Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии («Балтика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее проведем факторный анализ прибыли торгового магазина «Балтика».

Цель факторного анализа прибыли заключается в оценке степени влияния отдельных факторов на изменение прибыли. В зависимости от того, влияние каких факторов предполагается оценивать, используются различные методики факторного анализа.

К сожалению, большинство рекомендуемых методик применимо составлены применительно к производственным предприятиям, а также предполагают наличие информации о динамике цен на реализуемые товары. Последнее требование для предприятия розничной торговли с многочисленной номенклатурой продаваемых изделий, как правило не является реальным.

Для расчета факторов, влияющих на величину прибыли торгового магазина «Балтика» в 2018 году, мы воспользуемся одной из методик, рекомендуемой именно к применительно к торговому предприятию[13].

Для расчетов построим следующую таблицу 26.

Таблица 26

Исходные данные для факторного анализа прибыли, полученной по результатам торговой деятельности магазина «Балтика»

Наименование показателя

2017

2018

Отклонение

Товарооборот, тыс. рублей

59 920

61 520

1 600

Выручка от реализации, тыс. рублей

12 064

11 896

- 168

Себестоимость, тыс. рублей

3 646

3 457

- 99

Валовая прибыль, тыс. рублей

8 418

8 439

21

Уровень выручки от реализации, %

20,13

19,34

- 0,79

Уровень себестоимости, %

6,08

5,62

- 0,46

Уровень рентабельности продаж, %

14,05

13,72

- 0,33

Уровень рентабельности себестоимости, %

230,88

244,11

13,23

Рост валовой прибыли в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 21 тыс. рублей. Указанное изменение прибыли достигнуто за счет следующих факторов:

а) увеличения объема товарооборота

1600 (20,13 – 6,08) / 100 = 224,80 тыс. рублей

б) снижения выручки от реализации

61520 х (19,34 – 20,13) / 100 = - 486,01 тыс. рублей

в) снижение среднего уровня издержек обращения

61520 х (- (5,62 – 6,08) / 100 = 282,99 тыс. рублей

Таким образом, вследствие роста товарооборота прибыль торгового магазина «Балтика» возросла на сумму 224,80 тыс. рублей, за счет относительного снижения себестоимости – на сумму 282,99 тыс. рублей.


Однако указанное увеличение прибыли в сумме 507,8 тыс. рублей было в большей части компенсировано снижением выручки от реализации в 2018 году на сумму 486,0 тыс. рублей. Соответственно общее увеличение прибыли составило 21 тыс. рублей.

Для оценки рентабельности совокупного капитала расширим таблицу 26, добавив в нее ряд необходимых данных (см. таблицу 27).

Таблица 27

Исходные данные для факторного анализа рентабельности совокупного капитала торгового магазина «Балтика»

Наименование показателя

2017

2018

Отклонение

Товарооборот, тыс. рублей

59 920

61 520

1 600

Прибыль от торговой деятельности, тыс. рублей

8 418

8 439

21

Внереализационные доходы, тыс. рублей

0

0

0

Валовая прибыль, тыс. рублей

8 418

8 439

21

Уровень выручки от реализации, %

20,13

19,34

- 0,79

Уровень себестоимости, %

6,08

5,62

- 0,46

Среднегодовая сумма активов , тыс. рублей

3 626

4 352

26

Коэффициент оборачиваемости капитала

16,53

14,14

- 2,39

Рентабельность совокупного капитала, %

232,16

193,91

- 38,25

Для последующих расчетов произведем вычисления методом цепных подстановок:

