Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и виды источников предпринимательского права
1.2. Понятие и классификация источников предпринимательского права
2. Система источников предпринимательского права
2.1. Законодательство о предпринимательской деятельности как единая система актов
3. Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности
3.1. Систематизация российского предпринимательского законодательства
ВВЕДЕНИЕ
Система формальных источников права постоянно усложняется, изменяется, усовершенствуется. В первобытных обществах, когда только зарождался раздел имущества, товарно-денежные отношения, регулирование экономических связей осуществлялось с помощью торговых обычаев.
Развитие товарно-денежных отношений потребовало вмешательства государства в урегулирование разнородных частных и публичных интересов в виде установления формальных правил поведения, обеспеченных принуждением.
Состав, содержание и система источников права в каждой стране определяется ее историческими и национальными особенностями, а также принадлежностью к той или иной правовой семье: англосаксонской, романо-германской (европейской (континентальной)), социалистической и т.д. Например, в англосаксонской правовой системе существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные), судебное усмотрение. В России основным доминирующим источником права признается нормативный правовой акт.
В последние годы в России происходит трансформация правовой системы, направленная на размывание принципа исключительности нормативных правовых актов. Все большее значение придается их толкованию и судебному усмотрению при разрешении конкретных дел.
От современных юристов при выявлении правового содержания источников права требуется не только формальное знание текстов статей законов и иных актов, но и умение их истолковывать на основе сложившейся судебной практики применительно к фактическим обстоятельствам дела. Таким образом, тема курсовой работы является достаточно актуальной.
Целью курсовой работы является изучение системы источников предпринимательского права, включая возможные направления совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности.
В рамках поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
– дать понятие источников права;
– классифицировать источники предпринимательского права;
– рассмотреть законодательство о предпринимательской деятельности как единую систему актов;
– изучить нормативные правовые договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты, как источники предпринимательского права;
– рассмотреть проблему кодификации предпринимательского законодательства;
– выявить направления совершенствования российского законодательства о предпринимательской деятельности.
Объектом курсовой работы являются источники права, а предметом – система источников предпринимательского права.
Теоретической базой курсовой работы являются труды отечественных ученых, посвященных изучению вопросов предпринимательского права и его источников (Белых В.С., Вайпан В.А., Губина Е.П., Зорькина В.Д., Лахно П.Г., Марченко М.Н., Санниковой Л.В., Смирнова А.В., Сырых В.М., Шиткиной И.С. и других).
1. Понятие и виды источников предпринимательского права
1.1. Понятие источников права
В науке различают источник права в различных смыслах: материальном, идеологическом, историческом, политическом и формальном (юридическом) [22, с. 34].
Материальными источниками права признаются сами общественные отношения, объективные экономические закономерности в жизни общества, которые порождают нормы права. Именно экономические интересы людей являются основной движущей силой правотворчества. Субъекты предпринимательской деятельности, вступая в предпринимательский оборот, формируют систему рыночных отношений, которые служат материальной основой для норм предпринимательского права.
К источникам права в идеологическом смысле относят правосознание и правовую культуру индивидов, социальных групп, всего общества, отражающих их отношение к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям и поведению людей в сфере права. Идеологические истоки права оказывают существенное влияние на правовую систему общества. Например, в конце ХХ века в России глубинные изменения в отношении людей к частной собственности, предпринимательству привели к возрождению и развитию предпринимательского права [17, с. 23].
Также ученые исследуют источники права в историческом и политическом аспектах. В историческом смысле они представляет собой различные памятники права, с помощью которых изучается содержание права различных государств в разные эпохи и влияние этих источников на последующие правовые нормы: тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления известных юристов и т.д.
Одним из основных письменных источников русского права является Русская Правда – сборник правовых норм Древнерусского государства [26, с. 46]. Она содержала и нормы торгового права, регулирующие экономические отношения в Древнерусском государстве.
В политическом смысле под источником права понимается само государство, правотворческие органы которого обеспечивают принятие и опубликование норм права.
Под источником права в формальном (юридическом) смысле традиционно понимают юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Эта юридическая форма представляет собой способ закрепления, внешнего выражения и существования норм права [22, с. 40]. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение [35, с. 51].
