Файл: Фокус - группа как метод маркетингового исследования (Понятие маркетингового исследования, его цель и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) две фокус-группы, обсуждение которых было полностью посвящено этой теме;

Состав этих групп отличался:

- преподаватели внешкольных рабочих центров;

- взрослые среднего возраста разных профессий;

2) две фокус-группы с представителями молодых студентов (в этом случае вопросы об учебных кружках были включены в более широкую дискуссию о неформальном образовании).

2.2 Результаты исследования

Проанализируем результаты анализа ответов респондентов по основным вопросам дискуссии.

1) Отношение к концепции учебной группы как формы обучения взрослых

Оказалось, что реакция на концепцию учебного кружка зависела в основном от возраста и профессионального опыта респондентов. Таким образом, в обеих «молодежных» фокус-группах студенты университетов и колледжей положительно отреагировали на концепцию учебной группы или клуба интересов. Большинство участников этих фокус-групп считают форму учебного кружка приемлемой формой совместной реализации интересов молодежи. Некоторые участники имеют опыт участия в таких кружках (музыкальная группа и любительская студия).

Респонденты отметили, что преимуществом данной формы обучения является независимость участников и широкий спектр возможностей выбора темы, продолжительности и частоты встреч.

Было предложено, чтобы название «клуб интересов» более точно соответствовало сущности этих совместных действий, чем «кружок обучения». Реакции «взрослых» участников фокус-групп зависели от их профессионального опыта:

- так, в группе с участием преподавателей центров внешкольной работы респонденты положительно восприняли идею «перевода» формы учебной группы из сферы работы с детьми на обучение взрослых;

- в группе, членами которой были люди среднего возраста разных профессий, наблюдался скептицизм по поводу кружков. Большинство респондентов из этой группы выразили или согласились с мнением о том, что форма учебного кружка подходит только для неработающих людей (пенсионеров, домохозяек) и что мотивом посещения кружка может быть общение или хобби, а не обучение или образование.

В качестве примера приведем следующие утверждения:

- Не совсем понятно, почему взрослые должны собираться в такие кружки, если можно посещать курсы. Я думаю, что работающие люди вряд ли найдут время для посещения таких занятий. Скорее это для пенсионеров, домохозяек.


- Я тоже так думаю. Я бы вряд ли нашел время для посещения таких кружков.

- Может быть, для детей, молодежи или пожилых людей это хорошая форма, чтобы провести время, но для работающих людей это маловероятно.

Для сравнения приведем высказывания участников фокус-группы учителей:

Вопрос: Как вы думаете, легко ли привлечь участников в учебную группу и сохранить их интерес во время занятий?

Ответы:

- Я думаю, что это вполне реально. Вам просто нужно найти людей, которые заинтересованы.

- Я также думаю, что людей, интересующихся этим, не так сложно найти. По роду деятельности мы идем и набираем детей в группы, и для каждой заявленной темы есть дети, которые интересуются этой темой. То же самое со взрослыми. Возможно, есть некоторые особенности и различия, но принцип тот же - разные люди интересуются разными темами. Кроме того, вы всегда можете быть заинтересованы в чем-то. Если вы просто говорите «экология», это одно, а если мы говорим о здоровой пище для детей или домашнем хозяйстве, то это другое.

- Я думаю, что многие из моих друзей даже согласились бы стать членами таких эко-групп или кружков.

- Мне кажется, что многих людей заинтересуют такие встречи по интересам, где вы сможете что-то обсудить вместе, поговорить, пообщаться ... Я думаю, что не будет проблем с набором людей, когда люди начнут рекомендовать кружки своим друзья. Это интересное и полезное времяпрепровождение.

- Да, я думаю, что люди собираются в такие клубы и кружки не потому, что людям нечего делать, а потому, что есть такая необходимость - встречаться и обсуждать интересные темы вместе.

2) Отношение к представленным рекламным материалам (буклетам, мультимедийным презентациям)

Большинство респондентов выразили позитивное отношение к представленным рекламным материалам. Респонденты отметили, что описание учебных кружков в буклете понятно, темы кружков интересны, и многие из них кажутся им привлекательными, форма проведения занятий также кажется интересной и необычной. Самое интересное в буклете и презентации, по мнению респондентов, это разнообразие тем, представленных в учебных кружках.

На вопрос модератора: понятно ли, в чем разница между учебными кружками и другими формами образовательной деятельности (семинары, курсы, тренинги), респонденты ответили утвердительно, некоторые из них дали подробные ответы, например:

- Я думаю, что под названием «кружок обучения» может быть скрыто что угодно - любая форма обучения и любая тема для людей любого возраста.


