Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты психологии управления персоналом
1.1. Психология управления: ее объект и предмет психология управление мотивация конфликт
1.2. Психологические закономерности управленческой деятельности
Глава 2. Личность как объект управления
2.1. Понятие личности и ее структура
2.2 Темпераменты сотрудников и их взаимосвязь с организацией и содержанием труда
2.3 Управление типами сотрудников в зависимости от из репрезентативной системы
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Отношение к новому положительное |
Отношение к новому безразличное |
Отношение к новому отрицательное |
Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим в наоборот |
Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета |
Отношение к опасности расчетливое, без особого риска |
Отношение к опасности хладнокровное, невозмутимое |
Отношение к опасности тревожное, растерянное, подавленное |
Стремление к цели сильное, с полной отдачей |
Стремление быстрого достижения цели с избеганием препятствий |
Достижение цели медленное, упорное |
Стремление к цели то сильное, то слабое с избеганием препятствий |
Значительная переоценка своих способностей |
Некоторая переоценка своих способностей |
Более реальная оценке своих способностей |
Чаще недооценка своих способностей |
Умеренная внушаемость и мнительность |
Небольшая внушаемость и мнительность |
Слабая внушаемость, мнительность |
Большая внушаемость и мнительность |
Холерики отличаются сильной возбудимостью и прерывистыми действиями. Им свойственны резкие и стремительные движения, наличие силы и импульсивности, яркие выраженности эмоционального переживания. Из-за неуравновешенности и увлеченности делами, холерики склоны осуществлять свою деятельность при помощи всех сил и на грани истощения. В трудовой деятельности холерики предпочитают разные виды деятельности, особенно динамические, отлично реагируют на инновации, любят работать в коллективе.
Холерики осуществляют свою деятельность рывками, быстро теряют интерес, не внимательны к деталям. Сомнения в работе холерики воспринимают как оскорбления, из-за чего может возникнуть конфликт. При правильной мотивации холерики способны правильно организовать свою деятельность, преодолевать трудности и соответствующие нагрузки, смогут полностью отдаваться работе.
Флегматики проявляют низкую активность в поведении, новые задачи выполняются медленно, но в срок. Флегматики – это спокойные и медлительные люди, любят работать в одиночестве, ни от кого не завися. Флегматики постоянно сравнивают свои действия с перспективами. Очень сложно отказываются от определенной модели выполнения действий, что
приводит к сложной адаптации нововведениям. Но при этом флегматики достигают больших успехов в работе, для которой характерно равномерное напряжение сил, терпения и устойчивое внимание.
Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро находят общий с людьми, очень общительны. У них быстро сменяются чувства и эмоции. Эмоции не глубокие. Предпочитают работать в коллективе и любят разнообразную работу. Сангвиники предпочитают точность и практичность. Сангвиники склоны к проявлению инициативы, недооценивают время. Имеют способности к восприятиям, обработки и запоминании больших объемов информации. Имеют стремление к решению сложных задач.
Меланхолики слабо выражают свои чувства. Им сложно на чем-то долго сосредотачиваться. Сильные воздействия чего-либо вызывают у меланхоликов заторможенность в действиях. Им свойственны сдержанности и приглушенная речь, движений. Они застенчивы, робкие, нерешительные. В работе предпочитают производить мало усилий и не брать на себя ответственность.
Любой коллектив будет более эффективным, если в нем присутствуют все типы темперамента, потому что:
- меланхолик первым чувствует направление начала поиска
- холерик выполняет функции бесстрашного разведчика
- сангвиник – это источник положительной энергии и генератор идей
- флегматик занимается анализом поступающей информации и разрабатывает полностью продуманное решение.
Стоит отметить, что в чистом виде данные типы темперамента не встречаются, но для каждого человека характерно преобладание определенных черт темперамента.
2.3 Управление типами сотрудников в зависимости от из репрезентативной системы
Каждые люди по-разному воспринимают окружающий мир. Есть 3 основных сенсорных канала:
- визуальный
- аудиальный
- кинестетический.
Репрезентативная система – это сенсорные каналы восприятия. Каждый человек обладает тремя сенсорными каналами, но преобладать может только один.
Визуальный канал: восприятие поступает через зрение.
Аудиальный канал: восприятие поступает через слух
Кинестетический канал: восприятие идет через ощущения.
Согласно сенсорным каналам различают следующие типы сотрудников:
- визуалы
- аудиалы
- кинестетики.
Необходимо учитывать, что восприятие может проходит не через один сенсорный канал, а сразу через несколько.
Изучим более подробно каждый из типа личностей:
1. Визуал обладает следующими особенностями:
- преимущественно прямая поза
- скованность жестов
- легкое дыхание
- высокий голос
- взгляд направляет выше уровня глаз
- может быть экстравагантным
- держит порядок на рабочем месте
- часто употребляет слова: увидеть, смотреть, иметь ввиду.
Визуал прежде всего замечает формы, цвета предметов, линий, гармонии. Придает особое внимание внешним проявлениям в одежде, имедже, мимике.
2. Аудиал обладает следующими особенностями:
- закрытая поза
- зажатые или свободны телодвижения
- дыхание полное
- красивый голос
- взгляд направляет либо на уровне глаз, либо чуть ниже
- нет характерных черт внешности
- любит тихие рабочие места, стремится к тишине или тихой спокойной музыке
- обладает богатым словарным запасом.
Аудиал замечает все что связано со слухом, придает особое значение словам, интонациям, тембрам голоса, ритмам речи собеседников.