Характеристика источников права как форм объективирования правовых норм является преобладающей в научной и учебной литературе. Современная российская теория выделяет источники правового регулирования, представленные на рис. 1.[1]
Рис. 1 Классификация источников права
Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм [19, с. 67].
Нормативный правовой договор – письменное соглашение, заключенное между субъектами правотворчества, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы.
Правовой обычай – сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел.
1.2. Понятие и классификация источников предпринимательского права
Источники предпринимательского права – юридические формы закрепления, внешнего выражения и существования норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [35, с. 52].
Источники предпринимательского права могут быть классифицированы по различным основаниям.
По субъектам правотворчества выделяются нормы, установленные органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными организациями и непосредственно народом посредством референдума [25, с. 86].
Преобладающую роль в регулировании предпринимательской деятельности играет государство в лице своих органов, которые принимают нормативные правовые акты в целях создания равных условий для субъектов предпринимательской деятельности, обеспечения конкуренции, защиты публичных интересов в рыночной среде [35, с. 54].
Нормативные правовые акты в сфере предпринимательства классифицируются по юридической силе и их месту в иерархии актов. По этому критерию сложившаяся система предпринимательского законодательства подразделяется на Конституцию РФ, законы и подзаконные акты. Ранжированные по юридической силе нормативные правовые акты образуют вертикальную структуру. Такая иерархия актов обусловлена компетенцией правотворческого органа власти, принявшего акт.
В то же время в нормативном правовом массиве выделяются положения общего характера, касающиеся всех видов предпринимательской деятельности (о регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, несостоятельности (банкротстве), конкуренции, инвестициях, инновациях и т.п.). Они образуют горизонтальную структуру предпринимательского законодательства, отличающуюся разнообразием актов по содержанию и форме.[2]
В предпринимательском законодательстве в зависимости от предмета регулирования выделяют нормативные правовые акты, определяющие общие условия ведения предпринимательской деятельности (лицензирование, техническое регулирование, правила формирования имущественной основы, учет и отчетность, государственный контроль (надзор) за субъектами предпринимательской деятельности, саморегулирование и т.д.), и акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (банковскую, страховую, аудиторскую, оценочную, рекламную, клиринговую и др.) [17, с. 26].
Также отмечаются нормативные правовые акты, устанавливающие специальные правила ведения предпринимательской деятельности в различных сферах экономики (в энергетике, связи, на транспорте, и др.), а также акты, нацеленные на развитие предпринимательской среды и государственную поддержку предпринимательства (о промышленной политике, поддержке малого и среднего предпринимательства, о развитии инновационной инфраструктуры, фермерства и т.п.) [22, с. 43].
В качестве критерия классификации предпринимательского законодательства рассматриваются предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ, установленные в ст.71-73 Конституции РФ. С этих позиций различаются федеральные законы и подзаконные акты, принимаемые в сфере исключительного ведения РФ, законодательство в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также акты субъектов РФ.[3]
Например, к федеральному законодательству относится: регулирование федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и установление основ ценовой политики; регулирование федеральные энергетических систем, федерального транспорта и путей сообщения, информации и связи, внешнеэкономических отношений РФ; гражданское законодательство и т.д.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится принятие актов в сфере владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, административное законодательство и т.д.
Выводы по главе
В науке различают источник права в материальном, идеологическом, историческом, политическом и формальном (юридическом) смысле.
К источникам предпринимательского права в формальном смысле относят юридические формы закрепления норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они могут классифицироваться по различным критериям.
2. Система источников предпринимательского права
2.1. Законодательство о предпринимательской деятельности как единая система актов
Законодательство о предпринимательстве является единой взаимосвязанной комплексной системой актов, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (гражданского, административного, земельного, финансового и т.д.) [18, с. 21]. Это обусловлено необходимостью регулирования объективно существующих разнородных общественных отношений, складывающихся в определенной сфере общественной жизни – предпринимательстве.
Поэтому нормативные правовые акты в сфере предпринимательства, как правило, носят комплексный характер. Учитывая комплексный характер законодательства в сфере предпринимательства его невозможно в целом отнести к подсистеме гражданского законодательства [19, с. 71].
Комплексный характер законодательства о предпринимательстве во многом связан и с необходимостью государства обеспечивать отражение в правовых нормах разумного баланса публичных и частных интересов, а также установления законодательных ограничений предпринимательской деятельности в публичных интересах [23, с. 116].