Файл: Реструктуризация финансово-кредитных институтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За рубежом понятие «реструктуризация» давно превратилось в образ жизнедеятельности компаний, в постоянный процесс, без которого невозможно удержаться на рынке. В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как для финансовой системы в целом, так и для отдельных подразделений финансовых институтов.

Понятие финансовый институт является достаточно широким и всеобъемлющим. К ним относятся целевые бюджетные и внебюджетные фонды, согласно ст. 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает: (Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и другие, в том числе банки и банковская деятельность, также страховые компании и агентства по реструктуризации кредитных организаций, и подобные организации международного значения.

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений, на прямую зависящих от деятельности финансовых институтов. Где основой является грамотный, эффективный и рациональный подход к работе данных институтов, что в свою очередь предопределяет возможность реструктуризировать свою деятельность. Именно в этом ключевом моменте заключается актуальность выбранной темы, т.к. развитие, преобразование т.е. реструктуризация деятельности финансовых учреждений обусловлена изменениями внешней и внутренней среды окружающей данные организации.

В процессе кредитно-денежных отношений на разных уровнях, начиная с финансового предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и функционируют финансовые институты. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует деятельность финансовых институтов.

Для написания работы необходимо разобраться в терминологии. Что же такое финансовый институт? Финансовый институт - это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между сберегателями и инвесторами.

Основными источниками при написании курсовой работы послужили материалы Большой Российской энциклопедии, нормативные и иные правовые акты РФ, научные исследования и разработки ведущих специалистов в этой области, таких как Кидуэлл Д.С., Бабич А.М., Павлова Л.Н., Дробозина Л.А. и других, материалы официальных интернет сайтов отечественных и международных организаций, также статьи и публикации периодических изданий.


Целью данной работы является рассмотрение методов и методик проведения реструктуризации финансовых институтов Российской Федерации и анализ мирового опыта в данном виде деятельности.

В свою очередь вышеуказанная цель предопределила ряд взаимосвязанных задач:

- изучить мировой опыт реструктуризации финансовых институтов; структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых институтов;

- определить и рассмотреть основные этапы, направления реструктуризации банковской системы;

- раскрыть особенности реструктуризации не банковских финансовых институтов;

- рассмотреть существующую методику реструктуризации финансовых институтов на примере реально функционирующей организации.

Объектом исследования данной работы являются пути реструктуризации финансовых институтов, в частности направления по реструктуризации Центрального Банка РФ.

Предметом исследования в свою очередь является процесс реструктуризации финансовых институтов.

Структуру курсовой работы составляет: введение, первая и вторая главы, где рассмотрены теоретические аспекты выбранной темы и третья глава с раскрытием практической значимости имеющегося вопроса и далее следует заключение, список использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ, КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1 Мировой опыт реструктуризации финансовых институтов

Проблемы укрепления международной финансовой системы (МФС) [1]стали широко обсуждаться после мексиканского кризиса конца 1994 г. Ежегодный саммит лидеров стран группы G-7, проведенный в 1995 г. в Галифаксе, послужил стимулом для развития исследований по ряду направлений. Среди них важная роль отводилась изучению способов организованного разрешения финансовых кризисов. Из представителей центральных банков и министерств финансов стран G-10 (G-7 + Бельгия, Голландия, Швеция и Швейцария) была сформирована рабочая группа, которая к маю 1996 г. подготовила соответствующий доклад (Rey Report). В нем было отмечено, что ни страны-заемщики, ни кредиторы не смогут избежать негативных последствий кризиса. Доклад призывал к совершенствованию рыночно ориентированных процедур разрешения долговых проблем государства и частного сектора, находящихся в условиях кризиса. Было предложено внести определенные изменения в договоры купли-продажи облигаций (bond contracts) для обеспечения взаимодействия и сотрудничества владельцев облигаций в период реструктуризации условий их выпуска эмитентом (государством или частными корпорациями), испытывающим финансовые трудности. В докладе была высказана идея расширения возможностей МВФ по применению политики "кредитования в условиях задолженности" (lending into arrears). Начавшийся процесс укрепления финансовой системы и реструктуризации финансовых институтов проявился в следующих аспектах:[2]


- развитие международных стандартов публичного раскрытия

экономической информации (Special Data Dissemination Standard);

  • создание международных стандартов банковского надзора (the Basle Core Principles for Banking Supervision);
  • расширение финансовых возможностей МВФ в рамках the New Arrangement to Borrow (NAB) ;
  • создание в МВФ нового механизма кредитования, the Supplemental Reserve Facility (SRF), призванного помочь членам фонда справляться с неожиданным и разрушительным влиянием потери доверия инвесторов. Условия предоставления средств по линии SRF должны обеспечивать их преимущественный (первичный) возврат при снижении возможных конфликтов интересов.

Тема реструктуризации международных финансовых институтов широко обсуждалась в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Характерные точки зрения отражены в докладе Исполнительного комитета ООН по экономическим и социальным вопросам "К новой международной финансовой архитектуре" от 21.01.99 г. В настоящий момент анализ различных подходов к реформе МФИ затруднен из-за отсутствия целостных программ, которые бы содержали предложения по построению единой архитектуры мировой системы институтов. Учитывая это, целесообразно классифицировать основные наметившиеся направления предполагаемой реформы.

