Файл: Управление поведением потребителей организации («МЕДВЕДЬ»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1.Спрос как основа маркетинга
1.2 Модель поведения потребителей
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ МАГАЗИНЕ «МЕДВЕДЬ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состояния потребительского спроса в магазине.
2.3 Изучение показателей спроса на молочные товары в магазине «Медведь»
2.4 Изучение неудовлетворенного спроса на молочные продукты в магазине «Медведь»
3.1.Формирование ассортимента в соответствии с данными реализованного и нереализованного спроса.
У магазина очень удобное месторасположение: совсем рядом расположен жилой комплекс (около 6-7 девятиэтажных домов и частный сектор), в двух шагах автобусная остановка. Покупателями данного магазина являются жители данного спального района, не зависимо от статуса, положения, пола и достатка. Процентное соотношение тех или иных покупателей можно определить с помощью опроса потенциальных покупателей, что и планируется провести далее.
Что касается предприятий-конкурентов, функционирующих на данном рынке, то можно выделить основных из них: Пятерочка, Seven, Сластена, SPAR. Все эти предприятия, включая и наш исследуемый магазин, делят между собой покупателя, влияя кто как может всем своим арсеналом на его выбор в пользу того или иного торгового предприятия. Сравнивая ассортимент предлагаемой продукции, то магазин «Медведь» незначительно уступает только магазину «Сластена», у которого, в свою очередь, существует еще и такой минус как форма торговли – через прилавок. Наиболее потенциально выгодным для покупателя является магазин «Пятерочка», который привлекает низкими ценами и большим ассортиментом. Seven – ассортимент большой, но цены высоки, что скорее всего отпугнет покупателей, потому что как известно в настоящее время ценовой фактор до сих пор остается одним из наиболее важных при принятии решения о покупке. SPAR – практически не уступает магазину «Пятерочка», что в свою очередь еще больше усиливает конкуренцию и борьбу за покупателя в рассматриваемом сегменте.
Предприятие ООО «Сезон» входит в состав продовольственного холдинга Торговый дом «Медведь», включающий дистрибьюторскую фирму, оптовые склады, алкогольную фирму, рыбокоптильный цех, сеть магазинов быстрого и качественного самообслуживания формата «У дома».
Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью (ООО «Сезон»).
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество имеет круглую печать, товарный знак, бланки и штампы со своим наименованием, от своего имени заключает договоры, приобретает имущество, несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в суде.
Основным документом, регламентирующим деятельность ООО «Сезон» является Устав общества, в котором освещаются следующие основные вопросы:
- общие положения;
- цели, предмет, вид деятельности общества;
- уставный капитал общества;
- переход доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества или третьим лицам;
- выход участника общества из общества;
- фонды общества;
- имущество общества;
- права и обязанности участников общества;
- ответственность общества;
- управление в обществе;
- ревизионная комиссия;
- учет и отчетность общества;
- хранение документов общества и предоставление обществом информации;
- распределение прибыли;
- реорганизация общества;
- ликвидация общества;
- заключительные положения.
В состав ООО «Сезон» входит 15 магазинов и 19 супермаркетов.
Расположенный в «спальном» районе, магазин «Медведь» рассчитан на потребителей, проживающих в этом месте, либо работающих поблизости.
К основным видам деятельности магазина «Медведь» в первую очередь относится розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. Основная деятельность магазина - реализация широкого ассортимента продовольственных товаров, а так же непродовольственных товаров (бытовая химия, газеты, журналы, средства гигиены, открытки).
К дополнительным оказываемым услугам можно отнести следующее:
- Оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании;
- Предварительный сбор заявок на куры - гриль;
- Предоставление скидок по дисконтным картам 2%, 5%,7%.
Дополнительный сервис в магазинах ТД «Медведь»:
- Наличие банкоматов;
- Оплата услуг сотовой связи.
