Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов ( Принципы процессного подхода).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
1.1 Принципы процессного подхода
1.2 Преимущества процессного подхода
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
2.1 Цели моделирования бизнес-процесса
2.2 Стадии моделирования бизнес-процессов
2.3 Принципы моделирования бизнес-процессов
2.4 Методы моделирования бизнес-процессов
2.5 Процессный подход и CASE-технологии
3.1 CASE-средства можно классифицировать по типам:
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИИ ООО «MR.BEER»
ВВЕДЕНИЕ
Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.
В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.
Целью данной курсовой работы является изучение применения процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов
Этапы решения поставленной цели:
- Изучить понятие процессного подход
- Изучить преимущества процессного подхода
- Изучить программы для моделирования бизнес-процессов
- Изучить деятельность конкретной фирмы и выполнить анализ бизнес-процессов
Обзор источников.
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ / Козлова А.А. Оренбургский государственный университет E_mail: aku@mail.osu.ru
В данной статье исследована сущность процессного подхода в управлении бизнесом. Выявлены основные принципы процессного управления. Уточнены исполнители бизнес-процесса. Приведены отличительные черты процессного подхода от функционального подхода управления бизнесом. Показан положительный эффект от использования процессного управления для повышения эффективности деятельности предприятия.
CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / Вендров А.М.
Приводимые в статье рекомендации могут способствовать успешному внедрению CASE-средств и уменьшить риск неправильных инвестиций.
Несмотря на высокие потенциальные возможности CASE-технологии (увеличение производительности труда, улучшение качества программных продуктов, поддержка унифицированного и согласованного стиля работы) далеко не все разработчики информационных систем, использующие CASE-средства, достигают ожидаемых результатов.
Обзор предназначен для начинающих и опытных разработчиков информационных систем, для руководителей проектов и системных аналитиков
В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.:РИА «Стандарты и качество», 2004.
Всё самое важное о процессном подходе к управлению — в одной книге. В данной книге можно найти ответы на актуальные вопросы по основным принципам и методам построения системы управления организации, способам совмещения процессного и функционально-иерархического управления, а также ценные советы по построению системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Все рекомендации и аргументы авторов основаны на многолетнем практическом опыте.
Богатин, Ю.В. Экономическое управление бизнесом: учебное пособие для вузов / Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. – М.
Рассматриваются организационно-правовые формы бизнеса, содержание основных функций, а также наиболее актуальные вопросы экономического управления бизнесом, инжиниринг, реинжиниринг, мониторинг производственно-хозяйственной деятельности, система основополагающих показателей, требующих постоянного контроля.
Левиков, Г.А. Управление транспортно_логистическим бизнесом: учебное пособие / Г.А. Левиков. – М.: РКонсульт,2003. – 144 с.
Данную книгу можно использовать в качестве учебника по организации деятельности хозяйственного предприятия и прежде всего, по обилию привлеченного иллюстративно-информационного материала, - транспортной компании, фирмы судового менеджмента
Автор достаточно критичен к выводам и публикациям в области оценок современного глобализма и маркетинга в мире. На многих примерах он подчеркивает противоречивость процессов развития современного мирового хозяйственного процесса, неоднозначность результативности происходящих перемен в области экономики.
Валдайцев, С.В. Управление инновационным бизнесом: учебное пособие / С.В. Валдайцев. – М.: Юнити_Дана, 2001. 343 с.
Рассматриваются вопросы, касающиеся извлечения прибыли и создания новых технологий и результатов прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских (проектно-технологических) работ. Подробно освещаются различные формы коммерциализации новых технологий, возможности продажи последних и организации освоения новшеств собственными силами. Автором предлагается алгоритм бизнес-планирования инноваций, позволяющий предприятию добиться максимизации прибыли и минимизации убытков при расчете цены продукции, выпускаемой по новой технологии.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Благодаря специальным исследованиям были разработаны новые подходы в управлении бизнесом или организацией. К ним относятся: подход с выделением различных школ, процессный подход, системный подход, ситуационный подход. Процессный подход — это управление, основанное на непрерывности взаимосвязанных управленческих решений и функций. Они заключаются в планировании, организации, мотивации, контроле и создании для их связи коммуникаций, а также в принятии решений.
