Файл: Методология и организация маркетингового исследования.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Маркетинговое исследование
1.1 Определение маркетингового исследования
1.2 Цели и задачи маркетингового исследования
1.3 Принципы маркетинговых исследований и их этапы
Глава 2. Классификация и методология маркетинговых исследований
2.1 Направления маркетинговых исследований. Классификации
2.2 Методология маркетинговых исследований
Глава 3. Организация маркетинговых исследований
3.1 Организация поисковых исследований
3.2 Проведение дескриптивных исследований
3.3 Проведение казуальных исследований
3.4 Частота проведения исследований
4) Подготовка – составление инструментов исследования, их тестирование и корректировка, сбор и обучение команды исследователей, подготовка бланков и специальных форм, утверждение процедур исследования, подготовка раздаточных материалов и специального оборудования.
5) Поле – производится непосредственная работа по получению информации с параллельным контролем за ее ходом.
6) Кодировка – кодирование собранной информации и ее внесение в базу данных исследования.
7) Обработка – включает статистическую оценку собранной информации, а также ее математическую обработку с дальнейшим представлением в виде таблиц, графиков или диаграмм.
8) Анализ – логическая интерпретация полученных данных.
9) Отчет – изложение результатов исследования его заказчику в письменной и устной форме посредством отчета и доклада, соответственно [3, с. 230].
Выводы по главе 1
Описаны тезисные понятия маркетинговых исследований, дано определения маркетингового исследования, описаны основные школы изучающие данные направление науки.
Представлены цели и задачи маркетинговых исследований.
Даны принципы маркетинговых исследований и их этапы.
Глава 2. Классификация и методология маркетинговых исследований
2.1 Направления маркетинговых исследований. Классификации
Очень важная для исследований в маркетинге часть – это их классификация. В таблице 2 приведен пример такой сепарации. Также исследования делятся по ряду других причин, например, основаниям. На практике применяются такие методы классификации как: по целям проведения исследований; по используемым методам в ходе исследования; по месту проведения исследований; по объекту изучения; по области (проблематике) маркетинга. Их характеристики будут приведены ниже.
Классификация по используемым методам может быть разделена на характер собираемой информации и применяемым методам: качественные исследования (отвечает на вопросы что, как, почему, по какой причине, каким образом, откуда) и количественные методы (отвечает на вопросы кто, где, когда, сколько, какая доля, какой процент).
Классификация по месту проведения разделяются данные исследования на кабинетные и полевые. Первые предполагают сбор и оценку вторичной информации «исследование за письменным столом». Тут рассмотрению подлежат уже подготовленные отчеты организации об уже осуществленных исследованиях, систематических данных, справочная информация и тому подобное. К вторым относится метод получаемой информации от респондентов: клиенты, производители, экспертная группа, розничных торговцев и так далее. Требуется контактировать с респондентами в «полевых условиях».
Классификация по объекту изучения будет разделена на следующие элементы: изучение потребителей – метод наиболее популярный, поскольку одна из главных целей маркетинга – продажа востребованного покупателями товара / услуги; изучение конкурентов – также тривиальный метод где исследуются прямые и косвенные конкуренты; исследование торговой сети – это важно, ведь большая часть производителей редко реализует весь свой товар по прямому каналу продаж; исследование информационных каналов – оценка эффективности и результативность вложения в маркетинговое исследование; комплексный анализ рынка – тут оценивается спрос и предложение, товаропроводящие сети коммуникаций [5, с. 138].
Классификация по области маркетинга исследовательская индустрия выработала методы и технологии, адаптированные для исследования определенных аспектов маркетинговой деятельности, что провело к появлению селекции по тематике:
1) Изучение характеристик потребителей – физических лиц: пол, возраст, доход, образование, семейное положение, профессиональный статус, проживание, вероисповедание и другие, – а также юридических лиц: форма собственности, отрасль, число сотрудников, оборот и прибыль, «возраст», масштаб деятельности и т.д.
2) Изучение знания и отношения (U&A – Usage and Attitudes) – исследование привычек и предпочтений потребителей определенной продуктовой категории, являющееся одним из самых распространенных видов исследования и оценивающее известность, узнаваемость продукта и его производителя в сравнении с конкурентами.
3) Изучения потребления – его частота, объемы и ситуации, в которых оно происходит, выявление влияющих на потребление факторов с целью разработки способов его интенсификации.
4) Изучение цены – сравнение сценами конкурентов, экспериментальные замеры эластичности спроса по цене, расчет эффекта от стимулирования сбыта.
5) Изучение продукта – его дизайна, функциональных характеристик, упаковки.
6) Изучение процесса приобретения – наблюдение в местах совершения покупок, приобретения услуг, заключения сделок.
7) Изучение рекламы – ее эффективности, каналов распространения, особенностей ее восприятия.
Разобрав основные среди актуальных способов классификации маркетинговых методов требуется перейти к методологии маркетинговых исследований, это требуется для возможности организации маркетинговых исследований. Итак, обозначив способы классификации, перейдем к методологии.
2.2 Методология маркетинговых исследований
Базис методологических исследований в области маркетинга создают инструменты сбора, обработки и анализа информации, основным среди прочих считаются методы, модели воссоздания рыночных процессов и действий, показывающие их внутреннею связь, а также факторы, задающие тенденции развития [6, с. 176].
