Файл: Теоретические и практические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Опросник К.Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Цель - изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. Испытуемому предлагается в каждой паре выбрать то суждение, которое наиболее точно описывает его типичное поведение в конфликтной ситуации.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Максимальный балл по каждому типу – 12 баллов. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  1. Методика «Изучение уровня развития правосознания» Л.А. Ясюковой

Цель – исследование уровня развития правосознания личности.

Данная методика позволяет оценить сформированность правового сознания и готовность придерживаться правовых норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, гражданскую зрелость. Методика представлена 13 вопросами, касающимися аспектов правового сознания личности.

Каждое совпадение ключом оценивается в 2 балла.

Диагностируются следующие уровни правосознания личности:

  • правовой нигилизм (низкий уровень) - 0-13 баллов;
  • основы правосознания заложены (средний уровень) - 14-18 баллов;
  • правосознание в основном сформировано (хороший уровень) - 19-23 балла;
  • правосознание сформировано полностью (высокий уровень) - 24-26 баллов.

Раскроем содержание каждого уровня.

1 уровень - правовой нигилизм.

Не признает правового регулирования, отрицательно относится к самому принципу формального законодательного регулирования отношений, ориентируется только на морально-нравственные нормативы и только в том варианте, который сам признает. Отрицательно относится к любым другим морально-этическим нормам и жизненным ценностям, которые не совпадают с его собственными. Потенциально конфликтен при взаимодействии с людьми, которые придерживаются других взглядов. Может быть непоследовательным в поведении, не сдерживать обещаний, не выполнять договорных обязательств. Склонен действовать, исходя из собственных соображений, мнения, понимания ситуации, поступать так, как он сам считает правильным. Обычно сам безынициативен, но требователен к окружающим.


2 уровень - противоречивое и неполноценное правовое сознание.

Оно сформировано не полностью и регулирует поведение только в одной-двух сферах. Следует смотреть результаты тестирования отдельно по сферам. Существуют определенные возрастные закономерности в развитии правосознания, связанные со становлением интеллектуальной и личностной самостоятельности. Правосознание раньше начинает формироваться в бытовой сфере, т.к. для этого достаточно только доброжелательности и расширения круга общения, но в деловой и гражданской сферах - часто еще отсутствует. Система обучения и воспитания может оказывать определенное влияние.

3 уровень - правосознание в основном сформировано, хотя может сохраняться отрицательное отношение к правовому регулированию в целом и к существующим законам в частности.

В учебе и любой деятельности старается не нарушать установленные правила, точно соблюдать инструкции, достаточно надежен в деловой сфере, корректен в деловом общении и взаимодействии.

4 уровень - правосознание сформировано полностью.

Осознается необходимость формально - правового регулирования. Характерны абсолютная надежность в деловых отношениях, буквальное выполнение правил, инструкций и договорных обязательств даже вопреки собственному отношению и пониманию ситуации. Осознает социальный релятивизм моральных норм, признает равноправное существование различных систем жизненных ценностей. Способен корректно взаимодействовать с широким кругом людей вне зависимости от социальной, национальной, религиозной и пр. принадлежности.

  1. Методика «Уровень субъективного контроля»

Цель – диагностика уровня субъективного контроля над разнообразными ситуациями, определение степени ответственности человека за свои поступки и свою жизнь.

В психологии выделяют два типа контроля над значимыми ситуациями: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями.

Опросник представлен 44 утверждениями, касающимися экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья. Испытуемому предлагается ответить на вопросы «да» или «нет».


Диагностируются следующие шкалы: шкала общей интернальности (Ио) – распределение значений от 0 до 44 баллов; шкала интернальности в области достижений (Ид) - распределение значений от 0 до 12 баллов; шкала интернальности в области неудач (Ин) - распределение значений от 0 до 12 баллов; шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) - распределение значений от 0 до 10 баллов; шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)- распределение значений от 0 до 8 баллов; шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) - распределение значений от 0 до 4 баллов; шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) - распределение значений от 0 до 4 баллов.

В рамках данного исследования будет проводится интерпретация по шкале общей интернальности (Ио). Представленные диагностические методики надежны, валидны, соответствуют цели и задачам исследования.

3.2. Результаты исследования и их анализ

Перед проведением исследования проводилась беседа с испытуемыми. Спрашивалось его согласие на эксперимент, собиралась информация о самом испытуемом. Во всех случаях было получено информированное согласие. Диагностические задания выполнялись испытуемыми по инструкции.

Представим результаты исследования, адаптации испытуемых в приложении № 1.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

  • 18 испытуемых (60%) имеют низкий уровень адаптации. Для данных испытуемых характерны: неразрешимость конфликтов привычными средствами, вязкость в построении контактов и общения с новым коллективом, нарушение поведения в различных экстремальных ситуациях, невозможность адекватного эмоционального реагирования;
  • 3 испытуемых (10%) имеют удовлетворительную адаптацию. Для данных испытуемых характерны: признаки различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности, возможны асоциальные поступки, проявления агрессии и конфликтности, невысокая эмоциональная устойчивость;
  • 9 испытуемых (30%) имеют высокую адаптацию. Данные испытуемые достаточно быстро вливаются в коллектив, легко и адекватно реагируют в ситуациях, быстро вырабатывают стратегию своего поведения, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Представим полученные результаты исследования в диаграмме 1 (рис.1).


