Файл: Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного/гостиничного бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тарифной системе предусмотрено две основные формы заработной платы:

  1. повременная;
  2. сдельная.

Повременная форма оплаты труда предполагает оплату труда сотрудников в зависимости от уровня квалификации и фактически отработанного времени.

При бестарифных системах оплаты труда заработок работника ставится в полную зависимость от конечных результатов работы всего коллектива, к которому принадлежит работник. При этой системе нет установленного оклада или тарифной ставки.

Большинство российских предприятий не используют никаких дополнительных инструментов для повышения мотивации труда сотрудников, помимо являющихся обязательными (то есть, заработная плата и социальный пакет).

У зарубежных стран можно позаимствовать большой опыт применения самых разнообразных систем заработной платы.

Также целесообразно использовать систему различных бонусов для сотрудников. Например, систему корпоративных тарифов для покупки продукции компании или пользования ее услугами по специальным ценам. К системе внутрифирменных льгот работникам относят:

  1. эффективное премирование,
  2. доплаты за стаж,
  3. страхование здоровья работников за счет предприятия,
  4. предоставление беспроцентных ссуд,
  5. оплата расходов на проезд к месту работы и обратно,
  6. льготное питание в рабочей столовой,
  7. продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой;
  8. увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за успехи в работе.

1.3 Особенности нематериальной мотивации в индустрии гостеприимства

Можно выделить следующие варианты нематериального стимулирования трудовой деятельности в индустрии гостеприимства:

Далее рассмотрим несколько примеров применения нематериальной мотивации.

  1. Общение

Руководителю важно уделить внимание каждому сотруднику, разработать план общения с каждым из них. Например, можно ориентироваться на правило, что каждый месяц необходимо посвящать один час для общения с одним из сотрудников. Необходимо обсудить дальнейшие планы развития предприятия, похвалить за выполненную работу, разобрать сложные рабочие ситуации. Это поможет наладить отношения к коллективом, войти в доверие, стать частью команды и помимо формального лидерства получить роль и неформального лидера.


  1. Быть первым

Классический вариант неформальной мотивации сотрудников – присвоение им каких-либо званий. Например, это может быть «Сотрудник месяца». Или это могут быть другие мероприятия, сущностью которых является стимулирование выделения личности из общего коллектива и развитию соревновательного эффекта на рабочем месте. Это может стать серьезным стимулом к повышению рабочих показателей.

  1. Обучение

Сотрудники приходят на новое место работы также ради нового опыта и знаний, то есть ищут возможности для саморазвития, повышения своего статуса. Поэтому эффективной мерой мотивации является проведение ряда тренингов с целью повышения квалификации. Это могут быть либо внутренние тренинги, либо семинары внешних специализированных компаний.

  1. Сопричастность

Важно приобщать младший и средний персонал к жизни более квалифицированного и менеджерского состава. Например, устраивать общие собрания, приглашать к обсуждению каких-либо вопросов, выслушивать мнения. Так каждый сотрудник будет чувствовать, что его мнение ценят и он сам важен.

  1. Мероприятия

Традиционным методом нематериального стимулирования также стала организация корпоративных мероприятий. Возможность показать свою личность в отвлеченной от работы атмосфере весьма положительно сказывается на работе.

Выводы по 1 главе

По результатам проведенного теоретического анализа можно сделать вывод, что мотивация сотрудников является основным методом обеспечения оптимального использования имеющихся трудовых ресурсов и мобилизации кадрового потенциала. Для того чтобы компания могла выжить в условиях конкурентной борьбы, руководство должно опираться на эффективную систему мотивации каждого сотрудника. Если эта система будет разработана правильно, то руководитель сможет координировать трудовые усилия многих людей и реализовывать потенциальные возможности всего коллектива на благо предприятия.

Система мотивации сотрудников в индустрии гостеприимства должна быть основана на современных научных разработках, эффективный менеджер должен понимать и правильно использовать теоретические основы содержательных и процессуальных теорий мотивации, владеть основными приемами материального и нематериального стимулирования труда работников.

Разработка системы мотивации персонала в индустрии гостеприимства – это многомерный творческий процесс. Если сосредоточиться только на нематериальной мотивации, то можно упустить финансовую составляющую. Таким образом, необходимо прочувствовать баланс между всеми возможными для применения мерами, только в таком случае есть шанс создать здоровый, работоспособный, ориентированный на командную деятельность профессиональный коллектив. 


2. Система мотивации и стимулирования сотрудников компании «Макдоналдс»

2.1 Общая характеристика компании «Макдоналдс»

«Макдоналдс» (McDonald's Corporation) - американская корпорация, одна из крупнейших в мире сетей ресторанов быстрого питания (в настоящее время занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире). Находится в частной собственности акционеров. Имеет организационно - правовую форму транснациональной корпорации (акционерное общество открытого типа).

Компания основана в 1940 году братьями Макдоналдами. В 1954 году Рей Крок выкупил у братьев Макдоналдов право быть эксклюзивным агентом по франчайзингу, а в 1955 году открыл свой первый ресторан McDonald's и организовал франчайзинговую компанию ««Макдоналдс» Систем, Инк». В 1961 году Крок полностью выкупил все права на компанию. 1 июня 1967 года в Канаде открылся первый ресторан за пределами США. В России в начале 1990года появился первый ресторан «Макдоналдс» в Москве. В настоящее время в разных регионах России работает более 400 филиалов «Макдоналдс». С каждым годом стоимость корпорации растет, уже сейчас она входит в «топ -10» мира.

Ассортимент ресторанов состоит из гамбургеров, сэндвичей, картофеля фри, десертов, напитков и т.д. Компания начала продавать напитки из натуральных ингредиентов и элитные сорта кофе, а также осуществлять обслуживание «клиентов 24/7», ориентируясь на потребности клиентов.

Миссия компании «Макдоналдс» состоит в быстром, качественном обслуживании клиентов с использованием стандартного набора продуктов.

Цель корпорации «Макдоналдс»: «Быть лучшим в мире рестораном быстрого обслуживания». В частности это означает, что рестораны «Макдоналдс» должны быть местом, в котором их посетители в чистой, приятной обстановке могут получить быстрое, дружелюбное обслуживание и свежие и горячие любимые по доступной цене. В будущем компания видит себя лучшей в мире сетью ресторанов быстрого питания и имеет целью превзойти конкурентов по качеству продукции, уровню обслуживания, санитарному состоянию и потребительской ценности.


Задачи компании распределены и сформулированы так пять «П»:

  1. Персонал: создать такие условия работы, чтобы люди сами стремились к максимальной отдаче, на которую они способны;
  2. Планета: быть ответственным гражданином мира, который вносит реальный вклад и изменяет мир к лучшему;
  3. Продукция: производить напитки, которые удовлетворяют и, более того, предвосхищают желания и потребности людей;
  4. Партнеры: способствовать созданию и поддержанию лучшей партнерской сети, формировать тесные отношения, основанные на доверии;
  5. Прибыль: обеспечивать максимальную прибыль владельцам акций, но не упускать при этом из виду наши общие обязанности.

В «Макдоналдс» используется демократический стиль руководства с использованием активного участия сотрудников в принятии решений. Ответственность распределяется в соответствии с переданными полномочиями. В компании создается атмосфера, в которой выполнение служебных обязанностей видится делом привлекательным, а вознаграждением является достижение успеха. Инструкции имеют форму предложений, а похвала и порицание используется с учетом мнения коллектива, предшествующей дискуссии. Руководитель занимает позиция внутри группы и ведет себя как один из ее членов; каждый работник при нем может свободно выражать свое мнение. Такая обстановка способствует самовыражению сотрудников, развитию у них самостоятельности, что ведет к восприятию целей организации как своих собственных.

Организационная структура «Макдоналдс» - это иерархическая. Преимущества такой организационной структуры:

  1. четкое разделение труда ведет к появлению в каждом деле высококвалифицированных специалистов;
  2. строгая иерархия уровней управления, когда действия нижестоящего звена управления находятся под контролем у вышестоящего;
  3. формальная обязанность следовать инструкциям и предписаниям по занимаемой должности способствует обезличенности руководителей;
  4. найм на работу происходит в строгом соответствии с квалификацией работника, а его увольнение – строго по закону.

В Таблице представлена организационная структура ресторанов «Макдоналдс»

Должность/подразделение

Основные функциональные обязанности

Директор

Выполняет главную функцию и осуществляет общее руководство предприятием, его службами и подразделениями.

Секретарь

Помощь руководителю

Экономический отдел

Отражает финансово-хозяйственную деятельность в обобщенном денежном выражении, составляет отчетности, составляет балансы, начисляет и выдает заработную плату сотрудникам

Первый ассистент

Занимается организацией работы систем ресторана, управляет сменами, занимается набором персонала.

Второй ассистент, старший менеджер и свинг-менеджер

Управляют всей сменой ресторана, несут ответственность, за всё то что происходит в ресторане. Именно они занимаются мотивацией работников и стажёров на более эффективный труд

Инструктор

Обучает стажёров - будущих членов бригады ресторана

Начальник производства

Руководит тремя отделами:

· кухней

· складской службой

· технической службой

Повар

Быстро выполняет все полученные заказы.

Складская служба

занимается закупками продуктов и других необходимых товаров,

Техническая служба

Уборка и соблюдение санітарно-гигиенических норм предприятий питания


Преимуществами для работников при трудоустройстве названы следующие:

  1. Гибкий график работы с возможностью совмещения работы и учебы.
  2. Карьерный рост, предполагающей достижения должности директора ресторана через 2-3 года работы.
  3. Работа в ночную смену с более высокими ставками за отработанное время (около 40% по сравнению со ставкой дневных работников)
  4. Бесплатные обеды.
  5. Коллектив. В компании развит подход, предполагающей, что все члены бригады - одна команда, имеющая одну общую цель обслужить клиентов в соответствии со стандартами компании, поэтому в таком коллективе каждый готов помочь другому.
  6. Социальная защищенность, заключающаяся в предоставлении большей части льгот, предусмотренных законодательством.
  7. Система мотиваций компании «Макдоналдс»
  8. Обеспечение безопасности труда по результатам специальной оценки условий труда.

Команда менеджеров и работников ресторана во главе с директором имеет цель ежедневно создавать гостеприимную атмосферу и комфорт для гостей. Кроме этого все сотрудники задействованы в процессе оптимизации меню и модернизации услуг.

При всем этом компания «Макдоналдс» постоянно испытывает дефицит работников и имеет высокую текучесть кадров.

Система мотивации труда в ресторанах быстрого питания «Макдоналдс» основана на материальном и нематериальном стимулировании. Далее рассмотрим эти системы.

2.2 Система оплаты труда в компании «Макдоналдс»

Материальное стимулирование предполагает выплату заработной платы и премирование. Рассмотрим систему заработной платы на предприятии.

Компания предлагает почасовую оплату труда для работников ресторана, ежемесячный доход зависит от количества отработанных за месяц часов. Такая система оплаты труда в «Макдоналдс» позволяет работникам ресторанов быть гибкими в выборе графика работы и количества часов.

Дополнительно существуют программы компенсаций и льгот, направленные на мотивацию работников и обеспечение справедливого вознаграждения по итогам работы.

Так каждые три месяца работники получают премию по результатам своей работы. Ее размер может составлять 10% или 20% от заработанной за три предыдущих месяца работы суммы и зависит от индивидуальных результатов работы. К данной премиальной программе работники присоединяются с первого рабочего дня.