Файл: Особенности учета и анализа товаров на предприятиях оптовой торговли.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АНАЛИЗА на предприятиях общественного питания
1.1. Задачи и основы организации учета и анализа на предприятиях общественного питания
1.2 Особенности учёта реализации продукции общественного питания
2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО КАФЕ «НИНА»
2.1. Краткая историческая справка и технико-экономическая характеристика предприятия
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И АНАЛИЗА НА ИССЛЕДУЕМОМ ПРЕДПРИЯТИИ
На первом этапе (1) подразделения предприятия, работающие с контрагентами, передают в бухгалтерию информацию о внешней среде. Производственные отделы передают в бухгалтерию информацию о внутренней среде.
На следующем этапе (2) происходит оценка выявленных рисков с качественной и количественной стороны работниками бухгалтерии. Затем данные анализа передаются руководству предприятия.
Далее руководство предприятием на основе аналитических данных принимает решение о методе снижения риска (3). Методы оценки хозяйствующий субъект выбирает сам. После проведения оценки рисков переходят к выбору методов управления рисками: избежание риска; передача риска; снижение риска; принятие риска. Основными методами снижения риска являются страхование, хеджирование, диверсификация деятельности и вложений, формирование резервов и др. Существуют также неэкономические методы, такие как предварительная проверка контрагентов, контроль за соблюдением технологии приготовления продуктов собственного производства, проверка сроков годности сырья и т. п.
Целью формирования резервов на предприятии является минимизация рисков, перевод из неприемлемой их формы в приемлемую, создание источника компенсации неблагоприятных последствий. Данный способ снижения риска целесообразен в том случае, если затраты на резервирование средств меньше, чем стоимостная оценка последствий рискового действия.
На следующем этапе происходит сам процесс создания резервов в бухгалтерском учете (рис. 3.2).
Он включает в себя регистрацию первичных документов, если в них нет информации о рисках, то эти документы регистрируются дальше на счетах бухгалтерского учета и в сводных регистрах, затем в отчетности. Если же документы несут некоторую информацию о рисках, то тогда выполняются следующие действия:
- идентификация рисков на предприятии общественного питания. Основной целью идентификации риска является формирование у лиц, принмающих решение, полной информации о рисках и их влиянии, угрожающих деятельности предприятий общественного питания и т. д.;
Рис. 3.2. Этапы обработки информации о внешних и внутренних факторах
- количественная и качественная оценка риска;
- принимается решение о создании резервной системы. Если руководство решает не отвлекать ресурсы на создание резервов, то дальше следуют такие же действия, что и при регистрации документов, не содержащих информацию о рисках;
- определение необходимых резервов, их размера, отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, затем осуществляется контроль за использованием резервов.
Во всех вариантах регистрации информации о внешней и внутренней среде, содержащейся в первичных документах, конечным этапом будет представленный руководству отчет о проделанной работе.
Существуют различные концепции представления резервной системы предприятия. Так, Рудановским А.П. было введено понятие нормирования баланса, которое предполагает фондирование, резервирование и бюджетирование. Романова С.В. представляет резервную систему, как пять блоков: бухгалтерские принципы резервной системы, источники формирования, определяющие цели резервной системы предприятия, основной результат действий резервной системы, тип бухгалтерии.
Зимакова Л.А. предлагает следующие агрегаты резервной системы, которые могут быть поставлены на учет [16]:
- переоценка активов, если она не произво-дится, может быть создан резерв под уменьшение (увеличение) стоимости активов;
- учет изменения стоимости денег во времени;
- создание резервов под обесценение вложений в ценные бумаги;
- создание резерва по сомнительным долгам;
- страхование операций (отражение стоимости страхования).
Разрабатываемая нами учетная резервная система предприятий общественного питания представляет собой комплекс создаваемых резервов, принципов их построения, источников формиро вания, отражения на счетах бухгалтерского учета, а также контроль за их использованием. Резервная система предполагает рассмотрение следующих агрегатов:
– регламентируемые уставные резервы;
– оценочные резервы;
– резервы предстоящих расходов.
Таким образом, правильно оцененные риски и вероятность наступления неблагоприятных событий позволяют рационально направить имеющиеся свободные активы в резервы на определенные цели, что способствует повышению инвестиционной привлекательности предприятий.
Рискованность деятельности предприятий общественного питания обуславливает необходимость создания финансовых резервов для покрытия возможных потерь с целью поддержания непрерывной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном дипломе были проанализированы особенности ведения учета и анализа на предприятиях общественного питания. Перечислим некоторые из них.
При списании сырья, необходимого для изготовления кулинарных изделий для последующей реализации, а также готовых продовольственных товаров требуется учет по себестоимости единицы конкретного запаса. Если же производится отпуск запаса на заказ, то уникальные единицы хранения запаса необходимо оценивать по себестоимости конкретной единицы хранения. При учете средней себестоимости суммарная стоимость единиц хранения запаса относится к количеству единиц хранения, как для остатка запасов, так и для вновь полученного товара.
