Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Теоретические аспекты стратегии управлении).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии управления персоналом в бюджетной организации
1.1. Понятие стратегии управления персоналом
1.2. Особенности кадровых стратегий бюджетных организациях
2.1. Краткая характеристика муниципального образования «Селенгинский район»
2.2. Оценка кадровой стратегии администрации муниципального образования
Собственниками имущества бюджетной организации является государство, муниципалитет или органы местного самоуправления, которые должны показывать образец социально-трудовых отношений для организаций других форм собственности[17]. Однако социально-психологический климат в современной бюджетной организации может характеризоваться пока как продолжение противостояния, которое нередко определяют как взаимные претензии: «государство делает вид, что платит», «работники делают вид, что работают».
Слабые кадровые службы бюджетных организаций административно подчинены официальному руководству и нередко вынуждены выполнять не вполне законные его указания о найме нужных работников и их продвижении, не замечать другие злоупотребления должностными полномочиями и не пресекать факты расточительного расходования бюджетных средств[18].
В бюджетных организациях недостаточное внимание уделяется подготовке специалистов для комплектования кадровых служб, а также внедрению в практику их работы научных принципов управления кадровыми ресурсами.
Выводы
Стратегия управления персоналом направлена на его развитие; ее реализация способствует приобретению и удержанию организацией ключевых конкурентных преимуществ, и, следовательно, решению стратегических целей и задач предприятия. Стратегическое управление предприятием для достижения его целей призвано усиливать все составляющие потенциала организации, среди которых важную роль играет человеческая компонента. Поэтому стратегия управления персоналом определяется общей стратегией предприятия.
Выполнение бюджетными организациями социального заказа на финансовые средства налогоплательщиков обусловили многочисленные особенности социально-трудовых отношений, структуры и способов функционирования системы управления их кадровыми ресурсами.
Глава 2. Анализ стратегии управления персоналом в администрации муниципального образования «Селенгинский район»
2.1. Краткая характеристика муниципального образования «Селенгинский район»
Селенгинский район - административно-территориальная единица и
муниципальное образование (муниципальный район) расположенный на юго-западе центральной части Республики Бурятия Российской Федерации. Район
образован Декретом ВЦИК 12 декабря 1923 г. Площадь района – 8 269 кв.
км. В состав района, как единой административно-территориальной единицы
входят городское поселение «Город Гусиноозерск» и 12 сельских поселений,
которые объединяют 38 населенных пунктов. На территории района находятся множество озер и рек, самая известная река - Селенга, которая считается самой продолжительной рекой в Центральной Азии, берет свое начало в Монголии и впадает в озеро Байкал. Одной из достопримечательностей Селенгинского района является главный буддийский монастырь Бурятии - Тамчинский дацан, один из старейших сохранившихся дацанов в России. Также в Селенгинском районе расположен поселок Новоселенгинск, известный Музеем декабристов. В музее представлены экспонаты, связанные с деятельностью в Селенгинском районе декабристов Торсона и братьев Бестужевых.
Селенгинский район - энергетический центр Бурятии, на территории района расположена Гусиноозерская ГРЭС, которая обеспечивает жителей Бурятии тепло- и электроэнергией. Наличие природных ресурсов и сложившиеся исторические условия вывели Селенгинский район в один из наиболее промышленно-развитых в Республике. Основными отраслями промышленности являются: электроэнергетика, топливная, добывающая, деревообрабатывающая, металлообработка, промышленность строительных материалов, пищевая и перерабатывающая.
Администрация муниципального образования «Селенгинский район»
является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района.
Администрация выполняет следующие функции: обеспечивает деятельность районного Совета депутатов; распоряжается бюджетом района; распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности; разрабатывает и выполняет планы и программы развития района; учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, утверждает их уставы; организует взаимодействия с общественными, коммерческими и некоммерческими организациями, а также населением для создания рабочих мест, развитием малого бизнеса, партнерства и согласия; участвует в разработке и реализации на территории района муниципальных программ и мероприятий, контролирует их выполнения, создает благоприятных условий для жизнедеятельности населения по охране здоровья, обеспечению широкого доступа к образованию и культуре; осуществляет государственные полномочия в сфере опеки и попечительства, социальной защиты; выступает заказчиком работ по строительству и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных инженерных сооружений местного значения вне границ населенных пунктов, а также благоустройству и содержанию территории; решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении
района и не отнесенные действующим законодательством либо Уставом к
компетенции районного Совета депутатов или главы района.
В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов предпринимаются необходимые меры. На рисунке 1 представлена структура администрации.
Рисунок 1 - Структура администрации муниципального образования «Селенгинский район»
Такая организационная структура называется линейно-функциональной,
она включает:
1. руководящее звено - это глава администрации, заместители главы, в том числе первый заместитель;
2. структурные подразделения, которые находятся в подчинении главы администрации и одного из заместителей: отраслевые структурные подразделения (КИЗГ, ЖКХ и др.): функциональные структурные подразделения (комитет по финансам, МЧС и др.):
3. аппарат администрации (бухгалтерия, архивный отдел и т.д.).
2.2. Оценка кадровой стратегии администрации муниципального
образования
Общая численность сотрудников администрации на 2015 г. равна 99, в
течение года в рамках плана мероприятий по сокращению расходов бюджета
штатная численность была уменьшена, таким образом на 2016 г. в администрации насчитывается 96 сотрудников. Процентное соотношение мужчин и женщин в 2015-2016 гг. отражено на диаграммах (рисунок 2).
