Файл: Теоретические и практические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты профессиональной пригодности и профессионально отбора в психологии труда
1.1. Профессионально важные качества как необходимое условие
1.2. Понятие о профессиональном отборе
2. Деятельность психолога по профессиональному отбору персонала в организацию
2.2. Требования к методикам отбора
3.1. Организация и методики исследования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное состояние российского общества характеризуется социально-экономической нестабильностью, в нем происходят динамичные, уникальные процессы, в которые вовлекается каждый человек. В связи с этим возрастают требования к профессионализму специалистов в области практической психологии, которые призваны помочь работнику эффективно выполнять свои обязанности, создавать и поддерживать благожелательный микроклимат в организации, мотивировать его достижение профессиональных успехов.
Деятельность практического психолога многопланова и важна в системе работы любой организации, от его профессионализма и компетентности, готовности и способности самостоятельно решать профессиональные и жизненные задачи зависит очень много. В ситуации острой конкуренции, наблюдаемой сегодня, на работе организации скажется грамотный подбор кадров в процессе их трудоустройства. Так как кадровые специалисты несут ответственность за такие важнейшие организационные процессы, как отбор, оценка персонала, обучение и система поощрений, воплощающие в жизнь корпоративную политику, то они оказывают значительное влияние на результаты проведения инициатив менеджмента, направленного на достижение поставленных задач. Важнейшим направлением в работе психолога является психофизиологический профессиональный отбор сотрудников и диагностика их профпригодности.
В рамках данной работы практическое исследование проблемы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности проведено на примере отбора кандидатов в сотрудники ОВД.
Объект исследования: профессиональная пригодность кандидатов на службу в ОВД.
Предмет исследования: интеллектуальные, индивидуально – характерологические и нервно-психические особенности кандидатов на службу в ОВД.
Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить профессионально важные качества как необходимое условие профессиональной пригодности;
- отразить понятие профессиональном отборе;
- показать методики отбора;
- определить требования к методикам отбора;
- охарактеризовать организацию и методики исследования;
- дать результаты исследования и проанализировать их.
Гипотеза исследования - психологические особенности и характеристики кандидатов не всегда соответствуют функциональным условиям службы в органах внутренних дел.
Выборку исследования составили 30 кандидатов на службу в ОВД, возраст испытуемых 24-28 лет, пол мужской.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование; математическая обработка данных, качественный и количественный анализ.
Теоретическую основу исследования составили работы в области профессиональной пригодности и профессионально отбора следующих авторов:
Структура работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Теоретические аспекты профессиональной пригодности и профессионально отбора в психологии труда
1.1. Профессионально важные качества как необходимое условие
профессиональной пригодности
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей индивида, которые влияют на успешность освоения какой-либо трудовой деятельностью и эффективность ее выполнения. Данные особенности индивида называются профессионально важными качествами (ПВК).
Профессионально значимыми свойствами (или профессионально важными качествами – ПВК, по В. Д. Шадрикову) называют свойства человека, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.). По мнению В.Д. Шадрикова, ПВК выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности [19,с. 34].
ПВК представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. В качестве ПВК выделяют индивидуально-психологические (типологические) свойства индивида и отношения личности.
К индивидуально-психологическим свойствам относятся психофизиологические (темперамент, свойства нервной системы), особенности психических процессов (сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные), а также эмоциональные, волевые, коммуникативные и другие свойства. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т. д. К ПВК относят также мотивацию личности, её направленность, смысловую сферу, характер [19,с. 46].
С одной стороны, ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя. Обобщая, В. Д. Шадриков так раскрывает процесс становления ПВК:
- сформированы достаточно устойчивые связи между отдельными ПВК, сохраняющиеся на различных уровнях профессионализации; вместе с тем ряд связей носит временный характер;
- увеличивается общее число значимых связей в структуре ПВК;
- уменьшается число связей отдельных ПВК с успешностью деятельности, т.е. по мере профессионализации успешность деятельности все в большей мере начинает определяться всей структурой ПВК, а не отдельными ПВК [18, c. 52].
По мере профессионализации успешность деятельности все в большей мере определяется всей структурой ПВК, а не отдельными качествами.
Понятие ПВК вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ в. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда – успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества).
Контекст практической задачи (профотбор, или карьерное консультирование) задавал рамки требований к ПВК. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых ПВК, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха [20, с. 112].
Современные исследования ПВК (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов) проводятся на основе системного подхода[20,с.113]. Любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, во-первых, что каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК, а во-вторых, последняя является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов. Сама система ПВК выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсистемы ПВК. Поэтому с внутренней – собственно психологической стороны – процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем ПВК, обеспечивающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию) [17, c. 100].
Существуют две важнейшие категории ПВК. Во-первых, ПВК, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущих ПВК. Во-вторых, те ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовых ПВК [15, с. 135].
Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто – более – важны для ее реализации. Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и соорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций [10,с.214]. Поэтому ПВК являются структурообразующими для той или иной деятельности.
Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость ПВК для обеспечения деятельности является наивысшей.
Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять ПВК качества и ПВК производительности [10, с. 215]. Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и антиПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.
Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа чем выше уровень развития ПВК, тем эффективнее деятельность [11, с. 216]. Ряд ПВК связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития ПВК. Кроме того, наибольшее развитие некоторых ПВК нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.
Описание системы ПВК является основой профессиональной диагностики. В рамках психодиагностики ПВК витает убеждение, что чем лучше развито то или иное качество личности, тем выше результат ее профессиональной деятельности. Нередко это так и есть. Например, чем точнее слух у музыканта, тем выше при прочих равных условиях результаты его профессиональной деятельности. Чем выше интеллект, профессиональные знания, тем выше (при прочих равных условиях) результаты профессиональной деятельности ученого и т.д. Однако эффекта «прочих равных условий» практически не бывает: все люди очень разные и более оптимальный уровень развития одного качества сочетается, как правило, с менее высоким уровнем развития другого. Например, лица с более высоким интеллектом с детства привыкают полагаться на свой интеллект, у многих из них повышается самооценка, формируются индивидуалистичный стиль деятельности, неумение работать в коллективе, самоуверенность и т.д. И в процессе реальной профессиональной деятельности уже эти накопленные негативные качества становятся тормозом профессионального прогресса личности в соответствии с уровнем развития ее интеллекта [14, с. 156].
Одним словом, в индивидуальном стиле профессиональной деятельности удивительно диалектично переплетаются, аккумулируются многочисленные качества личности, которые делают попытку спрогнозировать ее успешность по одному или даже нескольким качествам малоперспективной. Таким образом, структура ПВК – это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности.
1.2. Понятие о профессиональном отборе
Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях [13, с. 61].
Профессиональный отбор получил широкое распространение во многих странах мира и за длительную историю своего развития прошел ряд этапов. Предыстория отбора уходит в глубину веков, она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Кандидат был центральной фигурой месопатамской цивилизации и обязан был знать все четыре арифметические действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах, кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях.