Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ, КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Мировой опыт реструктуризации финансовых институтов
1.2 Особенности реструктуризации небанковских финансовых институтов
1.2.1 Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов
1.2.2 Реструктуризация страховых компаний
ГЛАВА 2. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы
2.2 Проблемы банковской системы
2.3 Методология реструктуризации
2.4 Агентство по реструктуризации кредитных организаций
3.1 Центральный Банк Российской Федерации исторический обзор
банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной.
- Высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов.
- Чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики; пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий.
- Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп.
- Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а, в отдельных случаях, - личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров.
- Политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за рамки собственно банковского дела.
- Недостаточная жесткость надзорных требований.
- Недостатки действующего законодательства, нерегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов населения, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица
Шкала группировок банковских организаций
Классификация групп по порядку |
Принадлежность банковских организаций |
1-я группа: |
стабильно работающие банки, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы; |
2-я группа: |
региональные банки, которые должны стать "опорными" в будущей региональной банковской системе России; |
3-я группа: |
отдельные крупные банки, не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и экономических издержек; |
4-я группа: |
банки, испытывающие существенный дефицит ликвидности или собственных средств (капитала). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица
Программа реструктуризации
№ п/п |
ПРИНЦИПЫ |
1 |
укрупнение финансовых учреждений, сокращение количества банков с целью формирования более жизнеспособных единиц и концентрации ограниченных ресурсов в немногих кредитных учреждениях; |
2 |
создание универсальных финансовых институтов, участвующих во всех направлениях финансовой деятельности, в частности более активная интеграция банков и страховых компаний, а также коммерческих и инвестиционных банков; |
3 |
налаживание корпоративного управления, введение механизмов жесткого контроля за деятельностью банков; |
4 |
увеличение доли иностранного капитала в финансовом секторе с целью привлечения нового капитала, свежих идей, навыков и технологий, а также восстановления доверия инвесторов и вкладчиков |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Структура Центрального Банка РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис. Функции Центрального банка
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Таблица
ПУТИ РЕСТРУКТУРИЗЦИИ ЦБ РФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Порядок шагов |
Подробное описание действий |
Первый шаг. |
Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего "боя", проводит инспекцию войск, определяя живых, раненых и погибших. Эта процедура хотя и болезненная, но не требующая специальной подготовки: территориальные учреждения Банка России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях определения финансового состояния банков, его указаниями о пересчете капитала кредитных организаций и другими инструментами для определения реального положения дел каждого банка и распределения их по соответствующим группам. В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Во второй группе, к сожалению, будут и системообразующие банки регионального значения, которым потребуется пройти процесс реструктуризации. |
Второй шаг. |
Территориальное учреждение Банка России на основании оценки роли и значения кредитной организации в экономике региона, круга обслуживаемой ею клиентуры, возможных последствий ликвидации банка, учитывая мнения финансовых, налоговых, исполнительных органов, определяет конкретные банки для предстоящей реструктуризации. Одновременно, на основании тех же критериев и других, выработанных в надзорной деятельности, определяется финансово-устойчивая кредитная организация — опорный банк — способная осуществлять расчетно-кредитное и кассовое обслуживание клиентуры неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным операциям. |
Третий шаг. |
По инициативе территориального учреждения Банка России руководством области, края, республики принимается решение о приоритетах в организации расчетно-кредитного обслуживания предприятий и учреждений региона и сохранении сети конкретных банков. Это могут быть постановления администраций или решения комиссий по финансам и кредитам, банковских советов при администрациях. Главное, чтобы они смогли помочь скоординировать действия банков, их клиентов, налоговых органов, местных администраций, а также подготовить общественное мнение |
Четвертый шаг. |
Наблюдательный совет реформируемого банка принимает решение о последовательной ликвидации филиалов банка и разрешении открывать в занимаемых ими зданиях филиалы и (или) дополнительные офисы опорного банка. Совет опорного банка принимает решение об открытии филиалов и (или) дополнительных офисов на площадях, занимаемых реформируемым банком. |
Пятый шаг. |
Исполнительные органы обоих банков заключают договор о намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, основные составляющие которых описаны ниже. |