Р1 – (((59920 х (20,13 – 6,08) / 100 + 0) / (59920 / 16,53)) х 100 = 232,25 %

Р2 = (((61520 х (20,13 – 6,08) / 100 + 0) / (61520 / 16,53)) х 100 = 232,25 %

Р3 = (((61520 (19,34 – 6,08) / 100 + 0)) / (61520 / 16,53)) х 100 = 219,19 %

Р4 = (((61520 х (19,34 – 5,62) / 100 + 0)) / (61520 / 16,53)) х 100 = 226,79 %

Р5 = (((61520 х (19,34 – 5,62) / 100 + 0)) / (61520 / 16,53)) х 100 = 226,79 %

Р6 = (((61520 х (19,34 – 5,62) / 100 + 0)) / (61520 / 14,14)) х 100 = 194,0 %

В 2018 году по сравнению с 2017 годом произошло снижение рентабельности совокупного капитала на 28,25 %. Указанное снижение произошло за счет действия следующих факторов:

а) объема товарооборота

Р2 – Р1 = 0 %

б) среднего уровня валового дохода

Р3 – Р2 = - 13,06 %

в) среднего уровня издержек обращения

Р4 – Р3 = 7,60 %

г) внереализационных финансовых результатов

Р5 – Р6 = 0

д) замедления оборачиваемости капитала

Р6 – Р5 = - 32,79 %

Иными словами, в общее снижение рентабельности внесен вклад замедлением оборачиваемости капитал (- 32,79 %), снижением среднего уровня валового дохода (-13,06 %), ростом среднего уровня издержек обращения (7,60 %).


Важнейшим и наиболее известным является показатель рентабельности, который рассчитывается как отношение прибыли к выручке от реализации. Расчет показателя приведен в таблице 28.

Таблица 28

Расчет коэффициента рентабельности торгового магазина «Балтика», %

2016 г.

2017 г.

2018 г.

6,95

6,06

5,35

В целях финансового анализа рассматриваются также специфические коэффициенты рентабельности, позволяющие оценить прибыльность отдельных хозяйственных операций или групп операций.

Коэффициент рентабельности продаж показывает уровень эффективности продаж предприятия.

Расчет показателя приведен в таблице 29.

Таблица 29

Расчет коэффициента рентабельности продаж торгового магазина «Балтика», %

2016 г.

2017 г.

2018 г.

9,92

9,05

5,56

Поскольку в рассматриваемом нами случае торговый магазин не имеет каких-либо доходов кроме выручки по основной деятельности, коэффициент рентабельности продаж эквивалентен рассмотренному выше коэффициенту рентабельности.

Коэффициент рентабельности затрат показывает уровень рентабельности затрат предприятия.

Расчет показателя приведен в таблице 30.

Таблица 30

Расчет коэффициента рентабельности продаж торгового магазина «Балтика», %

2016 г.

2017 г.

2018 г.

213,12

230,88

244,11

Коэффициент рентабельности капитала показывает уровень рентабельности капитала предприятия. Методика расчета показателя зависит от решаемых в ходе анализа вопросов.

Расчет коэффициента можно производить по отношению к сумме чистых активов, текущих активов, внеоборотных активов, собственного капитала, основных фондов.

Соответственно для расчета также могут использоваться различные показатели прибыли. Для примера рассчитываем коэффициент рентабельности чистых активов, используя показатель прибыли до налогообложения (табл. 31).

Таблица 31

Чистые активы торгового магазина «Балтика», тыс. рублей

2016 г.

2017 г.

2018 г.

3 211

3 541

4 057

Соответственно коэффициент рентабельности чистых активов составит (табл. 32):

Таблица 32

Расчет коэффициента чистых активов торгового магазина «Балтика», %

2016 г.

2017 г.

2018 г.

25,41

20,64

15,68


Анализ прибыли дает возможность по-иному взглянуть на финансовое положение торгового магазина «Балтика». Если показатели финансовой устойчивости и ликвидности выглядели в пределах нормы, то показатели рентабельности невелики и имеют тенденцию к снижению. Какие-либо перспективы развития торгового магазина «Балтика» за счет собственных ресурсов практически отсутствуют.

