Файл: Теоретические и практические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты профессиональной пригодности и профессионально отбора в психологии труда
1.1. Профессионально важные качества как необходимое условие
1.2. Понятие о профессиональном отборе
2. Деятельность психолога по профессиональному отбору персонала в организацию
2.2. Требования к методикам отбора
3.1. Организация и методики исследования
За 2200 лет до н.э. в Древнем Китае с его исключительно жесткой стратификацией и бюрократией уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников. Каждые три года чиновники повторно экзаменовались лично у императора по шести «искусствам»: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Для государства система экзаменов была важным средством отбора достаточно способных, в меру эрудированных, и главное, лояльных по отношению к власти. Высшие чиновники проходили особые испытания на неординарность мышления. И сегодня в современном Китае образование пользуется особым уважением [9, с. 62].
Более ярко проблема профессиональной пригодности человека возникла во второй половине 19 века как следствие особенностей развития социально-экономических процессов и научных знаний в обществе. Зарождение этой проблемы, во-первых, связано с достижениями в изучении физиологии человека и ее прикладных направлений благодаря трудам И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М.Бехтерева и других, а также с появлением основных отраслей современной фундаментальной психологии - экспериментальной психологии познавательных процессов (Г. Фехнер, В.Вундт, Г. Гельмогольц, И.Мюллер и др.), дифференциальной психологии (Д.Кеттелл, Ф.Гальтон), социальной психологии (Э.Дюркгейм, В. Вундт, В.М.Бехтерев и др.), психологии способностей и психодиагностики (Ф.Гальтон). Во-вторых, предпосылки развития проблемы профессиональной пригодности были определены началом научно-технической революции в промышленности, на транспорте, в военном деле и возникновением по обеспечению роста производительности труда, профилактике травматизма и текучести кадров, снижения аварийности и профессиональной заболеваемости.
В России начало систематического изучения психологических (психофизиологических) возможностей человека, определяющих его пригодность к конкретной деятельности, было обусловлено воздухоплаванием. Еще в 1882 году М.А. Рыкачев первым описал качества, требующиеся от человека при управлении воздушным шаром: «Управление шаром требует … быстроты соображения, распорядительности, сохранения присутствия духа, осмотрительности, ловкости...». После гибели в 1905 году первой жертвы русского военного воздухоплавателя, Совет всероссийского аэроклуба впервые поставил вопрос о специальном физическом и психологическом отборе воздухоплавателей (1909).
В большинстве стран Западной Европы проведение профессионального отбора при приеме на службу в государственные структуры или на работу в частные фирмы является обязательным. А в 1908 году в Бостоне (США) Ф. Парсоном было открыто первое бюро по профессиональной ориентации, в задачи которого входило оказание помощи в определении наиболее приемлемой сферы будущей профессиональной деятельности на основании сопоставления требований профессий с особенностями психической сферы конкретного человека[7,с. 26].
В настоящее время выделяются 4 аспекта профессионального отбора:
- медицинский – на основе медицинских процедур (измерение уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем);
- физиологический учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости, подверженности стрессогенным факторам, способность эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности;
- педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков;
- психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов и собеседования [8,с. 37].
В отечественной психологии разработка методических приемов отбора основана на знании психофизиологической природы применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях (Н.И. Майзель, В.Д. Небылицына, Б.М. Теплова, С.Г. Геллерштейн).
В процессе профотбора процедура выявления статической картины знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности функций и навыков к обучению. В систему профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека. Разработанная система профессионального психофизиологического отбора руководствуется определенными принципами, среди которых важнейшими считаются принцип научной обоснованности, комплексности, динамичности, активности, практичности и принцип группировки специальностей 6, с. 39].
Таким образом, профессиональный отбор представляет собой систему специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. Профессиональный отбор включает 4 аспекта: медицинский, физиологический, педагогический, психологический.
2. Деятельность психолога по профессиональному отбору персонала в организацию
2.1. Методики отбора
Основным методическим инструментарием при профессиональном психологическом отборе является психодиагностика. Она применяется с целью: прогнозирования социального поведения личности; профориентации, профотбора и расстановки кадров; консультации и психотерапевтической помощи; коррекции поведения личности в группе, коллективе, обществе; выработки оптимальных мер педагогического воздействия; судебной психологической экспертизы и т.д.[16,с. 54].
Психологическая диагностика (психодиагностика) представляет собой область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека и является основой работы психолога по отбору персонала в организацию. Это особый вид психологической практики, в ходе которой используются те или иные психологические методы и методики постановки заключения конкретному человеку. Термин «психодиагностика» вошел в научный обиход после выхода в 1921 году книги Г. Роршаха «Психодиагностика».
Первоначальный смысл термина буквально предполагал постановку психиатрического диагноза, нахождение отклонений от нормального функционирования и развития. Во многом какой смысл сохраняется в современной психодиагностике как некоторой психологической практике по постановке психологического диагноза отдельному человеку (или группе людей) с использованием психодиагностических методик.
Можно выделить четыре основных вида методик психодиагностики, которые психолог применяет в своей практической деятельности при отборе кандидатов в организацию: тесты; анкеты - опросники; проективная техника; методики диагностики проявления свойств нервной системы.