Учет в общественном питании нормируется сборником рецептурных блюд и соответствующей технологической документацией, определяющей расход сырья на приготовление отдельных фирменных блюд и кондитерских изделий. Каждое блюдо должно иметь технологическую карту с описанием процесса приготовления, состава, замены и расхода сырьевого запаса на единицу реализации, т.е. порцию.
В стоимость продукции предприятия общественного питания закладываются величины, характерные именно для данного типа производства. Это, например, расходы на сбыт, порчу инвентаря, страхование готовой продукции, списание убытков.
Особенностью предприятий общественного питания является и то, что управлять их операционными рисками с помощью хеджирования и страхования невозможно. Поэтому руководителю для снижения операционного риска необходимо использовать резервирование. При создании резервов руководитель сопоставлет конкурентный риск и величину возможного резерва для его покрытия. Для выбора счета и оценки резерва можно руководствоваться учетной политикой предприятия общественного питания.
После проведения контрольных процедур проводится контроль мероприятий и оценка результата. По результатам проверки принимается решение об эффективности или неэффективности системы внутреннего контроля.
Если руководитель принял неверное решение по минимизации рисков предприятия, то контрольные процедуры покажут недостаток системы внутреннего контроля. В зависимости от выявленного недостатка необходимо воздействовать либо на процесс, либо на сотрудника, его выполняющего.
Таким образом, предложенная автором методика создания и оценки резервов предприятий общественного питания позволит снижать влияние основных рисков данной отрасли (производственных и кмерческих), имеет прикладной характер, так как проект учетной политики может служить основой для руководства предприятий при создании своего главного документа по учету. Каждому предложенному резерву соответствует свой счет бухгалтерского учета, бухгалтерские записи по формированию и списанию, а также способ определения оценки.
При этом система внутреннего контроля на предприятии общественного питания является важным элементом управления предприятия в целом. Правильно построенная система внутреннего контроля позволит предприятию своевременно выявлять риски и управлять ими. Процесс управлением в системе внутреннего контроля также проверяется: верно ли выбрали метод снижения риска, правильно ли выбрали резерв и счет для его учета, оценили размер резерва.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть первая)
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
- Федеральный закон от 06.12.2013 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.12.2015)
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ О рекламе
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 08.11.2010 г.);
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 24.12.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1/2008 «Учетная политика организации» утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (в ред. от 08.11.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (в ред. от 08.11.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 5/01 «Учет материально-производственных запасов» утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (ред. от 25.10.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 9/99 «Доходы организации» утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 08.11.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн. (ред. от 08.11.2010 г.)
- Безруких П. С. Бухгалтерский учет. – М.:ИНФРА-М, 2010
- Бухгалтерский учет: учеб. / Ю. А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю. А. Бабаева. – М. ТК Велби, изд-во Проспект, 2013
- Зимаков Л.А. Управление резервной системой предприятия / Л.А. Зимакова // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 1(29) / http://www.m-ecоnооmy.ru/
- Колодин А. Г. Справочник бухгалтера. Теория и практика бухгалтерского сопровождения предприятий любых форм собственности и видов деятельности. – М.: АСТ, Астрель, 2013
- Сотникова Л.В. Учет расчетов // Бухгалтерский учет, 2010, № 6
- Теория бухгалтерского учета: Учебник / Под ред. Е. А. Мизиковского. – М.: Экономистъ, 2009
- Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет». Учебное пособие. – Москва: ООО «Нитар Альянс», 2009.
- Шевелев А.Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. – М.: КНОРУС, 2009. – 280 с.
- Брызгалина С.В. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятиях общественного питания // Актуальные вопросы экономических наук, 2014. №25-2. – с.15 – 19. – [Электронный ресурс] - http://elibrаry.ru/dоwnlоаd/81945016.pdf
- Левкутная Т. В., Шевелев А. Е. Резервы как объект бухгалтерского учета [Электронный ресурс] - http://www.science-educаtiоn.ru/pdf/2014/3/354.pdf
- Бухгалтерский учет в сфере общественного питания - [Электронный ресурс] - http://аv-buh.ru/аrticles/buhgаlterskii-uchet-v-sfere-оbschestvennоgо-pitаniiа-%7C-buh-uchet-v-оbschepite/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
П Р И К А З № 1 УП
Об учетной политике на 2016 г.
Раздел 1. Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики
1.1. Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия, являются:
Федеральный закон от 06.12.2013 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ-1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
приказ Минфина России от 02.07.2010. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).
1.2. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ ответственными являются:
за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций – генеральный директор;
за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер.
Раздел 2. Методология учета
2.1. Порядок учета товарно-материальных ценностей.
- Товары, приобретаемые для продажи, учитываются по покупной стоимости.
- В целях определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, используется вариант оценки материалов по средневзвешенной себестоимости материальных ценностей.
- Материальные ценности приходуются на балансовом счете 10 «Материалы», счете 41 «Товары» по цене приобретения с учетом расходов, поименованных в ПБУ 5/01, и требований НК РФ.