Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии («Балтика).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управлением финансовых ресурсов предприятия
1.1. Понятие и особенности формирования финансовых ресурсов предприятия
1.2. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ использования финансовых ресурсов в торговом магазине «Балтика»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового магазина «Балтика»
2.2. Анализ и оценка эффективности использования финансовых ресурсов торгового магазина «Балтика»
Итак, финансовые ресурсы являются неотъемлемой составной частью совокупных экономических ресурсов предприятия (наряду с материальными, нематериальными, трудовыми и другими видами ресурсов), формируемых им для использования в хозяйственной деятельности.
1.2. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
Движение финансовых ресурсов на предприятии проходит три стадии: формирование, использование и оборот. Каждой из стадий присущи свои критерии оценки эффективности:
- в формировании - это оценка финансовой устойчивости;
- в использовании - оценка деловой активности;
- в обороте - оценка платежеспособности.
Формирование финансовых ресурсов нацелено на обеспечение предприятия требуемыми для ведения хозяйственной деятельности денежными средствами, минимизацию их стоимости, оптимизацию структуры для укрепления финансовой устойчивости.
Использование финансовых средств должно обеспечивать их рациональное распределение в целях увеличения прибыльности, повышения финансовой устойчивости, нормализации платежеспособности предприятия. Управление оборотом финансовых ресурсов направлено на регулирование их превращения из товарной в денежную форму и обратно таким образом, чтобы для выполнения финансовых обязательств предприятия в нужный момент времени не испытывала нехватку в финансовых ресурсах.
Таким образом, для комплексной оценки эффективности использования финансовых ресурсов следует изучить показатели, характеризующие эффективность формирования, использования и оборота финансовых ресурсов на каждой стадии их движения.
Оценка ликвидности предприятия производится преимущественно на основе прошлых данных, содержащихся в ее бухгалтерском балансе. Ликвидность предприятия зависит, с одной стороны, от наличия платежных требований к ней, с другой стороны, от наличия у нее потенциальных платежных ресурсов. Таким образом, если потенциальные платежные средства предприятия в каждый момент времени превышают ее платежные
обязательства, то она может считаться ликвидной[10].
При анализе ликвидности баланса предприятия активы баланса классифицируются на четыре группы по следующим признакам:
Активы - по степени убывания ликвидности:
А1 - Быстрореализуемые активы;
А2 - Среднереализуемые активы;
А3 - Медленнореализуемые активы;
А4 - Труднореализуемые активы.
Для того, чтобы дать более точную оценку платежеспособности предприятия в отечественной деятельности изучается размер чистых активов, а также их динамичность. Чистыми активами предприятия называют повышение активов перед пассивами, которые принимаются в расчёт. Денежное и неденежное имущество предприятия всегда относят к активам, которые участвуют в расчётах, исключая при этом задолженность учредителей по сделанным взносам в уставный (статусный) капитал.
Ликвидность и платежеспособность - это два наиболее значимых показателя финансового состояния предприятия. Представим рекомендации по увеличению двух данных показателей.
1. Роль и масштаб коэффициента промежуточной ликвидности сможет улучшиться при внедрении череды управленческих решений. В приложение к тем, которые были описаны в данной работе при представлении показателя общей ликвидности, нужно указать на:
- приведение или пересмотр в грань снижения имеющихся нормативов, которые определяют размер производственных резервов, а также резервов готовой продукции;
- реализацию (при том условии, что прибыль и не была получена) тех запасов, которые не используются.
2. Значение показателя абсолютной ликвидности, в большинстве случаев улучшается при внедрении череды управленческих решений. В приложение к тем, которые были описаны в данной работе при представлении показателя общей и интервальной ликвидности, нужно указывать на:
- эксплуатирование системы скидок с целью акселерации оборачиваемости дебиторских долгов;
- аугментация срока оплаты представленных счетов;
- разбивка платежей поставщикам на ряд этапов[11].
3. Значение показателя абсолютной ликвидности, в большинстве случаев улучшается при внедрении череды управленческих решений, наиболее функционирующими из которых являются следующие:
- уменьшение не связанных с производством расходов;
- реализация внеоборотных активов, а также тех, которые не были использования;
- вербовка длительных причин финансирования;
- повышение прибыли продаж (при помощи увеличения отпускных цен и уменьшения затрат на производство).
Показатели обеспеченности запасов соответствующими источниками финансирования можно трансформировать в трехфакторную модель (S):
S = (ΔСОС, ΔСДИ, ΔОИ) (1)
Данная модель характеризует четыре типа финансовой устойчивости (абсолютная, нормальная, неустойчивое финансовое положение и кризисное состояние). Типы финансовой устойчивости предприятия служат отражением стабильности, когда имеет место превышение доходов над расходами, что позволяет достаточно свободно использовать собственные денежные средства.
Коэффициенты финансовой устойчивости:
1. Коэффициент автономии:
(2)
где КиР – капитал и резервы,
ВБ – валюта баланса.
Норматив – больше 0,5.