3. Кинестетик обладает следующими особенностями:
- сутулость, плечи опущены
- свободное дыхание
- низкий голос
- взгляд опущен
- не любит стеснение в одежде
- часто беспорядок на рабочем столе.
Кинестетик – это человек, который воспринимает все через запах, вкусы, температуры. Для него самое главное это прикосновения, интуиция, движения, практический опыт.
Для того, чтобы эффективно работать с сотрудниками, необходимо правильно управлять их сенсорными каналами.
2.4. Типы сотрудников в зависимости от из стиля мышления
Выделяют 5 типов сотрудников в зависимости от из стиля мышления: аналитики, прагматики, идеалисты, критики.
Аналитики – это люди с аналитическим типом мышления, которые склоны к оперированию данными, осуществление деятельности на основе документов и инструкций. Они тщательно все продумывают, очень педантичны. Тщательно продумывают принимаемое решение, взвешивают все за и против. Тщательно планируют свою деятельность.
Аналитик успешен:
- в работе с важными проектами, которые требуют высокую концентрацию и профессионализм
- в разработке стратегических решений
- в сравнении различных вариантов
- в составлении справочников
- в единоличном выполнении работ.
Аналитик не успешен:
- при ограниченности во времени, неопределенности
- при изменяющихся условиях
- при наличии конфликтов.
Прагматики заинтересованы в получении определенных результатов. Ориентируются на нововведения, заряжаются новыми идеями.
Прагматики успешны:
- при открытии нового проекта, при осуществлении новой деятельности
- при принятии решений в условиях неопределенности
- при условии быстрой организации единомышленников.
Прагматики снижают свою активность:
- при выполнении монотонной, однообразной работы
- при затягивании сроков
- при осуществлении деятельности с медлительными людьми
- при высокой авторитарности начальства.
Реалисты схожи с прагматиками, только в отличие от них они реально оценивают свои шансы. Они нацелены на создание команд, опираются в своей деятельности только на фактические данные.
Реалисты преуспевают:
- при управлении
- при контакте со внешней средой организации
- при переговорах.
Реалисты не успешны:
- в доверительных ситуациях
- в ситуациях, требующих наличия перерыва
- при наличии искаженных фактов.
Идеалисты склоны к рассуждению о высоких нравственных ценностях. Стремятся помочь людям.
Идеалисты являются успешными:
- в улаживании конфликтных ситуаций
- при переговорах
- в неформальном лидерстве
- при создании системы мотивации.
Их эффективность снижается:
- в борьбе интересов
- при критике.
Критики склоны к выявлению ошибок, часто язвительны в общении и ироничны. Но при этом именно они могут вовремя выявить возможные риски.
Критики являются эффективными:
- при создании прогнозов
- при отстранении авторитарного руководителя, которые не признает инакомыслие
Критики не эффективны:
- при часто возникающих конфликтах
- в условиях стабилизации команды.
Кейс
Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер. На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".
2."На первый взгляд он (Кирилл Владимирович Трунин) не производил впечатления: среднего роста, фигурой не примечателен, одевается по усредненной моде, когда-то носил костюм, рубашку с галстуком, теперь в джинсовой одежде и куртке с молниями, ничего броского, дорогого, глазу не зацепиться. Обычная советская семья, родители-инженеры, жили скромно, как все, от зарплаты до зарплаты. Трунин и школу, и юрфак университета закончил середняком, как любили тогда выражаться: рядовой товарищ, обыкновенный советский человек. Но он родился лидером, очень быстро это осознал, легко подчинял сверстников, но уже в школе понял, что общество, в котором он живет, любит лишь серый цвет, средний рост, не умных, а хитрых, не способных, а приспосабливающихся. И тогда еще без отчества, просто Кирилл Трунин, запрятал свое лидерство глубоко внутрь, начал присматриваться к окружающим, в основном к людям, успешно продвигающимся вверх. Он быстро и без особого труда определил, что лестница, ведущая наверх, практически одна - комсомол, затем партия, далее со всеми остановками, сколько пролетов осилишь, так высоко и заберешься. Принцип подъема по этой лестнице, как он понял, был достаточно прост. Необходимо постоянно угождать вышестоящему, казаться не шибко умным, лишь сообразительным и очень расторопным, выжидать либо подловить, когда шеф сам оступится, либо в нужный момент подножку поставить, сбросить вниз, быстренько занять место и кричать, как умен и неповторим проходимец, карабкающийся на пролет выше".
Ответьте на вопросы:
1). Какие типы сотрудников представлены, охарактеризуйте тип направленности, темперамента, мышления;
2) Какие проблемы могут возникнуть в совместной работе этих сотрудников?
3) Как Вы будите выстраивать общение с каждым из них?
1) Гуров преобладает направленность к работе, то есть для него его работа является главным, он считает себя отличным специалистом своего дела. Для него работа — это источник собственной значимости. Люди такой направленности могут эффективно руководить другими людьми, брать на себя ответственность, они увлечены совей работой.
Гуров относится к флегматическому типу темперамента, потому что проявляет низкую активность в поведении, новые задачи выполняются медленно, но в срок. Флегматики – это спокойные и медлительные люди, любят работать в одиночестве, ни от кого не завися. Флегматики постоянно сравнивают свои действия с перспективами. Очень сложно отказываются от определенной модели выполнения действий, что приводит к сложной адаптации нововведениям. Но при этом флегматики достигают больших успехов в работе, для которой характерно равномерное напряжение сил, терпения и устойчивое внимание.