Шестой шаг. |
Исполнительный орган реформируемого банка образует ликвидационные комиссии по каждому своему филиалу, которые уведомляют всех кредиторов и вкладчиков, а также работников о закрытии филиалов, проводят инвентаризации и составляют передаточные акты. Готовят активы и пассивы к передаче на баланс головного банка в соответствии с гражданским законодательством и инструкцией ЦБ РФ |
Седьмой шаг |
Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает часть персонала филиала для начала функционирования подразделения опорного банка, из них назначаются исполнительные руководители филиала (дополнительного офиса), главный бухгалтер, заведующий кассой. В нашем примере ориентир был взят на создание дополнительных офисов в целях экономии средств на регистрационный сбор за открытие филиала, устранения проблем, связанных с присвоением банковского идентификационного кода филиалу и предварительного согласования руководителей с Национальным банком РБ. |
Восьмой шаг. |
Клиенты открывают второй (дополнительный) расчетный счет во вновь открытом филиале (дополнительном офисе) опорного банка, вкладчики оформляют заявления на расторжение договора банковского вклада с реформируемым банком и на согласие зачисления остатка денежных средств на новый счет в опорном банке. |
Девятый шаг. |
Реформируемый и опорный банки уточняют сумму вкладов, а также некоторых других обязательств первого, на эту сумму выбирают активы (в большинстве своем ссудную задолженность 1—2 групп, здания, имущество, необходимые для функционирования подразделений второго банка). |
Десятый шаг |
Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требова ния к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму. Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований опорному банку. При недостаче стандартной ссудной задолженности оставшаяся часть вкладов покрывается другими ликвидными активами. Реформируемый банк передает опорному банку определенную договором сумму активов и пассивов. |
Одиннадцатый шаг |
Опорный банк выделяет своим вновь организованным филиалам активы и пассивы, производит разделение баланса. |
Двенадцатый шаг. |
Реформируемый банк сворачивает свою деятельность, начинает предликвидационные процедуры под контролем территориального управления Центробанка. |
Тринадцатый шаг. |
Главное территориальное управление Банка России направляет ходатайство на отзыв лицензии у реформируемого банка, в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков налагает запрет на проведение банковских операций и некоторых гражданско-правовых сделок, назначает наблюдателей из состава сотрудников территориального учреждения. |
продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 9
-
Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г. ↑
-
Ломакин В.К. Мировая экономика Учебник для вузов – М. ЮНИТИ 2000 г – 158с. ↑
-
Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003. ↑
-
Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001. ↑
-
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000 ↑
-
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 ↑
-
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 ↑
-
«Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с. ↑
-
Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г. ↑
-
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 ↑
-
Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004. ↑
-
Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г. ↑
-
Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001. ↑
-
Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
-
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы М.: ИД ФБК-Пресс М.: 2000 ↑
-
Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
-
Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. ↑
-
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 ↑
-
Федеральный Закон №110-ФЗ от 06.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Российская газета, №254 от 15.10.2001 г. ↑
-
Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г. ↑
-
О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003. ↑
-
О. М.Островская. Банковское дело. - М.: Пресс-сервис 2003. ↑
-
А. Нещадин, И. Липсиц (Экспертный институт) - «Выход из кризиса: иллюзии или реальность. К проблеме реструктуризации российской промышленности», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2000 ↑
-
«Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с.
-
Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
-
Финансы. Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ 2000 ↑
-
Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги М.: 2000г. ↑
-
Е. Ситникова - «Реструктуризация стихии. Как Онэксимбанк стал Росбанком », журнал «Компания», № 9 (105), 13.03.2000 ↑
-
Официальный сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru. ↑
-
А. Гузнов (Юридический департамент Банка России) – «Законодательные основы реструктуризации банковской системы России. Правовые проблемы кредитных организаций», Бюллетень финансовой информации, № 2 (57) 02.2000.
-
В. Иванов (ГУ ЦБ РФ) – «Организация антикризисного управления в коммерческом банке», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2003.
-
Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2000. ↑
-
Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. ↑
-
Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2004. ↑
-
Деньги, кредит, банки. Под ред. О.В. Соколовой - М.: Финансы и статистика, 2004. ↑
-
Севрук В.Т. Банковский маркетинг. —М.: Дело ЛТД, 2003. ↑
-
Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004. ↑