Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление персоналом.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес –процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3 Характеристика результатной информации
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5 Характеристика базы данных
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей
Логическая целостность базы данных. Предполагает отсутствие логических ошибок в реализуемой базе данных. К таким ошибкам относятся:
1. ввод неправильных данных;
2. удаление/изменение существующих связей между таблицами;
3. общее нарушение структуры базы данных или ее объектов.
Принято выделять следующие ограничения:
1. категорная целостность;
2. целостность на уровне ссылок;
3. функциональные зависимости.
Правило категорной целостности. Никакой ключевой атрибут строки не может быть пустым.
Правило целостности на уровне ссылок. При построении реляционных таблиц для связывания строк одной таблицы со строками другой таблицы используются внешний ключи. Значение непустого внешнего ключа должно быть равно одному из текущих значений ключа другой таблицы.
Функциональные зависимости отражают те связи между атрибутами, которые присущи реальному объекту, моделируемому с помощью БД. Нужно следить за полнотой функциональных зависимостей и избегать избыточности.
Категорная целостность в разрабатываемой базе данных достигается путём создания ключевого атрибута во всех таблицах и установлению значения true для его атрибута «Спецификация идентифицирующего столбца». Таким образом, СУБД всегда автоматически присваивает ключевому полю всегда уникальное, не пустое значение.
Целостность на уровне ссылок достигается за счёт механизма внешних ключей. Для всех ссылающихся на другие таблицы столбцов создается внешний ключ, который не позволит удалить запись из родительской таблицы.
2.3 Характеристика результатной информации
В качестве результатной информации работы информационной системы специалиста по кадрам рассматривается формирование журналов кадровых документов, табелей рабочего времени, отчетов по командировкам и отпускам сотрудников, отчета по больничным листам с последующим формированием выборок по ним.
Для выходного документа «Отчет по командировкам» необходимы реквизиты:
- Даты начала и окончания командировки;
- Код сотрудника;
- Место и цель командировки;
- Финансовая информация.
Для выходного документа «Отчет по больничным листам» необходимы реквизиты:
- Даты начала и окончания больничного листа;
- Код сотрудника;
- Номер больничного листа;
- Финансовая информация.
Для выходного документа «Отчет по отпускам» необходимы реквизиты:
- Даты начала и окончания отпуска;
- Код сотрудника;
- Вид отпуска;
- Финансовая информация.
Для формирования сводного отчета по отпускам необходимы реквизиты:
- Тип отпуска;
- количество дней отпуска сотрудников;
- Финансовая информация.
Макет экранной формы «Прием на работу» приведен на рис. 2.2.
Рисунок 2.2 - Макет экранной формы «Прием на работу»
Макет экранной формы «Командировка» приведен на рис.2.3.
Рисунок 2.3 - Макет экранной формы «Командировка»
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
В настоящее время уровень технического развития персональных компьютеров позволяет использовать их как в быту, так и на производстве. Современное программное обеспечение по вводу, обработке, хранению и модификации данных позволяет сэкономить ощутимое количество труда и времени. Такие программные продукты как, к примеру, Microsoft Access позволяют легко оперировать с огромными массивами информации, выполнять точный и полный анализ данных и выводить общие или скрупулезные отчеты по итогам работы, проводить быстрый поиск необходимой информации и многое другое.
MS Access позволяет автоматизировать многие операции на предприятии и упростить систему документооборота за счет замены бумажных документов их электронными копиями. В частности, в среде Access с помощью различных инструментов можно разработать автоматизированную информационную систему, поддерживающую и упрощающую работу склада.
Результаты проектирования представлены в виде распечаток в Приложении.
Основная форма, с которой работает пользователь – это форма «Главное меню». Эта форма автоматически открывается при запуске и позволяет открывать все имеющиеся формы для заполнения таблиц, а также все запросы и отчеты. Также на форме предусмотрена кнопка «Выход», при нажатии которой происходит автоматическое сохранение данных и выход из программы.
Дерево функций представляет собой иерархическую структуру действий, реализованных в ИС. Все действия программного продукта можно разделить на два основных подмножества:
1) служебные функции – идентичны для всех автоматизированных систем управления на уровне развития аппаратных и программных средств. Функции этого вида призваны обеспечить безопасность ввода, обработки и хранения информации, облегчить работу с системой, сделать ее наиболее удобной для конечного пользователя.
2) основные функции управления и обработки данных. Они отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта.
Состав и классификация функций разрабатываемого программного продукта представлены в виде дерева функций (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 Дерево функций ИС
Сценарий диалога представлен на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Диалог с ИС
Обмен информацией между пользователем и компьютером (точнее, его программным обеспечением) по всем формальным признакам соответствует понятию “диалог”. При проектировании диалога, необходимо определить:
- структуру диалога;
- возможный сценарий развития диалога;
- содержание управляющих сообщений и данных, которыми могут обмениваться человек и приложение (семантику сообщений);
- визуальные атрибуты отображаемой информации (синтаксис сообщений).
