Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации: состав, характеристика и взаимосвязь форм отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Основные функции и роль бухгалтерской отчетности в деятельности предприятия

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для оценки финансового состояния компании внешними пользователями, среди которых главное место занимают акционеры, инвесторы и кредиторы. Руководители предприятия и ведущие менеджеры должны уметь читать бухгалтерскую отчетность и оценивать финансовое положение компании, управление которым им вверено собственниками.

Целью финансово-бухгалтерского анализа является возможность оценить:

  • текущее и перспективное состояние предприятия;
  • имущественное состояние предприятия;
  • степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами;
  • достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; Возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения;
  • потребность в дополнительных источниках финансирования;
  • способность предприятия к наращиванию капитала;
  • рациональность привлечения заемных средств;
  • обоснованность политики распределения и использования прибыли. [Бухгалтерский учет: учебное пособие / Л.М.Бурмистрова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.-С.172-173]

С помощью анализа также можно:

  1. Выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  2. Спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

2. Схема формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рынок

Рынок

Выплата дивидендов, процентов

Предприятие как

совокупность ресурсов

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Производственно-

финансовый

процесс

Финансовый результат

(+); (-)

Предприятие, функционирующее на рынке, в зависимости от своих размеров, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм имеет в своем распоряжении различные ресурсы: имущественные, земельные, трудовые. Эти ресурсы, вкладываемые собственниками и заемными инвесторами, направляются на формирование основного и оборотного капитала, предназначение которого состоит в обслуживании производственного процесса, являющегося непосредственно целью создания предприятия.


Целью представления предприятием финансовой (бухгалтерской) отчетности внешним пользователям является, прежде всего, получение дополнительных источников финансирования. От того, что представлено в отчетности, нередко зависит будущее предприятия.

По информации бухгалтерской отчетности оценивается выполнение плана, формируются сигналы рассогласования фактического состояния финансово-хозяйственной деятельности организации с запланированным. Эти сигналы позволяют акцентировать внимание управляющих лиц на конкретных отклонениях от плановых заданий и нормативов, давать оценку выявленным отклонениям, определять их возможные последствия и пути устранения. По отклонениям отчетных показателей от плановых можно судить о качестве планирования, возможных резервах улучшения итоговых показателей работы организации, необходимости уточнения плановых расчетов. Информация бухгалтерской отчетности служит базой для последующего планирования.

Бухгалтерская отчетность - это основное средство коммуникации, обеспечивающее внешним пользователям возможность оценивать финансовое состояние организации.

2.1. Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс является основным источником информации для заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед инвесторами, кредиторами и другими лицами или ей угрожают финансовые трудности.

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением по срокам обращения (погашения) как краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляться как краткосрочные, если срок обращения по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные. [Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г.Сапожникова. - М.: Кнорус, 2013.- С.356]

Таким образом, по внешнему виду бухгалтерский баланс представлен в виде таблицы, в левой части которой показывается имущество предприятия по составу и размещению – это актив баланса, а в правой части показываются источники формирования этого имущества с указанием целевого назначения и сроков погашения – это пассив баланса.


Упрощенная структура бухгалтерского баланса

АКТИВ

ПАССИВ

Имущество предприятия с указанием:

Источники образования имущества с указанием:

1. Состава

1. Целевого назначения

2. Размещения

2. Сроков погашения

[Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Ю.И.Сигидова, А.И. Трубилина. - М.: ИНФРА-М, 2014.-С.55-56]

Баланс дает количественную и качественную характеристику всех видов имущества предприятия. Строение баланса основывается на принципе двойственности, уравнение которой можно записать в следующем виде:

Активы = Собственный капитал + Обязательства

Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций” установлено, что в бухгалтерском балансе, представляемом в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы “Наименование показателя” должна приводиться графа “Код”, где указываются коды показателей согласно приложению № 4 к этому приказу. Все остальные строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, кодируются каждой организацией самостоятельно.

В активе бухгалтерского баланса отражаются дебетовые остатки по счетам Главной книги. Статьи актива группируются в два раздела, объединяющие показатели, однородные по экономическому содержанию.

I. Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

I. Капитал и резервы.

II. Долгосрочные обязательства.

III. Краткосрочные обязательства.

Пассив характеризует экономическое содержание всей совокупности активов экономического субъекта, сгруппированных по источникам их образования и назначению.

Для повышения информационной емкости баланса в нем приводится три ряда данных: “На отчетную дату отчетного периода” и “На 31 декабря предыдущего года” и “На 31 декабря года, предшествующего предыдущему”.

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса.

Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение его разделов и статей в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, т. е. возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств предприятия. [Теория бухгалтерского учета: Учебник для бакалавров / А. Л. Полковский; под ред. проф. Л. М. Полковского.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - С.175-176]


Содержание показателей статей баланса определяется требованиями нормативных документов по учету отдельных объектов и учетной политикой организации. [Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник для бакалавров / Ровенских В.А., Слабинская И.А. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.- С.181-182]

При составлении баланса должны соблюдаться определенные требования:

  1. Не допускается зачет между статьями актива и пассива, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
  2. Амортизируемые виды имущества (нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности) отражаются в балансе по остаточной стоимости.
  3. Активы и обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные.
  4. Если какой-либо показатель необходимо вычесть, то его отражают в круглых скобках.
  5. При формировании оценочных резервов их суммы вычитаются из стоимости тех активов, в отношении которых были сформированы соответствующие резервы.

В заключение можно сказать своими словами, что баланс представляет собой «моментальную фотографию» имущества предприятия и источников его формирования.

2.2. Отчет о финансовых результатах

В составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о прибылях и убытках именуется отчетом о финансовых результатах.

Отчет о прибылях и убытках выступает обязательной составной частью годового финансового отчета во всех учетных системах и призван информировать пользователей об эффективности деятельности организации. Его структура регулируется на международном и национальных уровнях.

Отчет о прибылях и убытках составляется для представления сведений о соотношении доходов и расходов, которые способствовали получению положительного (прибыли) или отрицательного (убытков) финансового результата. Он служит связующим звеном между бухгалтерским балансом данного и предшествующего отчетных периодов, поскольку дает возможность проследить, под воздействием каких доходов и расходов отчетного периода произошли изменения в финансовом положении компании. [Стандартизация бухгалтерского учета и отчетности. Зарубежный и российский опыт / С. Н. Поленова. -3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С.23]

Основная цель отчета о прибылях и убытках сводится к тому, чтобы обеспечить информацией лиц, заинтересованные в результатах деятельности организации.


Информация отчета может быть использована:

• для оценки эффективности аппарата управления;

• прогнозирования деятельности организации;

• распределения доходов (дивидендов) между учредителя

ми (акционерами);

• анализа результатов деятельности и обоснования управленческих решений.

[Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник для бакалавров / Ровенских В.А., Слабинская И.А. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.- С.135]

Отчет о прибылях и убытках позволяет провести анализ динамики выручки от продаж, затрат на производство и реализации продукции, товаров, работ, услуг, анализ факторов, формирующих различные виды доходов и расходов организации. Данные, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, используются при расчете некоторых коэффициентов, характеризующих деловую активность и доходность организации.

В форме №2 данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Доходы и расходы подразделяются на следующие группы:

Доходы и расходы от обычных видов деятельности – содержат

  • показатели объемов продаж (выручку от реализации),
  • себестоимость проданной продукции (работ, услуг),
  • стоимость коммерческих и управленческих расходов,

прибыль (убыток) от продаж.

Прочие доходы и расходы-

  • операционные - связаны с использованием активов организации;
  • внереализованные - не связанны с осуществлением основной деятельности организации по продаже продукции (товаров, работ, услуг), а также с продажей основных средств и иного имущества;
  • чрезвычайные - возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.)

Отчет о финансовых результатах состоит из следующих статей:

  • Выручка — сумма денежных поступлений от продажи готовой продукции (без налога на добавленную стоимость).
  • Себестоимость продаж — сумма всех затрат на производство проданной продукции.
  • Валовая прибыль (убыток) — разница между двумя предыдущими показателями.
  • Коммерческие расходы — расходы, связанные со сбытом продукции.
  • Управленческие расходы — общехозяйственные расходы предприятия.
  • Прибыль (убыток) от продаж — результат вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.
  • Доходы от участия в других организациях — дивиденды по акциям других организаций, находящимся в портфеле предприятия.
  • Проценты к получению — проценты по депозитам, полученные в течение отчетного периода.
  • Проценты к уплате — проценты и прочие расходы по кредитам, уплаченные в течение отчетного периода. Они уменьшают налогооблагаемую базу («налоговый щит»), стимулируя тем самым предприятия активно пользоваться заемными средствами для своего развития.
  • Прочие доходы — выручка от продажи оборудования, сырья и акций других организаций, также безвозмездная финансовая помощь, положительная разница курсов иностранной валюты, полученные штрафы, пени, неустойки.
  • Прочие расходы — расходы по выбытию оборудования, сырья и акций других организаций, а также налоги, относимые на финансовый результат, и расходы на выкуп собственных акций сверх их номинальной стоимости.
  • Прибыль (убыток) до налогообложения — это прибыль от продаж, скорректированная на прочие доходы и расходы.
  • Текущий налог на прибыль, в том числе постоянные налоговые обязательства (активы).
  • Изменение отложенных налоговых обязательств. Отложенные налоговые обязательства — это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем в последующих отчетных периодах.
  • Изменение отложенных налоговых активов. Отложенные налоговые активы — это часть отложенного налога на прибыль, приводящая к уменьшению суммы налога на прибыль, который должен быть уплачен в последующих отчетных периодах.