Файл: Процесс построения модели управленческого решения (ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и классификация управленческих решений
1.1.Управленческое решение как процесс. Классификация управленческих решений
1.2.Построение модели управленческого решения как процесс
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»
2.1. Общая характеристика ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»
2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»
3.1. Описание принимаемого решения
3.2. Обоснование приятия решения с использованием модели экономического анализа
Список использованных источников
Приложение 1. Существующая организационная структура управления ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж»
Приложение 3. Схема новой организационной структуры ЗАО МСУ -14 «Гидромонтаж»
Как видно из данных табл. 1.2, выручка от всех видов деятельности предприятия за исследуемый период уменьшилась на 19915 тыс. руб. и составила 162545 тыс. руб.
На уменьшение общего объема выручки предприятия оказало существенное влияние снижение объемов выполнения строительно- монтажных работ на 20649 тыс. руб. в 2015 г.
Необходимым условием успешной работы предприятия является наличие собственных оборотных средств (СОС), которые могут быть использованы для приобретения МПЗ, поддержания незавершенного производства, осуществление краткосрочных финансовых вложений в ценные бумаги и на другие цели обеспечения производственно- хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На основании бухгалтерской отчетности на 31.12.2015 г. проведем анализ финансового состояния предприятия:
-
- СОС= СК - ВА= 25 245-11 880=13 365 тыс. руб.
- Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив >0,1)
СОС/ОА= СОС/ОА=13 365/68 500=0,2
-
- Коэффициент постоянного актива (норматив<1)
ВА/ СК= ВА/СК=11 880/25 245=0, 47
-
- Коэффициент финансовой устойчивости (норматив 0,8- 0,9)
СК+ ДО/Ф= СК+ДО/А=25 245+13 /68 500=0,36
-
- Коэффициент финансовой зависимости (норматив <0,5)
ЗК/А=20 395/68 500=0,29.
В приложении 1 представлена организационная структура ЗАО МСУ -14 «Гидромонтаж». Как видно, в ЗАО МСУ -14 «Гидромонтаж» линейно-функциональная структура управления.
Линейно-функциональная - структура управления, в которой сочетаются как линейные, так и функциональные принципы организации между производственными управленческими элементами системы.
Особенностями линейно-функциональной структуры являются: устойчивая работа структуры; удовлетворительная работа в условиях устойчивого производства; ориентирование на ценовую конкуренцию
Недостатками линейно-функциональной структуры управления являются: различие целей у структурных единиц; слабая увязка и ответственность при решении комплекса задач для достижения целей фирмы.
Она не пригодна для условий, в которых постоянно меняются внутренние и внешние параметры деятельности организации. В этих условиях ее использование приводит к нерациональному распределению информационных потоков, превышению норм управляемости, особенно у руководителей высшего звена.
Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее, ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб [10, C. 6-8].
2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»
Основная задача состояла в проведении анализа и обоснования принятия и организации выполнения управленческих решений в ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж».
Процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж» состоит из следующих этапов (табл. 2.2) [12, C. 12-13]:
1.Подготовка управленческого решения.
2.Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения.
3.Выполнение управленческого решения.
4.Планирование управленческого решения.
5.Контроль над выполнением решения.
Таблица 2.2. Распределение полномочий в процессе принятия управленческих решений в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж»
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого решения |
Подготовка управленческого решения |
Генеральный директор |
Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения |
Генеральный директор |
Выполнение управленческого решения |
Все отделы и подразделения |
Планирование управленческого решения |
Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений |
Контроль над выполнением решения |
Генеральный директор |
Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.
С помощью матрицы управления (табл. 2.3) можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии [4, C. 91-132].
«1» обозначена фактическая ответственность.
«2» - общее руководство.
«3» - необходимость консультироваться.
«4» - «возможность» консультироваться.
«5» - необходимо ставить в известность
Таблица. 2.3. Распределение полномочий при принятии решений
Директор |
Информ. отдел |
Фин. отдел |
Бухгалтерия |
Одел кадров |
Отдел снабжения |
Подразделения |
|
Планирование деятельности |
1 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Проведение анализа деятельности |
1 |
5 |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Финансовое планирование |
2 |
5 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Бухгалтерский учет |
2 |
5 |
2 |
1 |
5 |
3 |
3 |
Маркетинговое планирование |
1 |
5 |
2 |
2 |
5 |
2 |
5 |
Снабжение |
2 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Документальное оформление торгово-технологических операций |
1 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Управление человеческими ресурсами |
1 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (табл. 2.4) [9, C. 321-325].
