Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Регулирование бухгалтерского учета и пользователи бухгалтерской информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под документооборотом подразумевается движение документов от момента их составления в данной организации или получения со стороны до сдачи в архив после обработки и систематизации. В графике документооборота указываются сроки составления, представления и обработки первичных документов, регистрации и группировки учетных данных с указанием ответственных лиц. График документооборота составляется главным бухгалтером организации и после утверждения руководителем становится обязательным для исполнения.

Перед записями в регистры синтетического учета первичные документы систематизируют и накапливают. Запись в учетные регистры осуществляют ручным или машинным способом. В первом случае операции регистрируют вручную чернилами или шариковой ручкой. Машинную запись производят при использовании вычислительной техники. Записи в учетных регистрах должны быть краткими, аккуратными, четкими, разборчивыми.

Перечень регистров обусловлен формой бухгалтерского учета, применяемой в организации. Под формой бухгалтерского учета понимают совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, то есть использованием тех или иных технических средств.

При журнально-ордерной форме учета (см. рисунок Б.1 в приложении Б) информация, отраженная в первичных документах, заносится непосредственно в журнал-ордер либо предварительно группируется в накопительных ведомостях. Журналы-ордера используют в течение месяца для отражения операций по отдельному синтетическому счету либо группе взаимосвязанных счетов. По окончании месяца итоги журналов-ордеров отражают в Главной книге, используемой при составлении отчетности.

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию чета.

Состав четных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рисунок Б.2 в приложении Б.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записывают в регистрационный журнал и затем в Главную книгу. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, данные которых сверяются между собой.


Основной недостаток данной формы учета — ее трудоемкость, вызываемая многократным дублированием одних и тех же записей.

От значительной части недостатков, присущих и журнально-ордерной, и мемориально-ордерной форме учета, свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использования вычислительной техники. В общем виде данной форме учета свойственна такая последовательность обработки информации: машинный носитель информации — ЭВМ — машинограммы выходной информации.

Один из вариантов автоматизированной формы бухгалтерского учета представлен на рисунке Б.3 в приложении Б.

В настоящее время основная часть коммерческих организаций ведет учет с использованием персональных компьютеров на основе различных пакетов прикладных программ или собственных программ.

Предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров — Книгу учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета соответствующих объектов, являющихся регистрами аналитического чета.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности заполняется либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей.

В настоящее время организациям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации. Решение о выборе соответствующей формы бухгалтерского учета принимает руководитель организации. Применяемая организацией форма бухгалтерского учета указывается в учетной политике организации.

2.2 Понятие и классификация бухгалтерских счетов

Постоянное текущее наблюдение и контроль над хозяйственными операциями, за переменами в составе имущества и ресурсами его создания реализуются по средствам системы счетов бухгалтерского учета. Счет бухгалтерского учета считается основным компонентом информационной системы о ходе и итогах финансово-хозяйственной деятельности компании.

Счета открываются на любой экономически однородный тип имущества, источники его создания согласно классификации объектов учета. Счет обладает формой двусторонней таблицы с графами «Дебет» и «Кредит».


Для выяснения специфики счетов, их целевое предназначение и возможности использования для отражения разнообразных видов имущества, своего капитала и обязательств, и в том числе процессов деятельности и их итогов, требуется научно обоснованная классификация счетов бухгалтерского учета.

Балансовые счета работают для учета имущества, собственного капитала и обязательств организации. Согласно назначению они способны быть активными, активно-пассивными и пассивными.

Активные счета являются счетами, нужными для учета имущества компании. Пассивные счета являются счетами учета обязательств компании. Запись на счетах начинают с установления начального сальдо имущества либо ресурсов.

При отражении хозяйственных операций суммы, повышающие начальный остаток, указывают на стороне остатка, а суммы, снижающие начальный остаток, указываются на противоположной стороне. Соответственно, в активных счетах повышение отражается согласно дебету счета, а снижение — согласно кредиту; в пассивных, наоборот, повышение — по кредиту счета, а снижение — по дебету. Итоговая сумма, проведенная по дебету счета, именуется дебетовым оборотом, а указанная по кредиту счета называется кредитовым оборотом.

Активно-пассивные счета являются счетами, на которых записываются одновременно и имущество компании, и источники его создания. Эти счета бывают 2-х типов: с односторонним сальдо и с двусторонним сальдо.

Забалансовые счета нужны для учета наличия и движения средств, временно существующих в использовании либо распоряжении компании, ее условных прав и обязательств, и в том числе для контроля за конкретными хозяйственными процедурами. Эти счета демонстрируются за итогом баланса и в суммарный подсчет ресурсов компании не включаются.

Обеспечение являет собой документ, в котором одна компания гарантирует другой реализацию обязательств согласно займам в конкретный срок на конкретную сумму и подтверждает, что готова выплатить задолженность, если она появляется из-за невыполнения обязательств.