Методологические основы маркетинговых исследований складываются из общенаучных, аналитико-прогностических методов и методических приемов, заимствованных из разных областей знаний, приведенных в таблице 3, изучив которые, создаем вывод, что методология в маркетинговых исследованиях представляет собой междисциплинарный подход, проявляющийся в разнообразии используемых способов сбора, обработки и анализа информации.
К общенаучным методам можно отнести:
Системный анализ. Он широко применяется, так как дает возможность изучить всевозможные рыночные ситуации, где ситуация – это объект и для его исследования большей части его внутренних и внешних причинно-следственных связей.
Комплексный подход – позволяет изучить проблемы в виде объекта, имеющего разные проявления. Тут можно определить стратегию и тактику действий для решения сложившейся ситуации.
Программно-целевое планирование. Нашло применение в создании и реализации стратегий и тактик маркетинга. На нем базируется вся работа маркетингового планирования. Маркетинг, в какой-то мере, является использованием программно-целевого способа в рыночной зоне деятельности [4, с. 170].
Следующие методы, которые будут описаны в курсовой работе называются аналитико-прогностическими. К ним относится несколько распространённых методов, таких ка:
Комплексное прогнозирование. Тут ключевым принципом выступает взаимное корректирование разнообразных прогнозов. Это разработка системы прогнозов, изучающая многие части рынка.
Линейное программирование. Это математический способ определения решения среди альтернатив: при минимизации затрат, максимизации прибыли, снижении времени и усилий – применим к многим задачам маркетинга. К примеру, создание наиболее оптимального ассортимента при ограниченности в ресурсах.
Экономико-математические модели. Применяя их становится возможным описание известной или предполагаемой связи между событиями, действиями и процессами. Определив все факторы внутренней и внешней среды дать оценку, к примеру, обозначить самые эффективные виды стратегий маркетинга или возможные шаги со стороны конкурента.
Экономико-статистический анализ. Применим для комплексного способа решения задач, относящихся к улучшению качества продукта компании, на ровне со снижением материальных и ресурсных затрат.
Теория массового обслуживания – это способ, на основе которого решается проблема определения очередности обслуживания заказчиков, графика поставки товара и многих иных схожих задач. Представляется возможным изучение сложившихся закономерностей, относительно потока заявок на обслуживание и выстроить хронологию их выполнения.
Теория вероятностей. Позволяет принимать решения, направленные к некой вероятности наступления определенных событий и вариации решений среди возможных при сложившейся ситуации. Тут имеется в виду, что можно создавать или нет тот или другой продукт и тп.
Теория связи – это способ дающий сигнализирующею информацию о процессах, вне пределов определенных параметров. В маркетинге этот метод позволяет распределять товарные запасы и управлять сбытом. Повышает эффективность применения полученных данных.
Сетевое планирование – это способ регуляции последовательности и зависимости обособленных способов операций в пределах какой-либо программы. С его помощью можно очень конкретно отслеживать ключевые этапы деятельности, выявлять сроки их реализации, разграничивать ответственность, снижать издержки, предусматривать всевозможные отклонения.
Деловые игры. В значительной мере помогают разрешению реальных маркетинговых ситуаций. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки могут «проигрываться» для нахождения оптимальных решений.
Активно используются в маркетинговых исследованиях и методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь маркетинговой методологии проявляется с методами социологии и психологии, поскольку маркетинг уделяет особое внимание поведению потребителей и влияющим на него факторам. Для этого изучается мотивация поведения потребителей на рынке, исследуется восприятие потребителями рекламных мероприятий, образа товара и многое другое. Широко применяются, например, психологические тесты, мотивационный анализ.
Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностных ориентаций.
В маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, что позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом национальных культур, уровней жизни. Антропологические измерения используют также в конкретных случаях при моделировании ряда потребительских товаров.
Методы маркетинговых исследований также тесно связаны и с такими областями, как экология, эстетика, дизайн, физиология, история, философия и другие.
Выводы по главе 2
Неотделимой частью маркетинговых исследований является их классификация, в данной главе приведены методы их селекции по: методам, месту проведения, объекту изучения и области маркетинга.
Далее была описана методология маркетинговых исследований:
- Общенаучные методы - Системный анализ, Комплексный подход, Линейное программирование
- Аналитико-прогностические - Комплексное прогнозирование, Линейное программирование, Экономико-математические модели, Экономико-статистический анализ, Теория массового обслуживания, Теория вероятностей, Теория связи, Сетевое планирование, Деловые игры
- Методические приему заимствованные из других областей науки.
Все это дает возможность упорядочить и разобраться в многообразии видов маркетинговых исследований и определить направление поисков перед непосредственной организацией маркетинговых исследований.
Глава 3. Организация маркетинговых исследований
Для организации маркетингового исследования нельзя определить достаточно точный и стандартный метод его реализации. Исследования разделяются по видам. Понимая цели маркетингового исследования из ранее упомянутых в работе: поиск, дескриптивное и причинно-следственное. Также, стоит помнить, что разница среди этих видов исследования не является абсолютно четкой [11, с. 49]. Для исследования могут быть поставлены одновременно несколько целей. В этом случае три основные проекта будут рассматриваться как этапы единого процесса. Далее приведена взаимосвязь между ними.