Перечисленные виды активно используются с целью диагностики индивидуально-личностных особенностей и состояний [5, с. 55].
Тест - (от англ. test - проверка) - система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества (свойства) отдельного индивида - объекта наблюдения. Тест позволяет оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества - интеллектуальные или перцептивные способности, двигательные функции или личностные особенности, порог возникновения тревоги или досады в определенной ситуации, или же интерес к некоторому виду активности.
Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, связанная общей концепцией или теорией измерения различных свойств личности, образует гетерогенный тест.
Различают тесты: индивидуальные и групповые; вербальные (ответы даются в словах и иногда их называют «карандаш-бумага») и действительные (выполнение каких-либо действий); открытые (испытуемый пишет свой произвольный ответ) и закрытые (дается несколько решений, испытуемый должен выбрать одно из них); дидактические (тест достижений, например, даются несколько ответов на один вопрос) и психологические (тест должен быть включен в психологическую зависимость различных понятий, то есть логические отношения).
Тесты разделяются по направленности, например: исследование интеллекта, способностей, психомоторики и т.д.
Тесты оценки интеллекта - (тесты общих способностей) предназначены для выявления умственного потенциала индивида, его индивидуально-психологических особенностей, способностей, возможностей и склонностей с целью их оценки, и прогнозирования успешности выполнения какой-либо деятельности, а также определения наиболее рациональных путей и способов построения обучения [2, с. 76].
Анкеты-опросники - позволяют получить информацию, характеризующую испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его психического и физического состояния до его морально - этических и общественных взглядов. Представляют собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида.
Полученные после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических психометрических процедур в стандартизированные баллы. Поэтому анкеты-опросники называют еще психометрическими тестами. Некоторые опросники предназначены для одновременной оценки многих сторон личности.
Проективные методы - специальные методы исследования тех особенностей личности, которые мало доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они предполагают создание достаточно неопределенной ситуации, оставляющей испытуемому свободу действий; даваемая инструкция, как правило, определяет общее направление или начальный этап поведения. Существуют несколько групп проективных методик:
- ассоциативные - где испытуемые создают образы по стимулам (пятна Роршаха, неоконченные предложения);
- интерпретационные - где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине (апперцепционный тематический);
- экспрессивные - где в изобразительной деятельности реализуются подавляемые мотивы и отношения (психодрама, рисуночные тесты) [3, с. 79].
Стимульный материал, используемый в проективных методиках, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Изображение драматических жизненных ситуаций, лица людей, предметы, эмоционально окрашенные слова или предложения обращены к тем или иным индивидуально значимым переживаниям личности. Таким образом, специфика проективной методики исследования состоит в ее направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представления в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых передвижений».
Психолог не должен применять методики и их модификации, не прошедшие перепроверку надежности, валидности и репрезентативности на новой популяции или в новых целях.
Только в исключительных случаях допускается использование методики, не отвечающей полностью указанным требованиям, при соблюдении двух условий: положительном отзыве специалистов о ее адекватности конкретным целям и при сочетании с другими методами, направленными на изучение тех же психологических или психофизиологических качеств.
2.2. Требования к методикам отбора
В целом, для получения корректных данных о физиологических резервах организма, психофизиологических, психологических и социально-психологических особенностях личности специалист должен соблюдать ряд правил, основанных на знании свойств измеряемых качеств и инструментов, этических и профессиональных норм психодиагностической работы, представленных в таблице 1 [5, с. 102].
Таблица №1
Нормативные требования к применению психодиагностических методов
Специалист, использующий психодиагностические методики |
Измерительная технология (метод, методика, способ, тест) |
---|---|
- должен знать и применять общие теоретико-методологические принципы психодиагностики и основы дифференциальной психометрии |
- должна иметь однозначную формулировку цели, предназначения, предмета и области применения |
- должен обосновывать решения в соответствие с репрезентативностью и прогностической валидностью тестов, отвечать за выводы |
- должна иметь статистическое обоснование шкал теста, проверенных на репрезентативной выборке |
- должен обеспечивать необходимый уровень надежности психологического диагноза |
- должна иметь статистические показатели надежности и валидности в области применения |
- должен формировать батареи тестов с максимальной надежностью диагностики при минимуме временных и экономических затрат |
- должна иметь описание контингента, на котором она разработана |
- должен анализировать эффективность измерительной технологии в заданной области |
- должна иметь инструкцию для специалиста в виде однозначного алгоритма |
- должен обеспечивать соблюдение стандартных условий обследования, подсчета показателей и интерпретации |
- должна иметь понятную стандартную инструкцию для испытуемого |
- должен обеспечивать конфиденциальность полученной информации, предупреждать испытуемого о цели обследования |
- должна иметь стимульный материал, ключи для обработки и описание этой процедуры |
- должен хранить профессиональную тайну, не раскрывать сущность технологии, обеспечивающую ее валидность |
- должна иметь средства контроля за достоверностью результатов |
- должен препятствовать некорректному и неэтическому применению технологии |
- должна иметь однозначную формулировку выводов и интер-претации результатов измерения |