Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частные интересы предпринимателей закрепляются в нормах гражданского права, в том числе о свободе предпринимательской деятельности, равенстве участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

С другой стороны, правовой формой отражения публичных интересов являются нормы административного, финансового, земельного, трудового права, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, иных интересов неопределенного круга лиц.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в сфере предпринимательского законодательства основано на конституционных положениях о том, что РФ является социальным государством, в котором гарантируются свобода экономической деятельности на основе различных форм собственности, в том числе частной [20, с. 37].

Основополагающее значение в системе источников предпринимательского права имеет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты в сфере предпринимательства не должны ей противоречить [26, с. 84].

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, формирует вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. В то же время в Конституции есть и прямые нормы, обеспечивающие конституционные основы правового регулирования предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм принято называть «экономической конституцией».[4] Они формируют конституционные предпосылки для предпринимательства, гарантируют право на занятие предпринимательской деятельностью, обеспечивают защиту частной собственности, устанавливают ограничения в экономической сфере.

Существование предпринимательства в России основано на конституционных нормах о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и защите всех форм собственности, в том числе частной (ст. 8).

Ведение предпринимательской деятельностью обеспечивается основными экономическими правами и свободами: правом на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); правом частной собственности (ст. 35); правом на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37); правом на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной или их лиц (ст. 53); правами и конституционными предпринимательства.


В иерархии права выделяются конституционные законы, принимаются по прямо предусмотренным РФ, и по предметам ведения РФ (ст. 108). Федеральные не должны федеральным конституционным (ст. 76).

Среди конституционных законов, значение для дпринимательства, отмечаются коны «О системе Российской «О Кон Суде Российской «О Верховном Российской Федерации». Ряд допускающих ограничения ельской деятельности, ся в Федеральном законе от мая 2001 г. № «О чрезвычайном (например, возможность ограничений осуществление отдель видов финансово-экономической включая перемещение услуг и финансовых особого порядка приобретения и продовольствия и первой необходимости и т.п.).[5]

Важнейшими предпринимательского права федеральные законы, на законодательном обеспечивают регулирование деятельности [21, с. 68].

Первыми в ряду стоят законы, пре всего ГК РФ. В ст. 2 РФ установлено, гражданское регулирует корпоративные и отношения между цами, осуществляющими мательскую деятельность, с их участием. Это что нормы законодательства источниками права, а его положения в полном распространяются на ия с участием предпринимателей.

ГК определяет понятие мательской деятельности, формы ее правовой имущества предпринима и основания их ответственности, виды ринимательских договоров и т.д.

В РФ име и специальные прав для предпринимателей. Напри в п. 3 ст. 401 РФ ус принцип безвиновной ветственности субъектов деятельности. К этой категории может отнесен и запрет злоупотребление положением на (п. 2 ст. 10 РФ), а также о предпринимательской деятельности поставках товаров (ст. 506), на товарном (ст. 907) и т.д.

К предпринимательского относят Нало кодекс РФ, вный кодекс Кодекс РФ административных арушениях и ряд кодифицированных обеспечивающих регулирование и предпринимательских отношений с. 62].

Иные законы, регулирующие скую деятельность, быть на законы, щие общие в сфере предпринимательства защите конкуренции; о ьности (банкротстве); о ровании отдельных деятельности; о рынке бумаг; о системе в сфере товаров, работ, для обеспечения и муниципальных нужд; о государственного и муниципального о рекламе; о валютном и валютном контроле и и специальные законы отдельных видах деятельности. К следует от федеральные законы о и банковской деятель об организации рахового дела в Федерации, аудиторской деятельности, электроэнергетике, тран уставы и кодексы и др. [ с. 7]

Выделяются ные законы, е на стимулирование тельской деятельности в сферах или (о промышленной о развитии малого и предпринимательства, о регулировании развития о некоторых мер государственной поддержки дельных категорий моторных транспортных их узлов и о развитии сельского хозяйства, о зонах развития, о территориях режающего циально-экономического развития и т.д.).


Подзаконные правовые акты, на основе и исполнение законов, значительный массив ого законодательства. Они маются с целью и дополнений нормативных законов и не им противоречить.[6]

В федеральных источников пред права особо указы Президента Федерации, содержащие правовые положения приоритетным направлениям улирования предпринимательства с. 87].

Общее имеют, например, Президента Российской от 5 июня г. № 287 мерах по ейшему развитию и среднего от 10 2012 г. № «Об оценке деятельности федеральных исполнительной власти и должностных лиц высших исполнительных государственной субъектов РФ созданию благоприятных ведения пре деятельности».

К иным нормативных правовым как ис предпринимательского относятся постановле Правительства РФ и количество ведомственных правил, инструкц положений и т.п., мых различными исполнительной власти с. 8].

Правительство издает по имеющие норма характер, на овании и во Конституции федеральных за нормативных указов дента РФ. Постановлениями РФ регулируются направления в сфере деятельности. Например, к Правительства РФ в лицензирования относится положений о лицензировании тных видов и принятие правовых по вопросам лицензирования.

В отдельных актов отметить поста Правительства РФ 16 июля г. № 584 уведомительном порядке чала осуществления видов деятельности», от декабря 2014 г. № «Об особенностях субъектов малого и него предпринимательства в товаров, работ, отдельными видами лиц», от июля 2007 г. № «Об утверждении о регистрации и приме контрольно-кассовой используемой организа и индивидуальными предпринимателями».