2.5 Характеристика базы данных
Для построения логической модели базы данных определим информационные объекты, с которыми будет работать информационная система специалиста по кадрам и их свойства. Данные приведем в таблице 2.4. Ключевые поля обозначим подчеркиванием.
Таблица 2.4 - Информационные объекты и их свойства
Понятие |
Свойства |
Сотрудник |
Код сотрудника Адрес Дата рождения ИНН Страховое свидетельство Паспортные данные Образование Год окончания ВУЗа Профессия Код должности Признак основного места работы |
Должность |
Код должности Наименование оклад |
Параметры организации |
Название ИНН Адрес ФИО директора ФИО специалиста по кадрам |
Отдел |
Код Наименование |
Штатное расписание |
Код отдела Код должности Код сотрудника Признак вакансии |
Журнал отпусков |
Код сотрудника Тип отпуска Дата начала Дата окончания дата приказа об отпуске |
Журнал больничных листов |
Код сотрудника Номер б/л Дата начала Дата окончания |
Журнал приема на работу |
Код сотрудника Номер приказа дата приказа Дата приема на работу Код должности Кол-во ставок |
Журнал аттестаций |
Код Сотрудника Дата аттестации Результат аттестации |
Для решения задачи проектирования информационной системы для хранения информации была создана база данных в формате MS Access. Модель ИС «Кадры» представлена на рис. 2.6.
Рисунок 2.6 Модель системы
Физическая модель базы данных приведена на рис.2.7.
Рисунок 2.7 - Физическая модель базы данных
Макет экранной формы работы со справочником «Сотрудники» приведен на рис. 2.8, справочника должностей – на рис. 2.9.
Рисунок 2.8 -Макет экранной формы работы со справочником сотрудников
Рисунок 2.9 - Макет экранной формы справочника должностей
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Для разработки системы автоматизации администрации используется система приложение. Эта система имеет модульную форму организации конфигурации. В глобальных модулях хранятся переменные, процедуры и функции доступные из любых других модулей. Также можно выделить другие группы модулей:
- справочники
- документы
- отчеты
- обработки
- регистры.
Следовательно, структуру программы можно описать следующими основными блоками представленными на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 Блок-схема основных модулей программы
Работа с программой начинается с вывода главного окна программы и активизации системы меню. Работа программы осуществляется по диалоговому и событийному режиму, при этом под диалогом понимается предоставление пользователю нескольких альтернатив и обработка его выбора. В диалоговую систему входят главное меню с соответствующими всплывающими подменю, а также диалоговые окна. Под событиями понимаются процессы, активизируемые пользователем (например - нажатие функциональных клавиш), а также программные события – получение определенным полем фокуса редактирование или потеря фокуса ввода. На основании данных событий активизируются процедуры контроля допустимости данных.
Описание программных модулей представлено в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Описание программных модулей
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
---|---|---|
Документы |
Совокупность алгоритмов, выполняющих электронный документооборот– основную функцию системы |
|
Регистры |
Совокупность алгоритмов, выполняющих функции заполнения данными |
|
Отчеты и обработки |
Позволяет получить отчеты |
|
Справочники и перечисления |
Данный модуль позволят осуществлять управление работой системы через управление содержимым справочников |
|
Главные модули |
Обеспечивает работу системы |
2.7 Описание программных модулей
Алгоритм функционирования разработанного приложения-модуля можно кратко описать следующей последовательностью действий (рис. 2.11). При загрузке модуля ожидается выбор одной из альтернатив главного меню. В зависимости от выбранной альтернативы главного меню происходит активация соответствующей процедуры, и синтез необходимых дочерних форм. После этого вычислительный процесс ожидает задействования элементов управления, которые могут приводить к запуску различных программных процедур, входящих в состав проекта.
Рисунок 2.11 - Схема функционирования
Элементы управления активируют процедуры, соответствующие названным действиям. Все процедуры функционируют по типизированным алгоритмам. В качестве основных этапов этих алгоритмов необходимо выделить следующее:
- считывание данных из компонентов редактирования, расположенных на динамически создаваемых формах;
- поиск записей базы данных соответствующих определенному динамически создаваемому запросу;
- выполнение вычислительных операций с результатами информационного поиска;
- внесение необходимых изменений в базу данных.
2.8 Контрольный пример реализации проекта и его описание
Приведем краткое описание возможностей программы.
Для работы программы необходимо наличие каталогов:
- C:\kadr – рабочая папка
- C:\kadr\xlt – для хранения шаблонов
- C:\kadr\arc – для хранения архивов.
Исполняемый файл программы – C:\kadr\kadr.exe
Файл базы данных: C:\kadr\kadr.mdb
Программа работает со справочниками:
- сотрудников;
- контрагентов;
- констант;
- должностей (рис.2.12).
Рисунок 2.12 - Окно меню «Справочники».
Заполнение справочников позволяет получить оперативный доступ условно-постоянной информации об объектах, используемых информационной системой.
Реализовано заполнение и ведение журналов следующих документов:
- прием на работу;
- увольнение;
- командировка;
- отпуск;
- больничный лист (рис.2.13)