Файл: Договор коммерческой концессии (франчайзинга) (Понятие, значение и признаки договора коммерческой концессии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общий анализ понятия, признаков, элементов договора коммерческой концессии
1.1 Понятие, значение и признаки договора коммерческой концессии
1.2 Предмет как существенное условие договора коммерческой концессии
1.3 Цена, форма и срок как условия (элементы) договора коммерческой концессии
Глава 2. Анализ прав и обязанностей сторон по договору коммерческой концессии
2.1 Понятие и требования, предъявляемые к сторонам договора коммерческой концессии
2.2 Права и обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии
2.2 Права и обязанности пользователя по договору коммерческой концессии
2.1 Понятие и требования, предъявляемые к сторонам договора коммерческой концессии
В соответствии с п.3 ст. 1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут являться только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. ГК РФ не содержит легальной правообладателя и пользователя.
Для правоотношений, возникающих в рамках реализации договора коммерческой концессии, характерен специальный субъектный состав (состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права и законные интересы). Представляется, что к основным участникам относятся лица, обладающие соответствующим правовым статусом, закрепленным в нормах ГК РФ и без которых возникновение, изменение и прекращение отношений по договору коммерческой концессии невозможно. Главным субъектом договора коммерческой концессии, безусловно, выступает правообладатель - лицо, обладающее исключительными правами, создавшее определенную модель организации производства под своей торговой маркой, использующее товарный знак и преследующее цель расширения своего бизнеса на рынке путем вовлечения в эту сеть других участников - пользователей.
На основании анализа гл. 54 ГК РФ можно сказать, что правообладатель - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, обладающий комплексом исключительных прав, использование которых, он разрешает другой стороне - пользователю, за вознаграждение на определенный срок или без указания срока по договору коммерческой концессии.
Пользователь - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которому, по договору коммерческой концессии, предоставлено право использования комплекса исключительных прав принадлежащих другой стороне - правообладателю, за определенное вознаграждение, в течение указанного в договоре срока или без его указания.
Соответственно, обе стороны договора коммерческой концессии - специальные субъекты, это означает, что некоммерческие организации и государство в лице федеральных или муниципальных органов не могут быть участниками данного договора. Этот запрет действует и в тех случаях, когда данным субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2. ст. 50 ГК РФ).
В цивилистической теории высказана позиция, заслуживающая поддержки, в соответствии с которой правообладатель формально должен отвечать лишь двум признакам: быть предпринимателем и обладать исключительными правами, составляющими объект договора коммерческой концессии.[22]
Как справедливо указывает А.С. Райников, актуальность второго из названных признаков подтверждается буквальным смыслом п. 1 ст. 1027 ГК РФ, содержащего дефиницию договора коммерческой концессии. В нем указывается на предоставление пользователю исключительных прав, «принадлежащих» правообладателю. Правообладатель может обязаться предоставить в составе комплекса лишь принадлежащие ему на момент заключения договора исключительные права, а не те, которые он, к примеру, намеревается приобрести в будущем[23].
Положения гл. 54 ГК РФ не исключают возможность заключения договора коммерческой концессии группой лиц, объединившихся без образования юридического лица (простое товарищество). Данная точка зрения заслуживает поддержки, однако, не исключаем возможности выступления в предпринимательской деятельности участников договора простого товарищества, в том числе, в качестве стороны в договоре коммерческой концессии.
Таким образом, в правоотношениях, возникающих из договора коммерческой концессии, существует (действует) специальный субъектный состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права, исполняющих возложенные обязанности и защищающих законные интересы. При этом целесообразно выделять группу лиц, непосредственно участвующих в таких отношениях (основные участники), и лиц, так или иначе влияющих на возникновение, осуществление и прекращение отношений по коммерческой концессии (факультативные участники).
2.2 Права и обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии
В силу двустороннего (взаимного) характера договора коммерческой концессии, обе стороны (контрагенты) договора имеют как права, так и соответствующие, корреспондирующие им обязанности. Несмотря на взаимный характер договора, правообладатель фактически исполняет роль кредитора, а пользователь - должника, несмотря на то, что законодатель старается уравнять положения сторон. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, говорят о том, что неравенство положений сторон договора находит непосредственное выражение в положениях ГК РФ об объеме и круге прав и обязанностей правообладателя и пользователя по договору коммерческой концессии[24].
Договор коммерческой концессии отличен тем, что его стороны принимают на себя особые обязанности, координирующие их совместную деятельность, устанавливающие взаимодействие при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом, как справедливо указано в научной литературе, надлежащее исполнение сторонами предусмотренных прав и обязанностей имеет равную значимость как для правообладателя, так и для пользователя. Объясняется это в первую очередь тем, что предоставление правомочий использования комплекса прав правообладателем по договору не устраняет с рынка услуг самого правообладателя и для него имеют значение добросовестность и качество осуществления деятельности его подопечным. В свою очередь, пользователь также заинтересован в качественной деятельности своего «координатора», так как его прибыль зависит, в том числе, от репутации уже зарекомендовавшего себя на рынке правообладателя.