Рисунок 2 - Соотношение мужчин и женщин,
осуществляющих деятельность администрации
Преобладающие большинство работников - женщины, они задействованы во всех должностных категориях, в то время как мужчины в основном занимают руководящие должности (главы комитетов, заместители) или входят в число служебного персонала (охранники, водители). В таблице 4 показано сколько человек в зависимости от выполняемых ими функции задействовано в работе администрации.
Таблица 4
Распределение кадров администрации по категориям персонала
Категория |
Год |
|
2015 |
2016 |
|
Ведущие специалисты |
15 |
15 |
Главные специалисты |
21 |
21 |
Руководители |
33 |
33 |
Прочие сотрудники (секретари, консультанты, служебный персонал) |
30 |
27 |
За 2-х летний период никаких особых изменений в распределении кадров не произошло, наибольшее число работников администрации - руководители, а исполнительных кадров порядка 65% от общего числа, таким образом, на 2-3 человека приходи 1ся 1 руководитель, что не является оптимальным соотношением управленцев и исполнителей. В таблице 5 отражена образовательная структура кадров администрации.
Таблица 5
Распределение кадров по профессиональному образованию
Образование |
Год |
|
2015 |
2016 |
|
Полное среднее образование |
3 |
2 |
Среднее специальное образование |
21 |
17 |
Высшее образование |
75 |
11 |
В 2015 г. более 75% работников администрации имели высшее или два
высших образования, в 2016 это количество увеличилось на 5%, кроме того,
одновременно сокращается число работников с начальным профессиональным и средним полным образованием, что, конечно же, является позитивной динамикой и положительно характеризует структуру кадров с точки зрения
профессиональной подготовки. Такое большое число сотрудников с высшим образованием связано с тем, что одним из основных требований, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы является обязательное наличие высшего профессионального образования. Такое требование выдвигается для высших, главных, ведущих, старших групп должностей, кандидаты со средним специальным образованием могут рассчитывать только на должности младшей группы. Рассмотрим возрастную структуру персонала администрации (таблица 6).
Таблица 6
Распределение кадрового состава по возрасту
Возраст |
Год |
|
2015 |
2016 |
|
До 30 лет |
24 |
28 |
От 30 до 45 лет |
34 |
33 |
Свыше 45 лет |
41 |
35 |
Из данных таблицы 6 можно отметить то, что кадровый состав стал
моложе, увеличилось число работников в возрасте до 30 лет, а число работников в возрасте от 45 лет наоборот сократилось. Однако, при подборе сотрудников администрации предпочтение всё же отдается более зрелым и опытным кандидатам, нежели молодым и динамичным.
Далее, перейдём к анализу распределения персонала администрации по стажу работы в ней (таблица 7).
Таблица 7
Распределение кадрового состава по стажу работы в
администрации
Стаж |
Год |
|
2015 |
2016 |
|
От 1 до 3 лет |
10 |
18 |
От 3 до 5 лет |
47 |
41 |
от 5 лет |
42 |
37 |
Анализируя показатели таблицы 7 видно, что в 2016 г. число сотрудников, чей стаж составлял свыше 5 лет работы сократилось, если взять во внимание данные из таблицы 6, а точнее данные о сотрудниках в возрасте от 45, то можно сделать вывод, что связано это сокращение либо с увольнением по причине выхода на пенсию, либо с повышением в должности. Последнее утверждение также справедливо и для сотрудников, проработавших в должности от 1 года до 3 лет и от 3 лет до 5. Для изучения движения рабочей
силы рассмотрим характерные показатели (таблица 8).
Таблица 8
Показатели, характеризующие движение рабочей силы
Показатель |
Год |
|
2015 |
2016 |
|
Коэффициент оборота по приему |
12 |
12,5 |
Коэффициент оборота по увольнению |
3 |
6,25 |
Коэффициент полного оборота |
24 |
28 |
Коэффициент текучести рабочей силы |
12 |
15 |
В целом, количество уволенных по собственному желанию и по инициативе руководства в 2016 г. составляет 15 человек, коэффициент текучести кадров при этом равен 15%, что является нормальным показателем. Показатель текучести кадров, равный 12% в 2015 г. также находится в пределах нормы. Одной из основных причин увольнения, как указано выше, является выход на пенсию, также не редко увольнения связаны с переходом в коммерческие организации, из-за более высокой оплаты труда в них, либо с переходом в другие органы местного самоуправления республики.
Как таковой кадровой службы в администрации нет, работу с кадрами
осуществляет организационно-правовой отдел, в обязанности сотрудников входит: оформление документов по вопросам кадров; ведение личных дел,
прием, заполнение, хранение и выдача трудовых книжек, внесение необходимых записей в книге учета движения кадров; оформление трудовых договоров с работниками: оформление и учет листков временной нетрудоспособности; составление сводных графиков отпусков работников администрации и учет использования отпусков. Помимо этого отдел работает с обращениями граждан, нормативно-правовыми актами, занимается регистрацией входящей, исходящей служебной корреспонденции и рядом других функции, поэтому ввиду загруженности сотрудников, некоторые важные элементы кадровой работы остаются без внимания.