Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты кадровой стратегии в кредитных организациях
1.1 особенности управления персоналом в кредитных организациях
1.2 Разработка кадровой стратегии
1.3 Проблемы формирования кадровой стратегии кредитными организациями
Глава 2 Анализ кадровой стратегии ОАО «Альфа Банк»
2.1 Общая характеристика ОАО «Альфа Банк»
Операционный отдел |
Рис.2.2 - Организационная структура филиала ОАО «Альфа-Банк»
- Мониторинг финансового состояния заемщиков и соблюдения заемщиками условий заключенных кредитных договоров
- Осуществление кредитных операций (коммерческое кредитование)
- Сопровождение кредитного риска
- Ведение кредитных дел, работа с залогами
- Документарные операции.
Отдел финансового анализа и планирования:
- Разработка финансовых планов и подготовка отчетов об их исполнении
- Разработка бизнес-планов, ТЭО, расчетов окупаемости проектов
- Осуществление текущего контроля исполнения утвержденных финансовых планов
- Планирование бюджетных показателей
- Анализ деятельности и разработка мер по повышению эффективности его работы
- Подготовка информации по МСФО
- Методологическая работа по совершенствованию управленческого учета.
Отдел учета и отчетности:
- Ведение внутреннего учета, оформление, сопровождение и контроль банковских операций (осуществление функций бэк-офиса)
- Формирование бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности.
Отдел кассовых операций:
- Осуществление кассовых операций.
Отдел валютных операций:
- Сопровождение валютных контрактов
- Выполнение функций агента валютного контроля
- Обеспечение филиала наличной иностранной валютой
- Операции с драгоценными металлами.
Операционный отдел:
- Расчетное обслуживание юридических лиц
- Ведение счетов Лоро и Ностро
- Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц
- Вкладные операции и ведение счетов клиентов - физических лиц
- Предоставление в аренду сейфовых ячеек.
В рамках организационной структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Банк следует основным положениям Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Распоряжением Федеральной комиссии по ценным бумагам от 04 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
В своей деятельности Банк руководствуется следующими принципами корпоративного поведения:
- обеспечение акционерам реальной возможности осуществлять свои права;
- обеспечение осуществления Советом директоров Банка стратегического управления деятельностью Банка и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов Банка, а также подотчетность членов Совета директоров его акционерам;
- обеспечение исполнительным органам общества возможности разумно, добросовестно, исключительно в интересах Банка осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью Банка, а также подотчетность исполнительных органов Совету директоров Банка и его акционерам;
- обеспечение своевременное раскрытия полной и достоверной информации об Банке, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами Банка и инвесторами;
- учет предусмотренных законодательством прав заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрение активного сотрудничества Банка и заинтересованных лиц в целях увеличения активов Банка, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест;
- обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка с целью защиты прав и законных интересов акционеров;
- соблюдение законности и этических норм.
На основе общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства Российской Федерации, применимого иностранного законодательства, обычаев делового оборота в 2012 года была в ОАО «Альфа-Банке» разработана и утверждена новая редакция Кодекса корпоративной этики, целью которого является определение стандартов деятельности банка и поведения его работников, направленных на поддержание этических стандартов, качества обслуживания и удобства для клиентов, повышение прибыльности, финансовой стабильности и эффективности банка, его дочерних и зависимых структур.
Задачами Кодекса являются:
- закрепление Миссии и Корпоративных ценностей ОАО «Альфа-Банка»;
- обеспечение осознания работниками банка персональной ответственности перед клиентами, деловыми партнерами, акционерами Банка и коллегами за выполнение своих должностных обязанностей, своей роли в реализации Миссии банка;
- определение основ взаимоотношений ОАО «Альфа-Банка» с клиентами, деловыми партнерами, органами государственной и муниципальной власти, конкурентами и работниками банка. Защита интересов акционеров, клиентов, деловых партнеров и работников банка.
Банк признает, что совершенствование корпоративного поведения является важнейшей мерой, необходимой для обеспечения стабильности, успешной работы на финансовых рынках, а также поддержания высоких стандартов корпоративного управления и деловой этики для успешного ведения бизнеса. Одним из способов такого совершенствования может стать улучшение и введение новых внутренних стандартов корпоративного управления. В связи с отменой в 2012 году Кодекса корпоративного управления банка в настоящее время в ОАО «Альфа-Банке» разрабатывается новая редакция Кодекса корпоративного управления, которая сможет в полной мере обеспечить прозрачность и соответствие высоким стандартам корпоративного поведения.
Проанализируем динамику финансовых результатов деятельности ОАО «Альфа-Банк» за 2013-2014гг. (табл.2.1) на основании годовой финансовой отчетности банка.
Таблица 2.1 - Динамика финансовых результатов деятельности ОАО «Альфа-Банк» за 2013-2014гг., млн.руб.