Полагаем, что обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии можно дифференцировать по двум категориям. К первой категории относятся императивные обязанности любого правообладателя, по данному договору (п.1 ст. 1031 ГК РФ). Ко второй категории относятся диспозитивные обязанности, которые возлагаются на правообладателя только в случае, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1031 ГК).
Согласно другой, представленной в науке классификации обязанности правообладателя можно подразделить на две группы:
- подлежащие обязательному исполнению им в силу прямого указания закона;
- подлежащие исполнению, если иное не установлено договором[25].
К обязательно исполняемым относятся обязанности:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору;
- проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
К обязанностям, которые должны быть исполнены правообладателем, если это не изменено договором, относятся обязанности:
- обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования по договору;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.
Обязанность передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав (п.1 ст. 1031 ГК РФ) является, как указано ранее, императивной обязанностью правообладателя. По справедливому замечанию отдельных ученых, перечень, характер, объем технической и коммерческой документации или иной информации «определяются сторонами при заключении договора коммерческой концессии и зависят от вида исключительных прав, право на использование которых, правообладатель предоставляет пользователю».
Следовательно, императивные обязанности правообладателя это те действия, совершив которые он приступает к практической реализации вытекающих из договора обязательств.
Нужно отметить, что сторона, передающая свои права, обязуется оказывать необходимое содействие в организации бизнес процессов, обучении персонала, консультировать принимающую сторону по целому ряду важных для бизнеса вопросов (маркетинг, рекламная деятельность и т.д.). Об этом не говориться в ст. 1027 ГК РФ, однако прямо указано в ст. 1031 ГК РФ.
П. 2 ст. 1031 ГК РФ предусматривает три обязанности, которые возлагаются на правообладателя, если договором не предусмотрено иное (диспозитивные обязанности).
Первой из них является обязанность по государственной регистрации предоставления комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав. (В отношении исполнения данной обязанности речь шла в предыдущей главе настоящей работы).
Второй диспозитивной обязанностью правообладателя является оказание пользователю постоянного технического и (или) консультационного содействия, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.
Данная обязанность полностью соответствует целям сторон договора коммерческой концессии, поскольку правообладатель заинтересован в качественной продукции, работах или услугах со стороны пользователя и в определенном, оговоренном сторонами вознаграждении за подобное сопровождение бизнеса. Пользователь заинтересован в получении актуальной технической и информационной базе, высококвалифицированном персонале, что поможет ему достигнуть желаемых результатов в предпринимательской деятельности.
Контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии, является третьей субъективной обязанностью правообладателя. Данная обязанность имеет весьма важное значение и ее закрепление в законе представляется нам оправданной, по нескольким причинам. Во-первых, правообладатель по смыслу отношений является «профессионалом», вследствие чего, ему гораздо проще осуществлять контроль качества товаров, работ или услуг. Во-вторых, правообладатель, контролируя качество товаров работ или услуг, предостерегает себя от законодательно закрепленной ответственности (ст. 1034 ГК РФ) по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Так же правообладатель экономически заинтересован в долгосрочных и стабильных отношениях с пользователем, в расширении своей сети, что невозможно при сбоях в сфере качества товаров, работ или услуг.
Итак, можно сделать вывод, что по договору коммерческой концессии контроль качества товаров, производимых пользователем, является правом правообладателя, но не его обязанностью, как это представлено в ст. 1031 ГК РФ.
2.2 Права и обязанности пользователя по договору коммерческой концессии
Перечень обязанностей пользователя, предусмотренный ГК РФ, гораздо объемнее, нежели у правообладателя и не носит столь императивного исчерпывающего характера.
Основной обязанностью пользователя является соблюдение условий договора в части использования средств индивидуализации и принадлежащих правообладателю исключительных прав, что вытекает из положения п. 2 ст. 1027 ГК РФ. Данная обязанность, коррелирует с правом на использование комплекса исключительных прав передаваемых по договору (п. 1 ст. 1027 ГК
РФ), однако содержание в данном случае различно, если право касается активных действий пользователя, то обязанность заключается в соблюдении границ использования исключительных прав, установленных договором коммерческой концессии.
При осуществлении основной обязанности пользователь обязан:
а) использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности комплекс исключительных прав, предоставленных правообладателем, указанным в договоре образом. Если в договор внесены какие-либо ограничения, касающиеся такого использования, они должны соблюдаться;
б) соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав, тому, как этот комплекс используется правообладателем[26];
в) не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.
Что касается конфиденциальной коммерческой информации, то имеется в виду сохранение в секрете сведений, составляющие коммерческую тайну правообладателя. Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 35-ФЗ) внес существенные изменения как в главу 75 ГК РФ, так и в Закон «О коммерческой тайне» принятый 29.07.2004 № 98-ФЗ в ред. от 12.03.2014 N 35-ФЗ (далее закон «О коммерческой тайне»).[27] В настоящее время и глава 75 ГК РФ, и Закон о коммерческой тайне предусматривают охрану одного и того же объекта. Правда, называется этот объект по-разному. В ГК РФ он именуется «секретом производства (ноу-хау)», а согласно Закону о коммерческой тайне это «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)». Но в остальной части определения (ст. 1465 ГК РФ и ст. 3 Закона) совпадают целиком и полностью.