дать возможность собеседнику проявить себя, показать свои знания, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.
Результаты беседы должны отразить ситуационные проявления индивидуально-психологических особенностей обследованного и суждения психолога о его психическом статусе [6,с.108].
Анкетирование – сбор первичных данных в форме письменных ответов на вопросы анкеты, касающиеся профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), морально-нравственных и психологических и психологических качеств личности, стиля общения и поведения характерологических особенностей.
Наблюдение – целенаправленное изучение действий, поступков, поведения в целом, а также проявления мимики, пантомимы, речи, двигательной активности во время беседы и при проведении индивидуального и группового обследования. Установление продуктивного контакта с исследуемым является залогом успеха при изучении биографических и индивидуально-психологических факторов. Поэтому крайне уметь наблюдать за невербальными знаками и сигналами, поступающими от собеседника [1, с. 46].
Прежде всего, перед беседой необходимо правильно установить межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 м до 3,7 м. Удобнее проводить беседы сидя рядом с собеседником на стульях, стоящих под углом друг к другу.
Таким образом, правильный подбор диагностического инструментария и соблюдение требований к применению психодиагностических методов позволит получить корректные данные о физиологических резервах организма кандидата, психофизиологических, психологических и социально-психологических особенностях его личности.
3. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности кандидатов на службу на примере сотрудников ОВД
3.1. Организация и методики исследования
Цель эмпирического исследования – изучение конкретных интеллектуальных, индивидуально – характерологических и нервно-психических особенностей кандидатов на службу, выявление негативных черт характера и возможного проявления нервно-психической неустойчивости.
Объект исследования: профессиональная пригодность кандидатов на службу в ОВД.
Предмет исследования: интеллектуальные, индивидуально – характерологические и нервно-психические особенности кандидатов на службу в ОВД.
Были исследованы следующие ПВК сотрудника ОВД: личностный адаптивный потенциал, свойства предметно-деятельностного (психомоторная и интеллектуальная сферы) и коммуникативного аспектов темперамента, личностная предрасположенность к конфликтному поведению, уровень развития правосознания личности, уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, степень ответственности за свои поступки и свою жизнь.
Задачи исследования:
- подобрать психодиагностические методики для исследования кандидатов;
- провести исследование интеллектуальных, индивидуально – характерологических и нервно-психических особенностей кандидатов;
- дать анализ результатов исследования.
Выборку исследования составили 30 кандидатов на службу в ОВД, возраст испытуемых 24-28 лет, пол мужской.
В исследовании были использованы следующие диагностические методики.
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
Цель – диагностика личностного адаптивного потенциала.
Личностный адаптивный потенциал диагностируется по шкалам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность. Испытуемому предлагается ответить на 165 вопросов в форме «да» - «нет». Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным. Далее сырые баллы переводятся в стены. В соответствии с которыми интерпретируются три уровня развития (высокий, средний, низкий) нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей, моральной нормативности.
Итоговая оценка личностного адаптивного потенциала (ЛАП) = «Нервно-психическая устойчивость» + «Коммуникативные способности» + «Моральная нормативность».
- Опросник структуры темперамента М.В. Русалова.
Цель - диагностика свойств предметно-деятельностного (психомоторная и интеллектуальная сферы) и коммуникативного аспектов темперамента.
Методика представлена 105 вопросами, описывающими обычные способы поведения субъекта в тех или иных ситуациях. Испытуемому нужно оценить данные способы поведения как приемлемые и используемые в повседневной жизни - ответ «да» или же, как не используемые в повседневной жизни - ответ «нет».
В методике диагностируются следующие 9 шкал: энергичность (ЭР); социальная энергичность (СЭР); пластичность (П); социальная пластичность (СП); темп (Т); социальный темп (СТ); эмоциональность (ЭМ); социальная эмоциональность (СЭМ); онтрольные вопросы (К) (шкала лжи).
Каждая шкала включает 12 вопросов, шкала лжи – 9 вопросов.
При обработке данных за каждое совпадение с ключом присваивается 1 балл. Таким образом, показатели по каждой шкале могут колебаться от 0 до 12 баллов. Если показатели по шкале лжи превышают 7 баллов, данные испытуемые из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Высокие значения по шкалам (ВЗ) – 9-12 баллов;
Средние значения по шкалам (СЗ) – 5-8 баллов;
Низкие значения по шкалам (НЗ) – 4 балла и менее.
Качественный анализ:
- Предметная энергичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду
ВЗ - высокая потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
СЗ - обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению и умственному труду, средняя мышечная работоспособность.
НЗ- пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности.
- Социальная энергичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ – коммуникативная энергичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
СЗ - нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности.
НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
- Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
СЗ - нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам предметной деятельности.
НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
- Социальная пластичность. Содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
СЗ - нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам.
НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
- Темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
СЗ - средняя скорость моторно-двигательных операций.
НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
- Социальный темп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
СЗ - обычная скорость речевой активности и вербализации.
НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
- Эмоциональность. Включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность к неудачам к работе.
ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.
СЗ - средневыраженная чувствительность к неудачам в труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в работе.
НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
- Социальная эмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
СЗ - среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.
НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.