2.2. Анализ и оценка эффективности использования финансовых ресурсов торгового магазина «Балтика»

Анализ и оценка эффективности использования финансовых ресурсов торговой организации производится в первую очередь путем анализа ее товарооборота, т.е. объема продаж за определенный период времени.

Для целей анализа рассматривают товарооборот по структуре (ассортименту), объемным показателям, срокам (сезонности), точкам продаж и т.д. Состав бухгалтерской отчетности не позволяет осуществить детальный анализ товарооборота.

В составе сводных показателей, как правило, оцениваются:

  • динамика товарооборота;
  • однодневный товарооборот;
  • товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на одного торгового работника;
  • товарооборот по отдельным группам товаров;
  • время обращения товаров (в днях) и скорость обращения товаров (число товарооборотов, совершаемых в определенный период времени).

Простейший показатель, рассчитываемый в рамках анализа деятельности торговой организации – динамика товарооборота или изменение его объемов за некоторый период времени. Расчет указанного показателя можно производить с учетом индекса-дефлятора, в сопоставимых ценах, что позволяет очистить показатели товарооборота от роста, вызванного не увеличением физических объемов продаж, а общим ростом цен.

Расчет показателя динамики товарооборота в текущих и сопоставимых ценах приведен в таблице 33.

Таблица 33

Динамика товарооборота торгового магазина «Балтика» за 2016-2018 гг.

Наименование показателя

2016

2017

Изменение к предыдущему периоду, %

2018

Изменение к 2016 году, %

В текущих ценах

11 739

12 064

+2,77

11 896

1,33

11 739

11 316

-3,60

10 521

-10,38


Для пересчета текущих цен в сопоставимые мы применяем индекс-дефлятор 6,61 % для 2017 года и 6,06 % для 2018 года в соответствии с имеющимися оценками уровня инфляции.

Оценка объемов товарооборота в сопоставимых ценах совершенно иначе характеризует хозяйственную деятельность предприятия, физические объемы продаж сокращаются, рост товарооборота достигается только за счет общего роста цен.

Для анализа торговой деятельности часто используется коэффициент ритмичности, который позволяет оценить сезонность продаж.

Для анализа ритмичности оцениваются обороты за отдельные периоды (квартал или месяц) (см. табл. 34).

Таблица 34

Анализ ритмичности торгового магазина «Балтика» за 2017-2018 гг.

Период

Товарооборот, тыс. рублей

Удельный вес, %

2017

2018

2017

2018

1-й квартал

3 001

2 615

24,88

21,98

2-й квартал

3 310

3 793

27,44

31,88

3-й квартал

2 768

2 789

22,94

23,44

4-й квартал

2 985

2 699

24,74

22,70

Итого за год

12 064

11 896

100

100

Коэффициент ритмичности составит: (24,88 + 27,44 + 23,44 + 22,70)/100 = 0,98

Показатель ниже единицы свидетельствует об общем снижении ритмичности продаж по сравнению с предшествующим периодом.

По данным бухгалтерской отчетности рассчитываются также ряд других показателей, характеризующих эффективность использования оборотных средств (см. табл. 35).

Таблица 35

Анализ оборачиваемости средств торгового магазина «Балтика» за 2017-2018 гг.

Показатели

2017

2018

Динамика

Выручка от продаж, тыс. рублей

12 064

11 896

-168

Число дней в отчетном периоде

360

360

Х

Однодневный оборот, тыс. рублей

33,51

33,04

-0,47

Средняя стоимость оборотных средств, тыс. рублей

2 033

2 782

749

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

5,93

4,28

-1,65

Коэффициент закрепления оборотных средств

0,17

0,23

0,06

Длительность одного оборота средств в днях

61

84

23

Сумма дополнительно привлеченных (высвобожденных)средств в результате изменения длительности оборота

х

х

759,92

Прибыль от продаж, тыс. рублей

8 418

8 439

21

Рентабельность оборотных средств, %

414,07

303,34

-110,73