Показатели |
2013г. |
2014г |
Абсолютное изменение |
Темп прироста, % |
1.Процентные доходы |
122277,3 |
148818,5 |
26541,2 |
21,7 |
2.Процентные расходы |
57897,7 |
70350,7 |
12453 |
21,5 |
3.Чистые процентные доходы |
64379,6 |
78468,8 |
14089,2 |
21,9 |
4.Операционные доходы |
82656,6 |
115681,7 |
33025,1 |
40,0 |
5.Операционные расходы |
42654,6 |
51397,4 |
8742,8 |
20,5 |
6.Прибыль до налогообложения |
40001,9 |
64284,3 |
24282,4 |
60,7 |
7.Чистая прибыль |
29998,0 |
49161,1 |
19163,1 |
63,9 |
Таким образом, чистая прибыль банка за анализируемый период увеличилась на 19163,1 млн.руб. или на 63,9%. При этом прибыль до налогообложения увеличилась на 24282,4 тыс.руб. или на 60,7%. При этом в результате опережающего роста процентных доходов (на 21,7% или на 26541,2 млн.руб.) над ростом процентных расходов (на 21,5%) в 2014 г. по сравнению с 2013г. чистые процентные доходы увеличились на 14089,2 млн.руб. или на 21,9%. Кроме того, операционные доходы выросли на 33025,1 млн.руб. или на 40,0%., а операционные расходы – на 8742,8 млн.руб. или на 20,5%.
2.2 Оценка кадровой стратегии
Объектом исследования был выбран самарский отдел потребительского кредитования указанного финансово-кредитного учреждения. Организационная структура подразделения предусматривала наличие трех линейных руководителей, ответственных за две технологии предоставления кредитов: "людную" и "безлюдную". Первая охватывает все проходимые центры электроники и техники, в которых кредитные специалисты находятся в прямом контакте с клиентом. "Безлюдная" технология характеризуется работой с отдельными юридическими лицами и зависит от менеджеров по партнерским программам и специалистов по продажам в конкретной привязке. Изучение структуры персонала с 2010 по 2014 г. (включительно) отвело специалистам по продажам роль самой распространенной категории - более 85 % в подразделении. Результат анализа трудовой динамики, представленный далее, определяет довольно низкую степень стабильности рабочей силы. В последние годы текучесть персонала находилась примерно на одном уровне, что можно объяснить незначительным приростом среднесписочной численности (табл. 2.2).
Таблица 2.2 - Показатели приема и выбытия сотрудников регионального отдела потребительского кредитования ОАО "Альфа-Банк"
Показатель |
Годы |
Средний темп |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
роста |
|
Среднесписочная численность персонала, чел. |
78 |
80 |
95 |
104 |
107 |
1,09 |
Коэффициент текучести кадров, % |
18 |
13 |
9 |
8,7 |
9,25 |
0,861 |
Коэффициент оборота по приему, % |
25 |
36 |
12 |
7,3 |
16 |
1,143 |
Индекс стабильности рабочей силы, % |
26,3 |
33,3 |
38,2 |
35,3 |
66,7 |
1,31 |
Рис. 2.3 - Результаты первичного анкетирования специалистов "людной" технологии кредитования
Дальнейшее изучение общей структуры уволившихся установило наивысшую текучесть в составе штата специалистов по продажам - порядка 78 % в общем числе выбывших работников.
Именно поэтому целесообразным явилось выделение факторов, приводящих к увольнениям в указанной группе персонала. Первичное анкетирование представителей "людной" технологии выявило недовольство коммуникациями и организационным климатом, а также отсутствием перспектив карьерного развития (рис. 2.4).
Рис. 2.4 - Результаты первичного анкетирования специалистов "безлюдной" технологии кредитования
Специалисты "безлюдной" технологии намного чаще задумывались об увольнении и были недовольны преимущественно денежным вознаграждением, что обусловлено меньшим интегральным показателем премиальных отчислений. Все это негативно сказалось на лояльности таких сотрудников (рис. 2.4).
Для установления взаимосвязи детерминант, влияющих на кадровый потенциал, с конкретными результатами был исследован ряд ключевых показателей эффективности рассматриваемого направления. К таким индикаторам относятся: процент выполнения плана продаж, количество выданных кредитов, доля верно оформленных сделок и динамика качественной структуры персонала. Подобное сопоставление помогло установить существенную корреляционную зависимость между показателем выполнения плана продаж и долей наиболее образованных и опытных сотрудников (рис. 2.5).
Рис. 2.5 - Поле рассеивания значений качественных факторов формирования кадрового потенциала
Учитывая все обозначенные факторы и поступательную реиндексацию окладной части доходов низшего кадрового звена, в рамках практического целенаправленного воздействия было предложено реализовать ряд мероприятий по совершенствованию аспектов существующей кадровой политики (совокупности правил, целей и норм работы с персоналом) в отношении специалистов по продажам. В течение календарного квартала было проведено:
- установление обязательного наставничества в первые рабочие дни нового специалиста;
- внедрение элементов концепции непрерывного профессионального развития;
- видоизменение программного обеспечения для оформления заявок на получение кредита;
- несколько совещаний с параллельным информированием о возможном введении категорий в должность кредитного специалиста;
- пробное объединение технологий потребительского кредитования.
Использование практики обязательного внестажировочного наставничества для вновь принятых специалистов поможет их лучшей адаптации и передаче полезной информации. Этот инструмент приведет к накоплению опыта ного развития реализуема с помощью внедрения своеобразных "дневников" в электронную среду специалистов. В этих журналах отражаются актуальные и выполненные задачи, пройденные и намеченные тренинги. В ситуации, когда работник будет понимать полезность обучающей программы, он с большим энтузиазмом отнесется к укреплению своих знаний и навыков.