Таким образом, 60% испытуемых имеют низкий уровень адаптации, что не соответствуют функ­циональным условиям службы в органах внутренних дел.

Представим результаты исследования свойств предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента испытуемых в приложении № 2.

Рис.1. Адаптация кандидатов на службу в ОВД (методика А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина)

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

  • высокий уровень энергичности (ЭР) имеют 10 испытуемых, средний уровень – 14 испытуемых, низкий уровень – 6 испытуемых;
  • высокий уровень социальной энергичности (СЭР) имеют 8 испытуемых, средний уровень – 22 испытуемых, низкий уровень не диагностирован;
  • высокий уровень пластичности (П) имеют 12 испытуемых; средний уровень – 18 испытуемых, низкий уровень не диагностирован;
  • высокий уровень социальной пластичности (СП) имеют 8 испытуемых, средний уровень – 20 испытуемых, низкий уровень – 2 испытуемых;
  • высокий уровень темпа (Т) имеют 22 испытуемых, средний уровень – 8 испытуемых, низкий уровень не диагностирован;
  • высокий уровень социального темпа (СТ) имеют 18 испытуемых, средний уровень 12 испытуемых, низкий уровень диагностирован не был;
  • высокий уровень эмоциональности (ЭМ) имеют 6 испытуемых, средний уровень – 18 испытуемых, низкий уровень – 6 испытуемых;
  • высокий уровень социальной эмоциональности (СЭМ) имеют 4 испытуемых, средний уровень – 24 испытуемых, низкий уровень – 2 испытуемых;
  • по шкале лжи (К) все значения находятся в пределах допустимой нормы.

Представим полученные результаты исследования в диаграмме 2 (рис.2)

Рис.2 Свойства предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента кандидатов на службу в ОВД (опросник М.В. Русалова)

Таким образом, 20% испытуемых с низким уровнем энергичности проявляют пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности; 7% испытуемых с низким уровнем социальной пластичности имеют трудности в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов; 20% испытуемых с низким уровнем эмоциональности проявляют незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела; 7% испытуемых с низким уровнем социальной эмоциональности проявляют низкую эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении.


Данные сотрудники не соответствуют функ­циональным условиям службы в органах внутренних дел.

Представим результаты исследования личностной предрасположенности к конфликтному поведению у кандидатов на службу в ОВД в приложении № 3.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

  • доминирующий тип «соперничество» диагностирован у 6 испытуемых (20%), данные испытуемые стремятся добиться успеха даже в ущерб другим;
  • доминирующий тип «приспособление» диагностирован у 6 испытуемых (20%), данные испытуемые приносят в жертву собственные интересы ради интересов другого человека;
  • доминирующий тип «компромисс» диагностирован у 4 испытуемых (13%), данные испытуемые в конфликтах идут на компромисс;
  • доминирующий тип «избегание» диагностирован у 5 испытуемых (16%), для данных испытуемых характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • доминирующий тип «сотрудничество» диагностирован у 9 испытуемых (31%), данные испытуемые в конфликте приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Представим полученные результаты в диаграмме 3 (рис3).

Анализ полученных результатов говорит о том, что среди доминирующих типов поведения в конфликтной ситуации у испытуемых преобладает «сотрудничество» (31%), менее всего в выборке представлен тип «компромисс» (13%).

Представим результаты исследования уровня развития правосознания личности испытуемых в приложении 4.

Рис.3. Доминирующие типы поведения в конфликте кандидатов на службу в ОВД (опросник К. Томаса)

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

  • высокий уровень правосознания диагностирован у 7 испытуемых (23%). Данные испытуемые осознают необходимость формально - правового регулирования. Для них характерны абсолютная надежность в деловых отношениях, буквальное выполнение правил, инструкций и договорных обязательств даже вопреки собственному отношению и пониманию ситуации. Они осознают социальный релятивизм моральных норм, признают равноправное существование различных систем жизненных ценностей. Способны корректно взаимодействовать с широким кругом людей вне зависимости от социальной, национальной, религиозной и пр. принадлежности;
  • хороший уровень развития правосознания диагностирован у 13 испытуемых (43%). У данных испытуемых правосознание в основном сформировано, хотя может сохраняться отрицательное отношение к правовому регулированию oc в oc целом oc и oc к oc существующим oc законам oc в oc частности. oc В oc своей oc деятельности oc они oc стараются oc не oc нарушать oc установленные oc правила, oc точно oc соблюдать oc инструкции, oc достаточно oc надежны oc в oc деловой oc сфере, oc корректны oc в oc деловом oc общении oc и oc взаимодействии;
  • средний oc уровень oc развития oc правосознания oc диагностирован oc у oc 7 oc испытуемых oc (23%). oc Правосознание oc данных oc испытуемых oc противоречиво oc и oc неполноценно oc и oc регулирует oc поведение oc только oc в oc одной-двух oc сферах;
  • низкий oc уровень oc развития oc правосознания oc диагностирован oc у oc 3 oc испытуемых oc (11%). oc