Таблица 2.4. Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия
Лицо, принимающее решение |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения |
Директор |
3 |
Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов |
Зам директора по технической части и фин.ч. |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Продолжение таблицы 2.4
Зам директора по управлению проектами |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Зам директора по контролю качества |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Зам директора по кадрам |
3 |
Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора |
Зам директора по обслуживанию клиентов |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Начальники отделов |
3 |
Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений |
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений, у лиц принимающих решения, частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж» - авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения на предприятии принимает только один человек - генеральный директор.
Информирование персонала о текущих результатах деятельности предприятия отсутствует, о происходящих изменениях сотрудники ставятся в известность постфактум [11, C. 26-29].
Глава 3. Разработка основных направлений совершенствования процесса построения модели принятия управленческого решения в ЗАО МСУ № 14 «Гидромонтаж»
3.1. Описание принимаемого решения
Анализ структуры управления показал, что в ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж» существует перегрузка генерального директора и директора по экономике и финансам кадровой работой, и как следствие, кадровая работа ведется неэффективно, нет слаженной системы приема персонала, за последний год наблюдается рост коэффициента текучести. Таким образом, необходимо выработать и принять решение о совершенствовании организационной структуры предприятия.
При принятии решения будем использовать метод сравнения и аналогий с применением модели экономического анализа [5, C, 222-227].
Предлагается новая штатная единица - менеджер по персоналу. Менеджер по персоналу будет подчиняться непосредственно генеральному директору. После предлагаемых преобразований в структуре организации (введение должности менеджера по персоналу), бухгалтер будет выполнять только свои основные обязанности по учету финансовых средств фирмы.
Деятельность менеджера по персоналу должна быть направлена на:
- разработку системы управления персоналом: подбор, оценка, расстановка, адаптация, обучение кадров.
- организацию работы с персоналом: определение и составление философии организации, отслеживание и анализ структуры персонала, регламентацию управления, научную организацию труда и др.
- мотивацию, оплату и эффективность работы персонала: разработку системы мотивации, оптимальной системы оплаты труда, методы управления персоналом, анализ эффективности работы персонала.
Рациональное распределение функций между руководящими работниками строительной организации ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж». У генерального директора становится меньше функций, что позволяет ему больше времени уделять решению стратегических вопросов организации, заниматься стратегией развития и развитием деятельности. Каждый менеджер организации выполняет функции по своему профилю работы и в рамках своей компетенции. Таким образом, работа управленческого персонала, будет наиболее эффективна и качественна. Для того, что бы документально отразить распределение функций необходимо разработать должностные инструкции работников ЗАО МСУ-14 «Гидромонтаж», внести изменения в должностные инструкции сотрудников.
Следующим этапом усовершенствования организационной структуры управления ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж» предлагается создать службу документационного обеспечения управления (ДОУ). Необходимость создания этой службы обусловлена тем, что являясь строительной организацией, помимо обычного, и без того большого документооборота, работникам предприятия приходится сталкиваться с проектной документацией. Документационное обеспечение управления на предприятии осуществляется достаточно хаотично, что ведет к снижению эффективности управленческой деятельности.
Создание службы ДОУ в ЗАО МСУ – 14 «Гидромонтаж» будет связано с увеличением количества рабочих мест в количестве 25 штатных единиц. Для полной ее комплектации предполагается некоторые должности на предприятии реорганизовать. Рассмотрим подробнее схему и функции внедрения данного мероприятия.
Для определения примерного численного состава службы ДОУ, прежде всего, необходимо составить перечень видов работ, выполняемых в течение календарного года каждым из структурных подразделений. Затем следует рассчитать объем выполняемых работ (по каждому виду и в целом, а также по категориям в зависимости от квалификации работников) [10, C/ 11-13]. На основании суммарного объема выполняемых работ по документационному обеспечению, исходя из годовой нормы рабочего времени одного работника, и принимая во внимание затраты времени, не предусмотренные нормами (носящими разовый характер), можно определить численность работников службы ДОУ (общую и по категориям работников в зависимости от их квалификации) [7, C.241-249].
Для более глубокого и ясного понимания порядка определения оптимального численного состава службы ДОУ воспользуемся сведениями, представленными «Нормам времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным документом расчет нормативной численности работников производится по формуле:
Чн = Тоб / Фп, (1)
где Чн - нормативная численность работников, чел.;
Тоб - общие затраты времени на работы по документационному обеспечению, ч;
Фп - планируемый годовой фонд рабочего времени в расчете на одного работника, ч.
В свою очередь, значение Тоб определяется по формуле:
Тоб = Тн + Тнн, (2)
где Тн - затраты времени на работы по документационному обеспечению, рассчитываемые на основании норм, ч;
Тнн - затраты времени, не предусмотренные нормами (определяемые экспертно-оценочным способом), ч.