Основными причинами реформирования мировых финансовых институтов являются:[3]

  1. Глобализация мировой экономики, способствовавшая возникновению нового класса международных инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных дестабилизировать финансовую ситуацию в странах, где осуществляются инвестиции .
  2. Резкое несоответствие между высоким уровнем развития международного финансового рынка и отсутствием надлежащей институциональной

структуры его регулирования.

  1. Возросшие опасения углубления мирового спада, грозящие серьезными последствиями в случае неадекватного регулирования деятельности международных финансовых институтов.
  2. Увеличение численности офшорных финансовых центров, снижающих эффективность государственного регулирования финансовых институтов развивающихся стран.
  3. Ограниченные возможности международных институтов в оказании финансовой поддержки развивающимся странам по сравнению с размерами потока частного капитала. Неспособность международных организаций противостоять повторяющимся кризисам и ограничивать сферу их распространения. Неэффективная процедура предоставления средств международными институтами в условиях быстро развивающегося кризиса.
  4. Углубление конфликтов интересов (moral hazard), возникающих в результате воплощения программ финансирования МВФ и других международных институтов, и негативно влияющих на поведение частных инвесторов и заемщиков в ходе финансовых кризисов.
  5. Резкое увеличение количества инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, особенно на рынке долговых обязательств, затрудняющее взаимодействие инвесторов в ходе преодоления кризисов. Масштабы и диверсифицированность инвестиционных вложений в странах с развивающимися рынками, обусловившие ускорение распространения кризисов. Массовое развитие операций, в том числе спекулятивных, с производными ценными бумагами (деривативами), отражаемых на внебалансовых счетах и затрудняющих оценку принимаемых финансовыми институтами рисков.

Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов

  • укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;[4]
  • определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;
  • создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);
  • стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.

Экономическая политика

  • определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;
  • повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;
  • поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;
  • расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.

Деятельность международных финансовых институтов[5]

  • реформирование системы международного финансирования;
  • улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление;
  • усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-

участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;

  • повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.

Основными направлениями и возможными мерами применяемыми при реструктуризации деятельности финансовых институтов мирового уровня являются:

Реструктуризация финансовых рынков и инвестиционных институтов, которая заключается в следующем

  • способствовать развитию ликвидных финансовых рынков, особенно фондового рынка, основанных на сильном пруденциальном надзоре за деятельностью банков и других финансовых институтов с применением Базельских принципов эффективности банковского надзора и стандартов регулирования деятельности на фондовом рынке, отраженных в докладе IOSCO "Цели и принципы регулирования деятельности на фондовом рынке". Совершенствовать принципы корпоративного управления для дальнейшего развития рыночных механизмов инвестирования;
  • разработать международные стандарты прозрачности в области денежной политики, бухгалтерского учета и раскрытия информации частными финансовыми институтами. Повысить требования раскрытия информации по позициям инвестиционных банков, хеджевых фондов и институциональных инвесторов;
  • ввести ограничения на кредитование банками связанных организаций, которое, как правило, проводится без должной оценки и мониторинга кредитоспособности заемщика и в условиях кризиса приводит к резкому росту объемов просроченной задолженности;
  • разработать и внедрить эффективный механизм страхования банковских депозитов, банкротства, реструктуризации финансовых институтов и решения долговых проблем организаций, испытывающих финансовые затруднения. Содействовать укреплению внутренних систем контроля и управления рисками в деятельности банков и других финансовых посредников.

Реструктуризация и совершенствование деятельности международных финансовых институтов

  • создать в рамках МВФ нового механизма кредитования стран, пострадавших в результате эффекта распространения кризиса (contagion), который позволял бы единовременно получать значительный объем средств и допускал их использование до истощения национальных валютных резервов ;
  • обеспечить участие международных институтов в решении проблем долговых кризисов и организации процессов реструктуризации задолженности;
  • повысить прозрачность в деятельности международных финансовых институтов, в частности, через принятие положений о раскрытии информации, публикацию программных документов, рабочих материалов МВФ, получаемых в результате традиционных ежегодных визитов представителей фонда в страны-участницы, заявлений по результатам обсуждения Исполнительным советом МВФ докладов об экономических условиях стран-участниц, ретроспективного анализа принимаемых программ;
  • укрепить и способствовать дальнейшему развитию деятельности Временного комитета (Interim Committee) МВФ и Комитета развития (Development Committee) Всемирного банка;[6]
  • содействовать развитию региональных международных организаций и

усилить их роль в разрешении кризисов и финансировании экономического снктора;

  • развития, в том числе, с использованием финансовой поддержки со стороны МВФ;
  • укрепить контроль за выполнением отдельными странами принимаемых

международных стандартов, в том числе с использованием возможностей МВФ;

  • улучшить координацию и сотрудничество среди международных организаций и контролирующих органов в направлении расширения технической поддержки и обучения служащих органов государственного регулирования.

Создание новых международных структур

  • создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения;
  • создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов рассматривается преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.[7]