Файл: Внешняя и внутренняя среда организации (Характеристика внутренней и внешней среды ОАО «Johnson's baby»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Внешняя и внутренняя среда организации: теоретические аспекты
1.1. Внешняя среда организации
1.2. Внутренняя среда организации: сущность и основные факторы
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Johnson's baby»
2.1. Общая характеристика организации ОАО «Johnson's baby»
2.2. Анализ внешней среды ОАО «Johnson's baby»
2.2.1. Анализ макросреды деятельности организации
2.2.2. Анализ микросреды деятельности организации
2.3. Анализ внутренней среды ОАО «Johnson's baby»
2.3.1. Оценка персонала организации
2.3.2 Анализ показателей деятельности организации
Глава 3. Разработка возможных направлений развития бизнеса ОАО «Johnson's baby»
Пятый этап: разработка выводов и рекомендаций. На основании результатов анализа, проведенного на предприятии, делаются определенные выводы и предлагаются рекомендации. В частности, традиционно в литературе предлагаются общеизвестные стратегические подходы, позволяющие адаптировать предприятие к условиям внешней среды и в случае, если она:
1) неблагоприятна, то нейтрализовать влияние угроз на деятельность предприятия;
2) благоприятна, то максимально использовать эти условия в активизации развития предприятия.
Например, А. Т. Зуб рекомендует для этих целей два вида адаптации: пассивную и активную[28].
Пассивную адаптацию характеризуют такие меры, как:
– сокращение расходов и потребления ресурсов путем сворачивания производства и поддержания его на самом низком уровне;
– снижение технологического уровня производства вследствие примитивности производимой продукции;
– сокращение работающих и заработной платы, применение системы скрытой безработицы;
– неплатежи всем видам кредиторов, максимальное затягивание расчетов по долгам с целью обесценения этих долгов под влиянием инфляции;
– ориентация на получение субсидий и дотаций, заключение невыгодных и стратегически неоправданных договоров с иностранными партнерами[29].
Активное выживание сопровождается следующими действиями[30]:
– поиск новых рыночных ниш, обновление ассортимента продукции, активная маркетинговая деятельность;
– снижение затрат на материалы, комплектующие изделия и энергоносители путем тщательного учета расходуемых ресурсов и повышения ответственности работников за их расход, внедрение рациональных технологий и снижения отходов;
– наиболее полное использование имеющегося имущественного комплекса, продажа лишнего оборудования, сдача имущества в аренду и другие меры;
– работы по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности;
– поиск новых способов внешнего взаимодействия, налаживание партнерских отношений с поставщиками сырья и материалов, потребителями продукции[31];
– сокращение затрат на управление путем внедрения прогрессивных организационных структур и информационных технологий.
Активное выживание становится, таким образом, активной адаптацией к новым рыночным условиям деятельности и во все большей степени содержит признаки стратегии развития[32].
Процедура проведения макроанализа приведена на рис. 1.
Учитывая все результаты проведенного нами анализа, по нашему мнению, макроанализ – это направление стратегического анализа на предприятии, предполагающее структурированное исследование факторов макросреды предприятия с целью определения тенденций их развития, выявления возможности и определения интенсивности их влияния на деятельность компании[33].
Рис. 1. Этапы проведения макроанализа внешней среды на предприятии[34]
В заключение можно подчеркнуть, что макроанализ является основой для принятия многих ответственных решений в деятельности фирмы[35].
1.2. Внутренняя среда организации: сущность и основные факторы
Внутренняя среда организации состоит из внутренних переменных - ситуационных факторов внутри организации, которые являются результатом управленческих решений. Основные внутренние переменные: цели, структура, задачи, технологии, люди[36].
1. Цели организации. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
2. Структура организации. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации[37].
3. Задачи организации. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
4. Технология организации. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе[38].
5. Люди. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов.
Выводы. Внешняя среда организации – совокупность факторов, оказывающих влияние на организацию с точки зрения эффективности ее работы и выживаемости, также это совокупность активных хозяйствующих субъектов, в числе которых экономические, общественные и природные условия, национальные и межгосударственные институциональные структуры и другие внешние условия и факторы, действующие в окружении предприятия и влияющие на различные сферы его деятельности.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как она существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
Внутренняя среда организации состоит из внутренних переменных - ситуационных факторов внутри организации, которые являются результатом управленческих решений. Основные внутренние переменные: цели, структура, задачи, технологии, люди.