Магазин «Медведь» работает по форме самообслуживания. Данная форма была выбрана из-за нескольких причин. Во-первых, покупатель может взять, потрогать товар, прочесть информацию на этикетке - изучить весь представленный ассортимент. Это способствует значительному росту товарооборота только за счет психологического момента. В результате покупатель, зайдя за единственной покупкой и пройдясь по торговому залу, приобретает то, что он и не думал покупать, но что попалось ему на глаза и понравилось.
Во-вторых, в магазинах самообслуживания более эффективно используются площади - соотношение складских и непосредственно торговых площадей. Если в прилавочном магазине весь товар располагается только по периметру магазина - за прилавком, а середина помещения предназначена для покупателей, то в магазине самообслуживания все площади, включая кассовую зону, отведены под представление товара.
По типу здания: магазин «Медведь» относится к магазину в жилом доме. По особенностям объемно-планировочных решений: к многоэтажному зданию.
По размеру торговой площади магазин относится к малым торговым зданиям, так как его общая площадь составляет 700 м2. А площадь торгового зала равна 486 м2 Торговый зал относится к торговым помещениям. Торговый зал - часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Планировка торгового зала в магазине «Медведь» - смешанная, так как в нее входят сочетание линейной и выставочной планировки.
Кроме торговых помещений в магазине имеются:
- помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, фасовочные);
- подсобные помещения, которые включают в себя помещения для хранения тары и инвентаря, упаковочные материалы;
- административные и бытовые помещения (кабинет директора, туалет).
Организационная структура управления предприятием представлена на рис.2.1.
Рис. 1 Организационная структура управления предприятием
Заведующая магазином
Оператор
Администратор
Обслуживающий персонал (грузчик, уборщица, охранник)
Кассир
Продавцы
Со всем персоналом ООО «Сезон» заключены договора о полной материальной ответственности, все работники имеют медицинские книжки, трудовые отношения заключены в соответствии с договором.
Рассмотрим результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сезон» в динамике за два года на основании данных Таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели предприятия ООО « Сезон».
№ п/п |
Показатели |
Год |
Абсо-лютное измене-ние |
Темп роста, % |
|
2015 |
2016 |
||||
1 |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
12949 |
17741 |
4792 |
137 |
2 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
8401 |
12057 |
3656 |
143,5 |
3 |
Валовой доход, тыс. руб. |
4548 |
5684 |
1136 |
125 |
4 |
Уровень валового дохода, в % |
35,1 |
32 |
-3,1 |
91,2 |
5 |
Издержки обращения, тыс. руб., |
1715,7 |
2405,8 |
690,1 |
140,2 |
6 |
Уровень издержек обращения, % |
13,25 |
13,56 |
0,31 |
102,3 |
7 |
Прибыль от продаж, тыс. руб |
2832,3 |
3278,2 |
445,9 |
115,7 |
8 |
Рентабельность продаж, % |
21,9 |
18,5 |
-3,4 |
84,5 |
9 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
2014,3 |
2076,2 |
61,9 |
103,1 |
10 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
818 |
1202 |
383 |
146,7 |
11 |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
197 |
240 |
43 |
12,2 |
12 |
Чистая прибыль, тыс.руб |
622 |
962 |
340 |
154,6 |
13 |
Рентабельность чистой прибыли, % |
4,8 |
5,4 |
0,6 |
112,5 |
По Таблице 2.1. можно сделать вывод о том, что в 2016 г. по сравнению с 2015 г. имеет место увеличение величины чистой прибыли на 340 тыс. руб. (на 154,6 %). Соответственно увеличилась и величина рентабельности по чистой прибыли на 0,6%. Положительное влияние на рост прибыли оказало увеличение объемов продаж в 2016 году на 4792 тыс.руб.(137%). Увеличение издержек обращения в 2016 году на 690,1 тыс. руб. оказало отрицательное влияние на величину прибыли. Также наблюдается негативное воздействие на величину чистой прибыли рост себестоимости продукции предприятия, величина которой в 2016 году увеличилась на 3656 тыс. руб. Это связано с ростом закупочных цен на продукцию предприятия.
