Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Теоретические основы финансирования некоммерческих организаций
1.2. Финансовая политика некоммерческой организации
Глава 2. Анализ состояния финансовых ресурсов некоммерческих организаций в России
2.1. Оценка структуры источников финансирования некоммерческих организаций Российской Федерации
2.2. Анализ финансовых ресурсов некоммерческих организаций Ульяновской области
Рисунок 7 - Модель оптимизации структуры источников финансирования некоммерческой организации
Основным показателем является средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации, которая характеризует уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием ресурсов, а исходными являются два показателя - цена возмездных источников и сумма активов некоммерческой организации[19].
Математическое представление модели имеет следующий вид:
Оценить стоимость таких источников возможно по затратам на ответные услуги (реклама, организация пресс-конференций).
Целесообразно использовать следующую формулу при оценке данного
источника:
Цену членских взносов возможно рассчитать исходя из потенциальной стоимости привилегий и скидок на продукцию членов НКО. Формула для
оценки данного источника выглядит следующим образом:
где v целев.возмезд. - доля возмездных целевых источников финансирования в общих финансовых поступлениях (в формуле отсутствуют собственные средства, бюджетные ассигнования и безвозмездные целевые средства, так как их цена равна нулю.)
Из представленной модели видно, что средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации находится в прямой зависимости от стоимости возмездных источников и в обратной зависимости от общей суммы активов организации. Построенная модель средневзвешенной цены источников финансирования может быть использована различными некоммерческими организациями в целях совершенствования управления источниками финансирования.
Данная модель была использована для определения цены источников
финансирования в УОО «Союз биатлонистов» и НП «Фонд благоустройство». Результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6
Средневзвешенная цена источников финансирования
УОО «Союз биатлонистов» и НП «Фонд благоустройства» в 2013-2015 гг.
В процентах
Некоммерческие организации |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
УОО «Союз биатлонистов» |
13.13 |
14.99 |
14.10 |
НП «Фонд благоустройства» |
14.63 |
18.32 |
15.90 |
На основании исследования сделаны следующие выводы: оптимальная
структура источников финансирования в УОО «Союз биатлонистов» и НП «Фонд благоустройство» за анализируемый период достигнута в 2013 г., при этом доля спонсорских взносов была наименьшей в сравнении с другими годами. В сравнении с УОО «Союз биатлонистов» средневзвешенная цена в НП «Фонд благоустройство» выше, что связано, прежде всего, с высокой ценой такого источника финансирования, как спонсорские взносы.
Могут быть сформулированы следующие финансовые предложения для некоммерческих организаций:
1. Увеличить объем спонсорских взносов, привлекать к спонсорству такие крупные предприятия Ульяновской области, как ООО «КПД-1», ОАО
«УльГЭС», ОАО «УАЗ», ОАО ПШТФ «Элегант», ОАО «Ульяновский «Мясокомбинат», ОАО «Ульяновский Дом печати», ОАО «Димитровградская
энергосбытовая компания».
2. Участвовать в конкурсах на выполнение государственных и муниципальных заказов на озеленение города, на развитие спорта в Ульяновской области.
3. Привлекать целевые бюджетные средства и внебюджетные источники финансирования.
4. Активно работать над таким источником финансирования; как доходы от предпринимательской деятельности. А именно развивать базы отдыха на территории лесопарка, привлекать внимание общественности к отдыху на лыжах, семейному отдыху, обновить инвентарь с целью сдачи его в аренду посетителям, предлагать услуги организации по вывозу отходов коммерческим структурам Ульяновской области. Все эти меры приведут к развитию предпринимательской деятельности и, как следствие, к повышению независимости от внешних источников в организации.
5. Руководству обеих анализируемых организаций предложено внедрить модель целевого капитала, которая даст дополнительный доход как для реализации социальных проектов, так и для развития самой организации. Можно рассчитать потенциальный доход за последние три года от внедрения модели целевого капитала. В качестве доходности целевого капитала возьмем среднюю доходность эндауменгов по России за последние 3 года (в 2013 г. - 7,6 %, в 2014 г. - 10,4 %, в 2015 г. - 6,8 %). Результаты расчетов представлены в таблице 7.
Таблица 7
Потенциальный доход от внедрения модели целевого капитала
с учетом расходов в УОО «Союз биатлонистов» и НП «Фонд благоустройство»
В тысячах рублей
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Целевой капитал (min) |
3000 |
3000 |
3000 |
Доходность целевого капитала |
228 |
312 |
204 |
Вознаграждение управляющей компании (max 10 %) |
22,8 |
31,2 |
20,4 |
Административно-управленческие расходы (max 15 %) |
34,2 |
46,8 |
30,6 |
Целевые расходы |
171 |
234 |
153 |
Особое внимание необходимо уделять критериям эффективности работы
фонда целевого капитала. Процесс формирования и управления целевым капиталом представлен на рис. 8.