Кроме рассмотренных признаков, в том числе используют классификацию бухгалтерских счетов согласно экономическому содержанию и согласно назначению и структуре.

Классификация счетов согласно экономическому содержанию преследует цель группировки счетов, находясь в зависимости от экономической природы зачисленных на них объектов. По этому признаку бухгалтерские счета классифицируются на счета имущества, собственного капитала и обязательств и на счета процессов работы и её результатов.


Счета имущества, собственного капитала и обязательств классифицируются на базовые и регулирующие. Основные счета нужны для отражения и контроля движения имущества, собственного капитала и обязательств. Регулирующие счета с целью регулирования оценки конкретных видов имущества. Данные счета не имеют самостоятельного предназначения, а работают регулятивами бухгалтерского баланса, переменяя и дополняя суммы в остальных счетах.

Регулирующие счета, как отмечалось, нужны для уточнения сумм оценивания основных счетов. Использования регулирующих счетов сопряжено с тем, что определенные объекты бухгалтерского чета демонстрируются в постоянной оценке, однако их реальная цена может быть меньше либо больше. Данные счета находясь в зависимости от расположения объекта регулирования в бухгалтерском балансе классифицируются на контрактивные и контрпассивные. Регулирующие счета, которые уточняют оценку активного счета, именуются контрактивными, к примеру счета учета амортизации ОС, амортизации НМА, счета с целью резервирования сумм отклонений от рыночной цены материальных ценностей.

Регулирующие счета, которые устанавливают оценку основного пассивного счета, именуются контрпассивными.

Счета процессов функционирования и их итогов согласно назначению и структуре классифицируются на операционные и результатные. К операционным причисляются счета, предназначенные для учета разнообразных процессов работы и контроля за их реализацией.

2.3 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств

Инвентаризация является проверкой имущества и обязательств компании по средствам подсчета, замера, взвешивания. Она считается методом уточнения параметром учета и следующего контроля над сохранением имущества компании. Ключевые цели инвентаризации это обнаружение фактического существования имущества, сравнение фактического наличия имущества с информацией бухгалтерского учета, проверка достоверности отражения в учете обязательств.

Инвентаризация причисляется к методам проведения бухгалтерского учета, и список осуществления инвентаризации считается одним из приложений к учетной политике.

Для целей инвентаризации под имуществом компании понимаются ОС, НМА, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.


Помимо этого, инвентаризации подлежат производственные запасы и иные формы имущества, не принадлежащие компании, однако числящиеся в бухгалтерском учете, и в том числе имущество, не учтенное согласно каким-нибудь причинам.

Число инвентаризаций в отчетном году, период их проведения, список имущества и финансовых обязательств, проверяемых при любой из них, определяются руководителем компании.

Если согласно графику инвентаризация осуществлялась не ранее 1 октября отчетного года, тогда перед формированием годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация не осуществляется. Инвентаризация ОС способна проводиться 1 раз в 3 года, а библиотечных фондов — 1 раз в 5 лет.

Инвентаризация способна быть обязательной либо инициативной. Осуществление инвентаризации обязательно [14, c. 401]:

- в случае передачи имущества в аренду, выкупе, реализации, и в том числе при трансформировании государственной либо муниципальной унитарного организации;

- перед формированием годовой бухгалтерской отчетности;

- в случае смене материально ответственных лиц;

- в случае обнаружения фактов хищения, злоупотребления либо порчи имущества;

- в ситуации стихийного бедствия, пожара либо иных чрезвычайных ситуаций, спровоцированных экстремальными условиями;

- в случае реорганизации либо ликвидации компании;

- в иных ситуациях, предусмотренных законодательством. Порядок и период проведения инициативной инвентаризации устанавливаются руководителем компании.

С целью осуществления инвентаризации в компании формируется постоянно функционирующая инвентаризационная комиссия. При существенном объеме работ с целью одновременного осуществления инвентаризации имущества и финансовых обязательств формируются рабочие инвентаризационные комиссии. Список постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий подписывает руководитель компании. Документ о составе комиссии вносится в книгу контроля над реализацией приказов об осуществлении инвентаризации. В группу инвентаризационной комиссии входят представители администрации компании, сотрудники бухгалтерской службы, иные специалисты, и зачастую и представители службы внутреннего аудита компании, независимых аудиторских компаний. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при осуществлении инвентаризации является основанием для признания ее итогов недействительными.

Следовательно, приведенная классификация бухгалтерских счетов являет собой определение базового списка признаков, согласно которым выявляются синтетические счета и их группы. Одновременно любой синтетический счет, выделяемый информационной системой, сам работает в форме информационной системы, вбирающей в себя компоненты, представленные в форме субсчетов либо аналитических счетов.