Сам термин «процесс» определяется ГОСТом Р ИСО 9000 (редакция 2008 года). В пункте 3.4.1 говориться, что его следует понимать, как совокупность различных видов деятельности (они обязательно взаимодействуют между собой или являются взаимосвязанными), которая преобразует входы в выходы. ГОСТ Р ИСО 9001 (редакция 2008 года) направлен на процессный подход к управлению качеством. К любому виду деятельности или их совокупности можно применить цикл PDCA (план—дело—контроль—акт). В результате организация должна запланировать определенные мероприятия (включая разработку целей), затем реализовать их, при этом постоянно измерять продукцию и процессы в соответствии с целями и политикой, осуществить действия для постоянного улучшения показателей системы[В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.:РИА «Стандарты и качество», 2004].
Преимуществом такого подхода является непрерывность управления на стыке отдельных функций, выполняемых конкретными службами. В рамках системы управления качеством процессный подход определяет и подчеркивает важность нескольких моментов. В обязательном порядке должно быть понимание и выполнение требований СМК. Процессы необходимо рассматривать с позиции добавляемой ими ценности. Следует также проводить оценку достигнутых (по отношению к запланированным задачам) результатов и результативности системы. Только достоверные измерения могут показать объективную картину улучшений. Процессный подход является стратегией управления. Использование этого понятия означает, что в организации существует управление видами деятельности, которые взаимодействуют и взаимосвязаны между собой, то есть входы одних процессов являются выходами других.
Поскольку процессный подход в настоящее время есть центральное требование ГОСТа Р ИСО 9001, то можно определить основные процессы, которые составляют систему качества. В этот список можно включить (в зависимости от специфики организации он может быть расширен, процессы укрупнены или раздроблены): процесс управления качеством; процесс управления ресурсами; управление персоналом (включая его подготовку); процесс закупки продуктов; процесс проектирования и разработки; процесс управления производством процесс предоставления услуг; процесс управления продуктами (включая несоответствующую продукцию); управление взаимоотношениями с клиентами процесса (включая техсервис); управление приборами и оборудованием для мониторинга и измерений. Процессный подход предполагает четкое определение процессов, их взаимодействий и взаимосвязей (входов и выходов), а также способы измерения результатов. Как правило, все эти требования прописываются в документах системы качества каждой организации, и изображаются на схеме. Документы системы качества утверждаются руководителем организации. Пункт 4.2.2 ГОСТа Р ИСО 9001 требует разработать руководство по качеству, где следует описать, как в рамках системы качества происходит взаимодействие процессов.
Кроме того, необходимо определить область системы менеджмента качества и объяснить любые ее сокращения, а также документировать процедуры СМК или определить ссылки на документы их регламентирующие.
Процессный подход базируется на нескольких основных принципах[В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.:РИА «Стандарты и качество», 2004]:
Восприятие бизнеса как системы
Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем
-
- Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать
- Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом
- Восприятие деятельности как процесса
- Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить
- Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны
- В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу
- Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную
- Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги
- Стандартизация и прозрачность ответственности
- Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством
- Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности
- Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными
- Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов
В последнее время процессный подход к управлению приобретает все большее значение в связи с развитием информационных технологий и необходимостью в реструктуризации предприятий. Вместе с тем, в литературе отсутствует единое определение понятия «процессный подход», а существующие системы процессного управления практически не используют стратегический аспект.
Сущностью процессного подхода является оптимизация системы корпоративного управления, обеспечение ее прозрачности для руководства, способности гибко реагировать на изменения внешней среды[Валдайцев, С.В. Управление инновационным бизнесом: учебное пособие / С.В. Валдайцев. – М.: Юнити_Дана, 2001. 43 с].
Использование процессного подхода к ведению бизнеса является одним из основных источников долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия. Построение эффективной системы управления предприятием, без которой невозможна реализация стратегических замыслов его руководителей и владельцев, требует детального анализа существующих бизнес-процессов и их последующей оптимизации.
1.1 Принципы процессного подхода
Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.
При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:
Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса[Левиков, Г.А. Управление транспортно_логистическим бизнесом: учебное пособие / Г.А. Левиков. – М.: РКонсульт,2003. – 144 с.];