- Я понимаю, что они сами все делают в этом кружке - они выбирают тему, готовят материалы и т.д. Участники встречаются, когда сами соглашаются с этим. А на курсах или семинарах все запланировано заранее, и преподаватель дает готовый материал.

«Мне кажется, что это больше для общения, чем для обучения».

Следующие критические комментарии были сделаны в отношении буклета и презентации:

- Мне показалось, что в буклете слишком длинное описание всего этого я, честно говоря, не дочитал до конца.

- Презентация была понятной, возможно, немного длинной и официальной. Было бы интереснее, если бы были фотографии, описание того, как проходят кружки, отзывы участников.

- О Швеции было не очень понятно, потому что у нас тоже есть кружки, и эта форма не так уж нова.

- Буклет не вызывает особого интереса, потому что он много говорит о шведских кружках, и самое главное не ясно - где и когда проводятся занятия и по какой конкретной теме.

3) Отношение к названию «учебные кружки»

Большинство респондентов считают, что название «учебные кружки» не очень удачно, так как вызывает сильную связь с внешкольными кружками для детей. Респонденты считают название «клуб по интересам» более удачным, хотя, по их мнению, оно не совсем правильно описывает суть кружка. В целом, респонденты склонны считать, что название не очень важно, потому что потребители быстро привыкнут к любым именам, если им нравится сам продукт.

Давайте приведем пример такого обсуждения:

- Может быть, вам нужно привыкнуть к этому, но на первый взгляд это как-то не очень привлекательно.

- Слово «кружок» действительно очень связано с внеклассной работой, особенно с любым плетением из соломы.

- Да, клуб больше подходит.

- Хотя, мне кажется, что клуб - это тоже что-то другое. Здесь форма отличается.

- Я думаю, что, может быть, вам не стоит цепляться за слова, если вы рекламируете эти кружки, то люди к этому привыкнут. Только как-то слово «тренировка» здесь не очень подходит.

- Хотя и в кружках, и в группах это тоже неплохо, главное, чтобы люди стали ходить в эти кружки, рекомендовать друзьям - тогда все к этому привыкнут.

Характерно, что почти все респонденты негативно отреагировали на использование фраз «шведский кружок», «скандинавский кружок».

Пример: «В общем, не понятно, а здесь Швеция. В конце концов, не все увидят эту презентацию, и вы не будете объяснять всем, что это пришло к нам из Швеции, и поэтому кружок называется шведским. Более того, у нас всегда были клубы для школьников.»


4) Отношение к роли лидера кружка

Вопрос о роли руководителя кружка задавался только в фокус-группах с работниками среднего возраста. Все респонденты считают, что лучше, если лидер будет экспертом в области, заявленной по теме. Респонденты ответили на уточняющие вопросы следующим образом:

- Думаю, это будет более полезным для участников.

«Если никто вообще ничего не знает об этой теме, как они будут ее изучать?»

- Может быть, вы можете учиться так, но все же со специалистом поинтереснее.

- Я бы не хотел идти в группу, где никто ничего не знает об этой проблеме. Такие кружки созданы для обмена опытом, а значит, опыт должен быть хоть у кого-то.

- Думаю, мне нужен учитель.

Два респондента предположили, что могут быть кружки с одинаковым уровнем подготовки участников, но это в большей степени относится к творческим или техническим кружкам или к коллекционерам / профессиональным клубам, и для кружков обучения по-прежнему нужен учитель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее важные выводы и рекомендации, которые можно сделать из результатов проведенных фокус-групп, заключаются в следующем:

Образовательные кружки, как и другие виды деятельности неформального и особенно гражданского образования, нуждаются в более активном продвижении. Организации, практикующие метод исследовательской комиссии, могут более активно предлагать широкий спектр тем, которые отличаются своей доступностью и привлекательностью формулировки, а также практичностью.

Наиболее подходящей формой получения информации об учебных кружках, которая может повлиять на их решение, респонденты считают рекомендации друзей.

Респонденты также положительно относятся к продвижению формы учебной группы посредством рекламы, при условии, что тема рекламируется, а не форма занятий. Поэтому необходимо создавать рекламные и информационные сообщения, которые подчеркивают привлекательность или новизну темы конкретного события, а не учебные кружки как таковые.

Название «кружок обучения» считается большинством респондентов не совсем привлекательным, хотя они считают, что это не является препятствием для развития и развития этого метода. Название «клуб по интересам» кажется более привлекательным для большинства респондентов.

Отношение взрослых респондентов к роли лидера кружка показывает, что демократичность организации учебного процесса в кружке обучения представляется недостаточно привлекательной для потребителя. Взрослые респонденты ожидают от лидера кружка экспертных качеств, видят в нем учителя.