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Johnson's baby»
2.1. Общая характеристика организации ОАО «Johnson's baby»
Основанная в 1886 г., ОАО «Johnson's baby» является одной из крупнейших в мире многопрофильных корпораций в сфере здравоохранения. Она производит лекарственные препараты и товары для гигиены и здоровья человека.
Ежедневно продукция группы компаний «Johnson's baby» возвращает радость активной жизни тысячам пациентов, помогает ухаживать за новорожденными, сохранять красоту, заботиться о близких. Создавая и совершенствуя различные продукты и технологии, направленные на улучшение качества жизни людей, «Johnson's baby» стремится быть полезной обществу.
Корпорация много инвестирует в разработки в сфере медицинских технологий и передовых методов лечения, поиск новейших лекарственных средств, в научные исследования, определяющие качество и безопасность препаратов и методик, а также в развитие сферы профессионального образования медицинских специалистов, социальные и благотворительные проекты.
«Johnson's baby» включает в себя 250 компаний, расположенных в 57 странах мира, в которых работают более 125 000 сотрудников. Эти компании формируют три подразделения: подразделение потребительских товаров, подразделение фармацевтической продукции и подразделение изделий медицинского назначения и оборудования.
На сегодняшний день в составе группы компаний «Johnson's baby» на территории Российской Федерации действует ООО «Johnson's baby», компания со своими представительствами в странах СНГ.
Ассортимент продукции «Johnson's baby» постоянно расширяется, и в настоящее время насчитывает свыше 800 товаров для гигиены и здоровья человека, которые знают потребители на всех пяти континентах.
Среди производителей товаров для гигиены и здоровья «Johnson's baby» отличается наибольшими в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки.
Сегодня «Johnson's baby» является крупнейшим производителем товаров для гигиены и здоровья мире. В группе «Johnson's baby» работают более 125 000 человек, ей принадлежат 456 фабрик и промышленных предприятий в 84 странах.
Рис. 2.Продажи по географическим зонам
Компания сегодня:
- стабильно входит в число крупнейших операторов товаров для гигиены и здоровья мире;
- ежемесячно отгружает своим клиентам свыше 1000 тонн товаров для гигиены и здоровья мире;
- развивается быстрыми темпами, ежегодно увеличивая свой оборот более чем в два раза.
2.2. Анализ внешней среды ОАО «Johnson's baby»
2.2.1. Анализ макросреды деятельности организации
Проведем анализ макроокружения с использованием PEST-анализа.
1) Политические факторы
Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как относительно стильную.
Таблица 1
Политические факторы макроокружения[39]
Политические факторы Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. |
Возможность/Угроза |
Значение (в баллах от 1 до 10) |
Изменение в законодательстве (оказание поддержки бизнесу на уровне законодательства области) |
Возможность |
+ 7 |
Ужесточение торговой политики |
Угроза |
- 3 |
Государственная поддержка предпринимательства |
Возможность |
+ 3 |
Деятельность ОАО «Johnson's baby» осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства о предпринимательской деятельности, нормативными документами в области обеспечения качества продукции, защиты прав потребителей. Данные нормативные акты выполняют такие задачи, как защита фирм от нечестной конкуренции, потребителей от нечестных методов торговли и интересов общества от некорректного поведения участников рынка в целом.
Органы государственной власти проводят политику поддержки и развития предпринимательства, устанавливая для предприятий, подходящих под данную категорию, налоговые льготы и упрощенную систему бухгалтерского учета. С целью содействия развитию конкуренции государственные антимонопольные органы вводят ограничения в области слияний и поглощений на рынке, с тем, чтобы не допустить его монополизации.
Таким образом, политические факторы в целом благоприятно сказываются на деятельности ОАО «Johnson's baby».
2) Экономические факторы.
По итогам 2015 г. падение ВВП составило почти 4 %, падение промышленного производства – 3,3 %. Инфляция в 2015 г. достигла почти 13 %.
Таблица 2
Экономические факторы макроокружения[40]
Экономические факторы Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. Рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации. Провести анализ внешней среды. Исследовать внутреннюю среду. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса. |
Возможность/Угроза |
Значение (в баллах от 1 до 10) |
Рост инфляции |
Угроза |
- 5 |
Снижение промышленного производства |
Угроза |
- 5 |
Снижение курса рубля |
Угроза |
- 5 |