Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации: состав, характеристика и взаимосвязь форм отчетности.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Состав и общие требования к бухгалтерской отчетности
1.2. Основные функции и роль бухгалтерской отчетности в деятельности предприятия
2. Схема формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.2. Отчет о финансовых результатах
2.3 Отчет об изменениях капитала
2.4 Отчет о движении денежных средств
2.5. Отчет о целевом использовании средств
2.6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
1.2. Основные функции и роль бухгалтерской отчетности в деятельности предприятия
Бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для оценки финансового состояния компании внешними пользователями, среди которых главное место занимают акционеры, инвесторы и кредиторы. Руководители предприятия и ведущие менеджеры должны уметь читать бухгалтерскую отчетность и оценивать финансовое положение компании, управление которым им вверено собственниками.
Целью финансово-бухгалтерского анализа является возможность оценить:
- текущее и перспективное состояние предприятия;
- имущественное состояние предприятия;
- степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами;
- достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; Возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения;
- потребность в дополнительных источниках финансирования;
- способность предприятия к наращиванию капитала;
- рациональность привлечения заемных средств;
- обоснованность политики распределения и использования прибыли. [Бухгалтерский учет: учебное пособие / Л.М.Бурмистрова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.-С.172-173]
С помощью анализа также можно:
- Выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
- Спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
2. Схема формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
Рынок
Рынок
Выплата дивидендов, процентов
Предприятие как
совокупность ресурсов
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Производственно-
финансовый
процесс
Финансовый результат
(+); (-)
Предприятие, функционирующее на рынке, в зависимости от своих размеров, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм имеет в своем распоряжении различные ресурсы: имущественные, земельные, трудовые. Эти ресурсы, вкладываемые собственниками и заемными инвесторами, направляются на формирование основного и оборотного капитала, предназначение которого состоит в обслуживании производственного процесса, являющегося непосредственно целью создания предприятия.
Целью представления предприятием финансовой (бухгалтерской) отчетности внешним пользователям является, прежде всего, получение дополнительных источников финансирования. От того, что представлено в отчетности, нередко зависит будущее предприятия.
По информации бухгалтерской отчетности оценивается выполнение плана, формируются сигналы рассогласования фактического состояния финансово-хозяйственной деятельности организации с запланированным. Эти сигналы позволяют акцентировать внимание управляющих лиц на конкретных отклонениях от плановых заданий и нормативов, давать оценку выявленным отклонениям, определять их возможные последствия и пути устранения. По отклонениям отчетных показателей от плановых можно судить о качестве планирования, возможных резервах улучшения итоговых показателей работы организации, необходимости уточнения плановых расчетов. Информация бухгалтерской отчетности служит базой для последующего планирования.
Бухгалтерская отчетность - это основное средство коммуникации, обеспечивающее внешним пользователям возможность оценивать финансовое состояние организации.
2.1. Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс является основным источником информации для заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед инвесторами, кредиторами и другими лицами или ей угрожают финансовые трудности.
Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением по срокам обращения (погашения) как краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляться как краткосрочные, если срок обращения по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные. [Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г.Сапожникова. - М.: Кнорус, 2013.- С.356]
Таким образом, по внешнему виду бухгалтерский баланс представлен в виде таблицы, в левой части которой показывается имущество предприятия по составу и размещению – это актив баланса, а в правой части показываются источники формирования этого имущества с указанием целевого назначения и сроков погашения – это пассив баланса.
Упрощенная структура бухгалтерского баланса
АКТИВ |
ПАССИВ |
Имущество предприятия с указанием: |
Источники образования имущества с указанием: |
1. Состава |
1. Целевого назначения |
2. Размещения |
2. Сроков погашения |
[Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Ю.И.Сигидова, А.И. Трубилина. - М.: ИНФРА-М, 2014.-С.55-56]
Баланс дает количественную и качественную характеристику всех видов имущества предприятия. Строение баланса основывается на принципе двойственности, уравнение которой можно записать в следующем виде:
Активы = Собственный капитал + Обязательства
Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций” установлено, что в бухгалтерском балансе, представляемом в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы “Наименование показателя” должна приводиться графа “Код”, где указываются коды показателей согласно приложению № 4 к этому приказу. Все остальные строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, кодируются каждой организацией самостоятельно.
В активе бухгалтерского баланса отражаются дебетовые остатки по счетам Главной книги. Статьи актива группируются в два раздела, объединяющие показатели, однородные по экономическому содержанию.
I. Внеоборотные активы.
II. Оборотные активы.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
I. Капитал и резервы.
II. Долгосрочные обязательства.
III. Краткосрочные обязательства.
Пассив характеризует экономическое содержание всей совокупности активов экономического субъекта, сгруппированных по источникам их образования и назначению.
Для повышения информационной емкости баланса в нем приводится три ряда данных: “На отчетную дату отчетного периода” и “На 31 декабря предыдущего года” и “На 31 декабря года, предшествующего предыдущему”.
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса.
Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение его разделов и статей в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, т. е. возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств предприятия. [Теория бухгалтерского учета: Учебник для бакалавров / А. Л. Полковский; под ред. проф. Л. М. Полковского.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - С.175-176]
Содержание показателей статей баланса определяется требованиями нормативных документов по учету отдельных объектов и учетной политикой организации. [Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник для бакалавров / Ровенских В.А., Слабинская И.А. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.- С.181-182]
При составлении баланса должны соблюдаться определенные требования:
- Не допускается зачет между статьями актива и пассива, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
- Амортизируемые виды имущества (нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности) отражаются в балансе по остаточной стоимости.
- Активы и обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные.
- Если какой-либо показатель необходимо вычесть, то его отражают в круглых скобках.
- При формировании оценочных резервов их суммы вычитаются из стоимости тех активов, в отношении которых были сформированы соответствующие резервы.
В заключение можно сказать своими словами, что баланс представляет собой «моментальную фотографию» имущества предприятия и источников его формирования.
2.2. Отчет о финансовых результатах
В составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о прибылях и убытках именуется отчетом о финансовых результатах.
Отчет о прибылях и убытках выступает обязательной составной частью годового финансового отчета во всех учетных системах и призван информировать пользователей об эффективности деятельности организации. Его структура регулируется на международном и национальных уровнях.
Отчет о прибылях и убытках составляется для представления сведений о соотношении доходов и расходов, которые способствовали получению положительного (прибыли) или отрицательного (убытков) финансового результата. Он служит связующим звеном между бухгалтерским балансом данного и предшествующего отчетных периодов, поскольку дает возможность проследить, под воздействием каких доходов и расходов отчетного периода произошли изменения в финансовом положении компании. [Стандартизация бухгалтерского учета и отчетности. Зарубежный и российский опыт / С. Н. Поленова. -3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С.23]
Основная цель отчета о прибылях и убытках сводится к тому, чтобы обеспечить информацией лиц, заинтересованные в результатах деятельности организации.
Информация отчета может быть использована:
• для оценки эффективности аппарата управления;
• прогнозирования деятельности организации;
• распределения доходов (дивидендов) между учредителя
ми (акционерами);
• анализа результатов деятельности и обоснования управленческих решений.
[Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник для бакалавров / Ровенских В.А., Слабинская И.А. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.- С.135]
Отчет о прибылях и убытках позволяет провести анализ динамики выручки от продаж, затрат на производство и реализации продукции, товаров, работ, услуг, анализ факторов, формирующих различные виды доходов и расходов организации. Данные, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, используются при расчете некоторых коэффициентов, характеризующих деловую активность и доходность организации.
В форме №2 данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Доходы и расходы подразделяются на следующие группы:
Доходы и расходы от обычных видов деятельности – содержат
- показатели объемов продаж (выручку от реализации),
- себестоимость проданной продукции (работ, услуг),
- стоимость коммерческих и управленческих расходов,
прибыль (убыток) от продаж.
Прочие доходы и расходы-
- операционные - связаны с использованием активов организации;
- внереализованные - не связанны с осуществлением основной деятельности организации по продаже продукции (товаров, работ, услуг), а также с продажей основных средств и иного имущества;
- чрезвычайные - возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.)
Отчет о финансовых результатах состоит из следующих статей:
- Выручка — сумма денежных поступлений от продажи готовой продукции (без налога на добавленную стоимость).
- Себестоимость продаж — сумма всех затрат на производство проданной продукции.
- Валовая прибыль (убыток) — разница между двумя предыдущими показателями.
- Коммерческие расходы — расходы, связанные со сбытом продукции.
- Управленческие расходы — общехозяйственные расходы предприятия.
- Прибыль (убыток) от продаж — результат вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.
- Доходы от участия в других организациях — дивиденды по акциям других организаций, находящимся в портфеле предприятия.
- Проценты к получению — проценты по депозитам, полученные в течение отчетного периода.
- Проценты к уплате — проценты и прочие расходы по кредитам, уплаченные в течение отчетного периода. Они уменьшают налогооблагаемую базу («налоговый щит»), стимулируя тем самым предприятия активно пользоваться заемными средствами для своего развития.
- Прочие доходы — выручка от продажи оборудования, сырья и акций других организаций, также безвозмездная финансовая помощь, положительная разница курсов иностранной валюты, полученные штрафы, пени, неустойки.
- Прочие расходы — расходы по выбытию оборудования, сырья и акций других организаций, а также налоги, относимые на финансовый результат, и расходы на выкуп собственных акций сверх их номинальной стоимости.
- Прибыль (убыток) до налогообложения — это прибыль от продаж, скорректированная на прочие доходы и расходы.
- Текущий налог на прибыль, в том числе постоянные налоговые обязательства (активы).
- Изменение отложенных налоговых обязательств. Отложенные налоговые обязательства — это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем в последующих отчетных периодах.
- Изменение отложенных налоговых активов. Отложенные налоговые активы — это часть отложенного налога на прибыль, приводящая к уменьшению суммы налога на прибыль, который должен быть уплачен в последующих отчетных периодах.