Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты психологии управления персоналом
1.1. Психология управления: ее объект и предмет психология управление мотивация конфликт
1.2. Психологические закономерности управленческой деятельности
Глава 2. Личность как объект управления
2.1. Понятие личности и ее структура
2.2 Темпераменты сотрудников и их взаимосвязь с организацией и содержанием труда
2.3 Управление типами сотрудников в зависимости от из репрезентативной системы
Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.
Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие. [10, с. 278].
Глава 2. Личность как объект управления
2.1. Понятие личности и ее структура
Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет в виду прежде всего — личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое?
Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. [20, с. 198].
Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он получил, посещая параллельно и медицинский факультет университета, немало помогли ему в его всемирно известной карьере. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Вот почему в ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в 70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в “Службу человеческих ресурсов”. Суть этих изменений в том, что люди — персоны, личности — рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются и существуют оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно как личностей. Совсем не случайно лозунгом известной фирмы “Мацусита” является: “Фирма сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию”.
Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А.Бердяев писал: “Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все”. [15, с. 224].
Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.
Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: “человек”, “личность”, “индивидуальность”.
Человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.
Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности.
Очень интересно происхождение самого слова “личность”. В русской литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную характеристику человека. В Академическом словаре 1847 г. можно прочесть, что этим словом обозначается “отношение одного лица к другому”. Тут же дается норма того времени: “Никакая личность не должна быть терпима в службе”. Дано и второе, видимо сохранившееся и до сих пор, значение слова “личность” — “колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление” (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв “не переходить на личности”).
Этимологический анализ происхождения термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово “личность” восходит к корню “личина”, маска, “накладная харя”, которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском, personnalite во французском, Personlichkeit в немецком — все эти термины происходят от латинского persona, а оно – от этрусского phersu – маска, характерная для бога потустороннего мира. Латинское слово “persono” означает “произносить”, говорить через отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре. Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось гражданское “лицо”. Однако раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой роли, никакого признаваемого обществом характера — он не имел общественной маски. [17, с. 164].
Позже, с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.
Следует сказать, что до сих пор понятие “личность” на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был “благородный муж”, т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.
В целом, структура личности может быть — в теоретическом плане — представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:
1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание). [19, с. 29].
2.2 Темпераменты сотрудников и их взаимосвязь с организацией и содержанием труда
Темпераменты обусловлены разными типами нервных систем и отражают врожденную характеристику поведения.
Темперамент выражает динамические стороны поведения людей, то есть особенность темпераментов проявляются в работоспособностях, адаптивности, стрессоустойчивости и иных показателях.
Каждый человек в процессе общения должен учитывать особенности темперамента других людей. Это позволит общение сделать более продуктивным и результативным.
Каждый отдельный темперамент не может быть хорошим или плохим, именно поэтому основные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента другого человека, а на грамотное использование всех положительных особенностей темперамента и на нейтрализацию негативных черт.
Самую первую классификацию темпераментов изобрел Гиппократ. Он выделял 4 типа темпераментов: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник. Такая классификация основывается на преобладании определенных черт темперамента. Необходимо учесть, что в чистом виде тот или иной темперамент не встречается. Всегда присутствует определенная смесь типов темперамента. С цель охарактеризовать поведения людей приведем классификацию чистых типов темперамента. Но для того, чтобы отнести сотрудника к определённому типу темперамента необходимо определить у него наличие следующих черт:
- проявление активности – это степень энергичности сотрудника, его стремление ко всему новому
- проявления эмоциональности – это чуткость к эмоциональным воздействиям
- особенность моторики – это быстрота, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения мышц, часть из которых определяет и речевую моторику. Данная черта проще всего в наблюдении, ее легче определить и выявить.
Благодаря современным исследованиям было установлено, что врожденная, природно-обусловленная индивидуально-типическая особенность человека определенным образом определяет его профессиональный выбор и формирует индивидуальный стиль деятельности.
Было выявлено, что наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуальных стилей являются:
- устойчивые системы приема и способа осуществления деятельности
- обусловленность данных систем личностными качествами
- данные системы являются средствами эффективных приспособлений к объективным требованиям.
Другими словами, индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологической особенностью устойчивая система методов, которая складывается у людей, стремящихся к наилучшим методам осуществления деятельности.
Современная наука установила, что в основе каждого типа темперамента лежит особое сочетание свойств нервных систем. Так, например, Павлов И.П. открыл 3 процесса возбуждения и торможения, силы процессов, их уравновешенности и подвижности.
Определенной сочетание данных свойств дает конкретный тип нервных систем:
- сильные, уравновешенные, подвижные типы – темперамент сангвиника
- сильные, уравновешенные, инертные – темперамент флегматика
- сильные, неуравновешенные, с преобладанием возбуждения – темперамент холерика
- слабые тип нервной системы – темперамент меланхолика.
В таблице 1 приведены характеристики типов темперамента.
Таблица 1 - Характеристика различных типов темперамента
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
1 |
2 |
3 |
4 |
Неуравновешенные поведения |
Хорошо уравновешенные поведения |
Отлично уравновешенные поведения |
Очень неуравновешенные поведения |
Сильное, кратковременное эмоциональное переживание |
Поверхностное, кратковременное эмоциональное переживание |
Слабое эмоциональное переживание |
Глубокое и длительное эмоциональное переживание |
Настроения неустойчивые с преобладаниями бодрости |
Настроения устойчивые, жизнерадостные |
Настроения устойчивые, без радости и печали |
Настроения неустойчивые, пессимизм |
Речь громкая, резкая неравномерная |
Речь громкая, живая, плавная |
Речь монотонная, медленная |
Речь тихая с задыханием |
Терпение слабое |
Терпение умеренное |
Терпение очень большое |
Терпение очень слабое |
Адаптация хорошая |
Адаптация отличная |
Адаптация медленная |
Адаптация трудная |
Общительность высокая |
Общительность равномерная |
Общительность невысокая |
Общительность низкая (замкнутость) |
Агрессивность в поведении |
Миролюбивое поведение |
Сдержанность в поведении |
Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей) |
Отношение к критике возбужденное |
Отношение к критике спокойное |
Отношение к критике безразличное |
Отношение к критике обидчивое |
Страстное, увлекающееся поведение и деятельность |
Энергичное (деловое) или болтливое поведение и деятельность |
Поведение неутомимого труженика |
Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) |