Файл: Роль финансового менеджмента в повышении финансовой устойчивости организации (АО«Метровагонмаш»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

1.1.Понятие, значение и задачи финансового анализа.

1.2 Значение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Глава 2 Анализ финансово-экономической деятельности АО «Метровагонмаш»

2.1 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.

2.1.1 Общий подход к оценке платежеспособности предприятия

2.2 Анализ ликвидности баланса предприятия

2.2.1 Анализ ликвидности предприятия при помощи финансовых коэффициентов

2.2.2 Расчет чистых активов акционерного предприятия

2.2.3 Общий подход к оценке платежеспособности предприятия

2.3 Анализ состава, структуры и динамики прибыли.

2.3.1 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия

Глава 3 Общая оценка финансово-экономической деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Таблица 6 «Анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности»

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение за год

Чистая прибыль

1284565

1178224

-106341

Стоимость активов

10724516

12462010

1737494

Стоимость оборотных активов

8344718

9733698

1388980

Стоимость основных производственных фондов

1464059

1574361

110302

Стоимость материальных оборотных средств

2547515

2642333

94818

Рентабельность активов по чистой прибыли, %

11,98

9,45

-2,52

Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли, %

15,39

12,1

-3,29

Рентабельность производства по чистой прибыли, %

32,02

27,9

-4,12

Данные таблицы 6 позволяют сделать следующие выводы:

В целом по предприятию наблюдается ухудшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило на конец года прибыли меньше, чем на начало года. Если раньше, каждый вложенный в имущество рубль приносил почти 12 копеек прибыли, то теперь - 9 копеек.

Рентабельность оборотных активов снизилась за отчетный период на 3,29%. Также уменьшилась рентабельность производства по чистой прибыли на 4,12%. Причиной отрицательных сдвигов в уровне рентабельности стали опережающие темпы прироста имущества (16,44%), по сравнению с отрицательным темпом прироста общей суммы прибыли (3,38%) и положительным темпом прироста прибыли от продаж (11,25%).

Глава 3 Общая оценка финансово-экономической деятельности предприятия

«Метровагонмаш» (до 1992 года - Мытищинский машиностроительный завод) был основан в 1897 году в городе Мытищи Московской области как вагоностроительный завод. Первой продукцией были пассажирские, товарные вагоны для Северной железной дороги России. В 1903 году началось производство трамвайных вагонов для города Москвы.

Первые электрические пассажирские поезда для России были изготовлены в 1929 году на Мытищинском вагоностроительном заводе, в 1934 году - первые вагоны для метрополитена Москвы. Сейчас вагоны используются не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах России, а также в Минске, Харькове, Киеве, Баку, Тбилиси, Будапеште, Софии и Варшаве.


С 1942 года он производит самоходные артиллерийские установки и тягачи для военных целей. В том же году создано конструкторское бюро, где вот уже более полувека создаются и совершенствуются гусеничные машины для армии.

За прошедшие годы «Метровагонмаш» приобрел большой опыт в разработке и производстве бронированных гусеничных транспортных машин. Создана собственная школа проектирования, испытаний, исследований гусеничных шасси. «Метровагонмаш» - ведущая фирма России по созданию и производству гусеничных машин для современных зенитно-ракетных комплексов.

В 1947 году завод освоил новое для него направление - производство автосамосвалов, которое быстро развивается и в настоящее время наряду с вагонами метро является визитной карточкой завода. В итоге сложились и динамично развиваются три основных направления деятельности завода:

• производство вагонов метрополитена;

• производство автосамосвалов;

• производство бронированных гусеничных машин.

C 2005 года «Метровагонмаш» входит в состав группы «Трансмашхолдинг», крупнейшей в России компании на рынке транспортного машиностроения. Предприятия группы выпускают маневровые и магистральные тепловозы, промышленные и магистральные электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны метро и электропоездов, тепловозные и судовые дизели, стрелочные переводы, тяговые агрегаты, вагонное литье и другую продукцию.

Сейчас «Метровагонмаш» - одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Исследуя его финансовые показатели можно отметить, что предприятие довольно успешное, хотя существуют некоторая неэффективность.

За год предприятие увеличило общую стоимость имущества на 1759343 тысячи рублей или 16,44%. Причем стоимость основных средств возросла на 7,53%, а выручка от продажи продукции увеличилась на 2,5%, это свидетельствует о не достаточно рациональном увеличении активов. Наблюдается также ухудшение в использовании имущества в целом по предприятию. Вместо 12 копеек, которые получало предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы в начале года, оно получило на конец года только 9 копеек. Это обусловлено увеличением периода оборота оборотных средств на 36 дней в течении года и как следствие снижения коэффициента оборачиваемости на 0,17 дня, что свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных средств. В результате замедления оборачиваемости оборотных средств, сумма дополнительно привлеченных средств в оборот составила 1454135,7 тысяч рублей, а сумма прибыли вследствие замедления оборачиваемости уменьшилась на 259400 тысячи рублей.