2.2 Анализ состояния потребительского спроса в магазине.
Ассортимент магазина «Медведь» состоит из следующих товарных групп:
-
- хлебобулочные изделия (хлеб, булочки, пончики, рожки, хлебцы и т.д.)
- молочные товары (кефир, ряженка, молоко, снежок, йогурты, творожные изделия, масло и т.д.)
- замороженные изделия (рыба, мясо, птица, полуфабрикаты, овощи, грибы, ягоды и т.д.)
- фрукты, овощи свежие;
- бакалейные товары (печенье, крупы, конфеты, торты в упаковке, мармелад, зефир, хлопья, макароны и т.д.)
- соки, пиво, виноводочная продукция;
- колбасные изделия и сыры;
- консервация;
- бытовая химия.
Рассмотрим структуру спроса на перечисленные товарные группы в магазине «Медведь». Количественной оценкой реализованного спроса является размер фактически проданных товаров, т. е. объем реализации.
Таблица 2.2 - Структура реализованного спроса на продукцию магазина «Медведь»
Название товарной группы |
2016 год (тыс. руб.) |
Доля в % |
хлебобулочные изделия |
1507,9 |
8,5 |
Молочные продукты |
4417,5 |
24,9 |
Замороженные изделия |
727,4 |
4,1 |
Фрукты, овощи свежие |
1578,9 |
8,9 |
Бакалейные товары |
1862,8 |
10,5 |
Соки, пиво, вино-водочная продукция |
2128,9 |
12 |
Колбасные изделия и сыры |
2270,8 |
12,8 |
Консервация |
1277,4 |
7,2 |
Бытовая химия |
1969,3 |
11,1 |
ИТОГО: |
17741 |
100 |
Из таблицы 2.2 можно сделать вывод, что наибольшую долю (24,9 %) во всем объеме реализованного спроса, занимают молочные продукты. Т.е. данная товарная группа пользуется наибольшим спросом, и приносит максимальную часть прибыли магазину. На нее следует обратить особое внимание.
Изучение спроса сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Рассмотрим изменение спроса на продукцию в магазине «Медведь».
Таблица 2.3 - Динамика покупательского спроса
Название товарной группы |
2015 год (тыс.руб.) |
2016 год (тыс. руб.) |
абсолютное изменение |
относительное изменение |
хлебобулочные изделия |
1191,3 |
1507,9 |
316,6 |
126,58 |
Молочные продукты |
5037,2 |
4417,5 |
-619,7 |
87,70 |
Замороженные изделия |
258,9 |
727,4 |
468,5 |
280,96 |
Фрукты, овощи свежие |
556,8 |
1578,9 |
1022,1 |
283,57 |
Бакалейные товары |
2032,9 |
1862,8 |
-170,1 |
91,63 |
Соки, пиво, виноводочная продукция |
2227,2 |
2128,9 |
-98,3 |
95,59 |
Колбасные изделия и сыры |
660,39 |
2270,8 |
1610,41 |
343,86 |
Консервация |
388,5 |
1277,4 |
888,9 |
328,80 |
Бытовая химия |
595,7 |
1969,3 |
1373,6 |
330,59 |
ИТОГО: |
12949 |
17741 |
4792 |
137,01 |
Из таблицы 2.3 видно, что в целом спрос на продукцию в магазине «Медведь» увеличился на 37,01% (4792 т. руб). Это связано с увеличившимся спросом на такие позиции как хлебобулочные изделия (на 26,58%), замороженные изделия (на 180,96%), свежие фрукты и овощи (на 183,57%), колбасные изделия и сыры (на 243,86%), консервацию (на 228,8 %), бытовую химию (на 230,59%). Но есть также и позиции, по которым наблюдается спад – это молочные продукты (на 13,3%), бакалейные товары (на 8,37%), а также соки, пиво и виноводочную продукцию (на 4,41 %).