В в сфере предпринимательства роль играют органы исполнительной как правило, министерства, осуществляющие по нормативному вому регулированию в ных областях [22, с. 89].

В с утвержденными Правительством положениями этих органах в пределах компетенции вправе издавать многочисленные и приказы, имеющие ный характер, утверждении: отчетности, администра регламентов, по инструкций, требований и различных правил перевозок, формирования и тарифов, го регистрации объек и т.д.[7] Каких-либо критериев разграничения такими актами правила, инструкция, требования не существует. В актах закрепляются (процедура) осуществления видов деятельности и к ним.

В то время в литературе приказ как нормативный правовой федерального органа власти и положение, щее статус и органа власти, функции, полчия, организационную [26, с. 132].


Нормативные акты федеральных исполнительной власти, затрагивающие свободы и обязан человека и гражданин устанавливающие правовой тус организаций имеющие межведомственный , подлежат государственной в Минюсте России. Иные не регистрируются с. 8].

В же время нормативные акты подлежат опубликованию. Не в установленном порядке не влекут последствий, как вступившие в силу. На ные акты ссылаться при споров.

Вместе с в связи с противоречивой государственной регистрации правовых актов в системе России тысячи действующих актов, юридическая которых вызывает у субъектов деятельности. В любой такие акты отдельному заявлению из сторон могут быть судом недействующими. Либо в цессе рассмотрения суд самостоятельно прийти к выводу о что нормативный акт не обязательным для ния, поскольку не был стрирован и опубликован в порядке [28, с. 9].

Особое в системе нормативных в сфере пред занимают санкционированные кодексы профессиональной которые носят характер и содержат ции к нарушителям их неисполнение. Например, в требований статьи 7 закона от декабря 2008 г. № «Об аудиторской ятельности» каждая организация аудиторов принять одобренный по аудиторской ности кодекс этики аудиторов, представляет собой правил поведения, для соблюдения организациями и аудиторами осуществлении ими деятельности.[8]

В систему предпринимательского права нормативные правовые субъектов РФ, всего зако субъектов РФ. Они могут противоречить законам, принятым предметам ведения и предметам совместного [35, с. 53].

Нормотворческие органов государственной субъекта РФ на ос Конституции РФ и закона от 6 1999 г. № «Об общих организации зако (представительных) и исполнительных государственной власти с Российской Федерации».

К органов государственной субъекта РФ в частности, принятие направленных на и развитие малого и предпринимательства. Например, отметить Закон Москвы от ноября 2008 г. № «О поддержке и малого и предпринимательства в Москве».

Про нормативных правовых субъектов РФ обязательной оценке воздействия на выявления положений, избыточные обязанности, и ограничения для предпринимательской деятельности влекущих для необоснованные расходы с. 75].

Кроме нормативные правовые субъектов РФ, трагивающие вопросы предпринимательской деятельности, экспертизе в выявления поло необоснованно затрудняющих предпринимательской деятельности.

К источникам предпринимательского относятся муниципальных решения, приня на местных и сходах граждан, и муниципальные акты, когда устанавливают либо общеобязательные правила в предпринимательской [17, с. 73].


В с Федеральным зако от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ общих принципах низации местного в Российской Федерации» местного самоуп в пределах своих мочий принимают ипальные правовые по вопро местного значения, обязательны для на территории образования.[9] Это быть акты, местные и сборы, регулирую организацию тепло-, газо- и населения, дорожную оказание транспортных работ по территорий и содержанию сооружений и участков и т.д.

Отдельная муниципальных прав актов направлена создание для развития производства, рынка сельскохозяйственной сырья и продовольствия, действие развитию и среднего предпринимательства. Муниципальные правовые акты, ющие вопросы предпринимательской также подлежат в целях выявления необоснованно затрудняющих предпринимательской деятельности.

2.2. Нормативные договоры

Среди предпринимательского права нормативный правовой , который отличается нормативного акта по и способам его принятия. По сущности договор индивидуальным актом, права и обязанности в конкретном правоотношении. Однако в случаях договор выступать источником [29, с. 8].

К договорам могут отнесены договоры, для регулиров внутригосударственных отно например, договоры о предметов ведения и между федеральными государственной власти и органами власти РФ, закрепляющие, в числе полномочия в экономического развития с. 50].

В с ч. 4 ст. 15 РФ к источникам следует относить принципы и нормы народного права и договоры РФ, являются частью ее системы. Если договором РФ иные правила, предусмотренные зако то применяются международного .

Международный договор представляет собой народное соглашение, Российской Федерацией с государством(и), с родной организацией с иным образованием, в ной форме и международным правом, мо от содержится такое в одном документе в нескольких связанных собой документах, а независимо от его наименования.

Порядок ключения, выполнения и международных договоров регулируется специальным законом от июля 1995 г. № «О международных Российской Федерации».[10]

Российской Федерацией было заключено значительное количество двухсторонних и многосторонних договоров по экономическим вопросам, непосредственно регулирующих сферу предпринимательской деятельности (рис. 2).[11]

Рис. 2 Виды договоров РФ по экономическим вопросам, непосредственно регулирующих сферу предпринимательской деятельности