Рентабельность оборотных активов за отчетный год также снизилась на 3,29%. Уменьшилась и рентабельность производства по чистой прибыли на 4,12%. Причиной отрицательных сдвигов в уровне рентабельности стали опережающие темпы прироста имущества (16,44%), по сравнению с отрицательным темпом прироста общей суммы прибыли (3,38%) и положительным темпом прироста прибыли от продаж (11,25%).

Наибольшим приростом среди внеоборотных активов были отмечены долгосрочные финансовые вложения, к концу года они увеличились на 243343 тыс. руб., или на 46,9%, что связано с развитием инвестиционной деятельности, включая вложение средств в дочерние компании. Это должно было бы положительно отразится на прибыли предприятия, но по данным бухгалтерской отчетности видно, что сумма прибыли до налогообложения сократилась на 56560 тысяч рублей, или 3,38%. Сокращение общей суммы прибыли вызвано как раз таки отрицательными финансовыми результатами от использования капитала в других видах деятельности предприятия, которые на конец года составили убыток в размере 506632 тысяч рублей. И как можно наблюдать все по тем же данным таблицы №9, главы 2, основная часть прибыли приходится на продажу основной продукции, а именно - 131,38% на конец года, при этом по сравнению с началом года они еще и возросли на 17,28%.

Но даже при не особенно эффективном использовании финансовых ресурсов предприятие остается платежеспособным и на начало, и на конец года, так как сумма платежных средств больше краткосрочных обязательств.

Также его можно охарактеризовать как абсолютно ликвидное. Коэффициент абсолютной ликвидности увеличился с 0,35 до 0,60 и показывает, что к концу года 60% краткосрочных обязательств может быть погашено за счет денежных средств и ценных бумаг предприятия. Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем, можно отметить, что предприятие имеет излишек наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств, что оказывает сдерживающее влияние на эффективное использование финансовых ресурсов.

На начало года наиболее ликвидные активы были несколько меньше суммы кредиторской задолженности, платежный недостаток составлял 560534 тыс. руб., или 27,74%, а на конец года выявлено превышение ликвидных активов над срочными обязательствами на 1882346 тыс. руб., или 218,04%. Это говорит о том, что на конец года 318,04% срочных обязательств предприятия покрывались наиболее ликвидными активами.

Заключение


Подводя итог проделанному анализу, хотелось бы еще раз отметить, что целью данной курсовой работы являлась оценка финансово-экономической деятельности предприятия, в качестве которого исследовалась организация по производству транспортного машиностроения - «Метровагонмаш».

Во 2 главе описывались финансово-экономические показатели, по которым в дальнейшем были произведены расчеты. Анализ деятельности предприятия выявил характеристики, с помощью которых можно принимать определенные управленческие решения, а значит, анализ достиг своей цели. Он показал, что финансовые ресурсы предприятия используются не достаточно эффективно. Рентабельность оборотных активов падает. Также период оборота оборотных средств возрос, что опять же негативно сказывается на эффективности использования оборотных средств.

Помимо основного производства предприятие вкладывает свои средства в иные виды деятельности, и на 2009 год был зафиксирован убыток от этих вложений. И даже не смотря на то, что прибыль от основного производства выросла на 17,28%, чистая прибыль за отчетный год снизилась.

При всех недостатках управления финансовыми ресурсами предприятия «Метровагонмаш» необходимо отметить, что платежеспособность предприятия довольно высока и продолжает расти.

Коэффициенты ликвидности также показывают, что степень и качество покрытия краткосрочных обязательств ликвидными активами довольна высокие, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия и его инвестиционной привлекательности. Но эти показатели значительно выше нормы и если их рост будет продолжаться, то предприятие опять таки понесет потери, в следствии нерационального использования финансовых ресурсов, поскольку держать большую часть капитала в ликвидных активах невыгодно.

В связи с этим, на мой взгляд, предприятию необходимо провести детальный анализ своей финансово-хозяйственной деятельности, выявить «слабые стороны» управления финансами, а именно: нерациональное и неэффективное использование средств, находящихся на балансе предприятия; сократить сумму ликвидных активов, оставив достаточное, по нормативам, количество средств для покрытия краткосрочных обязательств; а также сократить убыточные статьи расхода и заняться совершенствованием своего производственного ряда машин.

Также хотелось бы отметить, что в настоящее время предприятие «Метровагонмаш» пользуется поддержкой государственного сектора, которая проявляется в закупках вагонов метро для Московского Метрополитена, а так как планируется дальнейшее развитие сети метрополитена, и как следствие необходимость в увеличении подвижного состава, то сотрудничество продолжится. Скорее всего, именно этим фактом и обусловлен слабый интерес к управлению финансовой деятельностью предприятия.