Рисунок 8 – Процесс формирования и управления целевым капиталом
За точку отсчета примем момент государственной регистрации целевого капитала (фонда либо соответствующих изменений в учредительных документах НКО). Контрольными точками считаем – «начало наполнения целевого капитала», «достижение размера целевого каптала 3 млн. руб.» и «передача целевого капитала в доверительное управление УК». Очень важно определить размер расходования целевого капитала (ежемесячный, ежеквартальный, ежегодный). Фонды целевого капитала в России только начинают проектировать правила расходования целевого капитала, поэтому этот вопрос является весьма актуальным. Можно использовать правило траты 5 % общей стоимости эндаумента. Расчет нормы расходования в предлагаемом фонде представлен в таблице 8, а расчет расходов в таблице 9.
Таблица 8
Норма расходования целевого капитала в 2016-2020 гг.
В тыс. рублей
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Эндаумент на начало года |
10 000,00 |
10451,43 |
10 923.35 |
11415,48 |
11931,17 |
Доходность (10 %) |
1000,00 |
1045,14 |
1092,34 |
1141,55 |
1193,12 |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Новые пожертвования |
1,50 |
1,70 |
0,60 |
2,10 |
1,70 |
Общий размер |
11001,50 |
11498,27 |
12016,29 |
12559,12 |
13125,98 |
Норма расходования (5 %) |
550,08 |
574,91 |
600,81 |
627,96 |
656,30 |
Эндаумент на конец года |
10451,43 |
10 923,35 |
11415,48 |
11931,17 |
12469,68 |
Таблица 9
Расчет расходов фонда целевого капитала в 2016-2020 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Доходность (10 %) |
1000,000 |
1045,143 |
1092,335 |
1141,548 |
1193,117 |
Норма расходования |
550,075 |
574,913 |
600,814 |
627,956 |
656,299 |
Вознаграждение управляющей |
100,000 |
104,514 |
109,234 |
114,155 |
119,312 |
Административно-управленческие |
150,000 |
156,771 |
163,850 |
171,232 |
178,967 |
Целевые расходы |
300,075 |
313,628 |
327,731 |
342,569 |
358,020 |
Таким образом, можно сделать вывод о значительных преимуществах создания предлагаемых Фондов целевого капитала:
1. Фонд поддерживает сразу несколько некоммерческих организаций (вузов, музеев).
2. У небольших некоммерческих организаций появится дополнительный
долгосрочный источник финансирования. Некоммерческая организация становится независимой от разовых пожертвований. Что позволило бы регулярно ремонтировать и реконструировать здания театров, выставок, спортивных объектов и инвентаря по заранее определенному графику.
3. Жертвователи получают возможность отслеживать расходование целевого капитала.
4. Расширение круга жертвователей, фонд более тесно сотрудничает с жертвователями.
5. Появятся возможности для организации системы финансирования специальных социальных программ и приоритетных научных исследований по усмотрению некоммерческих организаций, входящих в союз (ассоциацию).
6. Снижение административно-управленческих расходов, связанных с формированием и управлением отдельно взятой некоммерческой организацией.
Заключение
Некоммерческая организация (НКО) - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Финансы некоммерческих организаций – это социально-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и использования денежных средств, связанных с осуществлением деятельности НКО. Источниками формирования финансовых ресурсов НКО в соответствии с действующим законодательством являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от предпринимательской деятельности и иные не запрещенные законом поступления. В части расходования финансовых ресурсов действует принцип целевого использования имеющихся средств.
В целом по результатам анализа, проведенного во второй главе, можно сделать вывод, что российские некоммерческие организации малочисленны, экономически слабы, разрознены. Большая часть российских НКО находится на грани выживания, при этом продолжая осуществлять социальную функцию. Дополнительным источником финансирования послужил бы созданный целевой капитал. Однако небольшие некоммерческие организации не в силах собрать необходимое количество средств для создания целевого капитала. Эффективным решением данных проблем является объединение мелких некоммерческих организаций сходных видов деятельности в ассоциации и союзы. Данные ассоциации и союзы (например, Ассоциация детских театров, Союз поддержки спортивных организаций) смогут учредить Фонд целевого каптала. При этом Фонд целевого капитала сможет поддерживать сразу несколько некоммерческих организации входящих в ассоциацию или союз (вузов, музеев, театров, спортивных организаций), фонд будет заниматься только сбором пожертвований; увеличится круг привлечения пожертвований (возрастет база данных жертвователей), минимизируются организационно - административные затраты связанные с созданием и управлением фондом целевого капитала для каждой НКО входящей в состав союза или ассоциации.
Можно сделать вывод о значительных преимуществах создания предлагаемых Фондов целевого капитала:
1. Фонд поддерживает сразу несколько некоммерческих организаций (вузов, музеев).
2. У небольших некоммерческих организаций появится дополнительный
долгосрочный источник финансирования. Некоммерческая организация становится независимой от разовых пожертвований. Что позволило бы регулярно ремонтировать и реконструировать здания театров, выставок, спортивных объектов и инвентаря по заранее определенному графику.
3. Жертвователи получают возможность отслеживать расходование целевого капитала.
4. Расширение круга жертвователей, фонд более тесно сотрудничает с жертвователями.
5. Появятся возможности для организации системы финансирования специальных социальных программ и приоритетных научных исследований по усмотрению некоммерческих организаций, входящих в союз (ассоциацию).
6. Снижение административно-управленческих расходов, связанных с формированием и управлением отдельно взятой некоммерческой организацией.