2. Коэффициент концентрации заемного капитала:
(3)
где ДО – долгосрочные обязательства,
КО – краткосрочные обязательства.
3. Коэффициент финансовой устойчивости:
(4)
4. Индекс постоянного актива:
(5)
где ВА – внеоборотные активы.
Коэффициенты деловой активности показывают, насколько результативно предприятие применяет свои средства. В финансовом менеджменте наиболее часто используются следующие показатели оборачиваемости:
1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала:
(6)
где В – выручка.
2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:
(7)
3. Коэффициент оборачиваемости заемного капитала:
(8)
4. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
(9)
где ДЗ – дебиторская задолженность.
5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности [6]:
(10)
где КЗ – кредиторская задолженность.
Одним из основных показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность.
Рентабельность активов:
(11)
Рентабельность основных производственных фондов или рентабельность основных средств:
(12)
Рентабельность продаж:
(13)
где Ппр – прибыль от продаж.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность денежных средств предприятия (собственных, заемных и привлеченных), которые находятся в его распоряжении и служат для дальнейшего функционирования предприятия, с целью получения прибыли, повышения конкурентоспособности, а также обеспечения его финансовых потребностей.
К финансовым ресурсам можно отнести не все имеющиеся денежные средства предприятия, а только те, что опосредуют процесс производства и оказания услуг, используются для финансирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это определяет отличительный признак финансовых ресурсов - использование их на цели расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных и социальных потребностей.
Инструменты управления финансами включают планирование, контроль, а также организацию и информационное обеспечение. Планирование состоит из таких фаз как определение целей, прогнозирование, анализ проблем, поиск возможной альтернативы, а также оценка принятых решений[12].
Как правило, за планированием следует этап, который связан с контролем выполнения планов, предполагающий установление расхождений между фактом и планом, а также установление причин данных расхождений. Информация, полученная по результатам анализа и контроля, используется для дальнейшего процесса планирования.
В системе оптимизации денежных потоков предприятия важное место принадлежит их сбалансированности во времени. В процессе такой оптимизации используются два основных метода - выравнивание и синхронизация. Выравнивание денежных потоков направлено на сглаживание их объемов в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени. Этот метод позволяет устранить в определенной мере сезонные и циклические различия в формировании денежных потоков (как положительных, так и отрицательных), оптимизируя параллельно средние остатки денежных средств и повышая уровень абсолютной ликвидности.
Оценка эффективности использования финансовых ресурсов состоит из различных компонентов, однако, основная ее цель - это улучшение результативности деятельности предприятия путем внедрения более совершенных способов использования финансовых ресурсов и управления ими.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ использования финансовых ресурсов в торговом магазине «Балтика»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового магазина «Балтика»
Торговый магазин Балтика действует с 06.08.2001 г. Основной вид деятельности - торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах.
Ассортимент товаров формирует преимущественно директор, при этом налажены связи и заключены долгосрочные договора с постоянными поставщиками, качество товаров которых проверено годами.
Торговые помещения отвечают всем технологическим, санитарно-гигиеническим, архитектурно-эстетическим и другим требованиям. Общетехническое оснащение включает: освещение, отопление, вентиляцию, санитарно-технические и противопожарные устройства, окна магазинов представляют собой витринную систему.
Помещение магазина оборудовано современным торговым оборудованием: пристенными стеллажами, подиумами, металлическими стойками с перфорацией.
Организационная структура торгового магазина «Балтика» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура управления в торговом магазине «Балтика»
Организационную структуру торгового магазина «Балтика» можно отнести к линейно-функциональной. Большим плюсом данной системы является качественное разделение труда в управлении, при котором руководители оставляют за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при непосредственном участии и помощи работников.
Но есть и минус при управлении – это постоянная необходимость в согласовании принимаемых решений. Это приводит к замедлению сроков принятия решений - не всегда удается во время решить возникающие проблемы или вопросы в процессе деятельности. Данный минус отрицательно сказывается на системе управления персоналом, и в целом на организацию торговли.
Директор является главным руководителем магазина. В его подчинении находятся бухгалтер, администратор зала, а так же вспомогательный персонал. Директор определяет направления развития магазина в формировании финансовой, ценовой, кредитно-банковской, налоговой и страховой политики, социальной и внешнеэкономической деятельности.
Непосредственно директор принимает все решения по рекламной деятельности магазина.
Бухгалтер, как и на всех предприятиях, осуществляет организацию бухгалтерского учета, ведет контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, за сохранностью имущества магазинов, формирует и предоставляет в налоговые и другие органы соответствующие отчеты, несет ответственность за организацию внутреннего аудита, выполнение оперативных бюджетов, за компьютеризацию системы учета.
Администратор торгового зала отвечает за качество обслуживания покупателей продавцами, соблюдение трудовой дисциплины в коллективе и другие аспекты производственного характера.
Для качественной работы магазина необходимо, что бы директор и сотрудники имели соответствующее образование и подготовку для эффективной работы. Не маловажную роль играет и возраст работников, а так же их стаж работы и опыт.